18.07.2008. БАТУРИН. Семь чудес Седнева, или как рождаются скульптуры для дворца-комплекса казацкого Батурина
ГДЕ ТА САМАЯ «В,ЄТЬСЯ РІЧЕЧКА»
Пару часов езды от Киева — и в 25-ти километрах за Черниговом вы попадаете именно туда, где обессмертил себя этими строчками Леонид Глибов:
Стоїть гора високая,
Попід горою гай.
Зелений гай, густесенький,
Неначе справді рай.
Та самая, что «під гаєм в’ється річечка», называется Снов. В старину и сам городок назывался Сновск — под таким именем он упоминается и в старейшей Ипатьевской летописи, где датируется 1068-м годом.
В XII — XIII веках поселение входило в состав Черниговского княжества и было разрушено-разграблено монголо-татарами в 1239 году. А затем стало сотенным городком (1648—1781) Черниговского полка, закрепив за собой название Седнев.
Этот городок известен всем украинским живописцам, ведь они всегда выбирали уникальные по красоте места. Не случайно лет сорок назад здесь был открыт Дом творчества Национального союза художников Украины. В Седневе часто бывала Татьяна Яблонская (она подолгу жила и творила здесь). Недавно местные власти установили памятник художнице. Наведывались сюда и другие художники, а также писатели Леонид Глибов и Борис Гринченко.
А когда-то, в 1846-м и 1847-м, в родовом имении братьев Лизогубов, принадлежащих к старинному казацко-старшинскому роду, гостил Тарас Шевченко. В Седневе он создал портреты братьев и несколько рисунков с видами, а также написал поэму «Ведьма». Поэт любил сидеть в парке под роскошной липой, и теперь мы ее знаем как Шевченковскую. Говорят, что дереву 600 лет, и оно было свидетелем нашей истории задолго до того, как братья Лизогубы разбили на 22 гектарах свой замечательный парк.
Между прочим, этой семье когда-то принадлежал весь старинный городок. Сохранилась усадьба XVII — XIX вв. и каменный дом рядом. В этой усадьбе родились братья Дмитрий и Федор Лизогуб. Младший, Федор Андреевич (1851—1928) — известный общественный деятель, украинофил, меценат — был инициатором сооружения памятника Котляревскому в Полтаве, издавал его произведения, открыл музей, материально поддерживал школу художественного промысла имени Гоголя в Миргороде. Старшего брата — народовольца Дмитрия (1850—1879) — также можно назвать меценатом, поскольку не только все свои капиталы, но и собственную жизнь он отдал борьбе с самодержавием и был казнен в Одессе. Кстати, Дмитрий был одним из главных основателей организации «Земля и воля», и здесь, в своем седневском доме, прятал не кого-нибудь, а самых знаменитых народовольцев того времени — Софью Перовскую и Александра Желябова.
В лизогубовском доме, построенном в XIX веке, любил гостевать Тарас Шевченко, но сохранилась и старая усадьба, с толстенными стенами — знаменитая «кам’яниця Лизогубів» (XVII век). У этой «кам’яниці» есть еще пара подруг-ровесниц — каменная Свято-Воскресенская церков (1792) и деревянная Георгиевская, возведенная тогда же без единого гвоздя. Семь лет назад она покосилась подобно Пизанской башне и, говорят, рухнула бы, если б не «ВЕДОМОСТИ», забившие тогда тревогу, и местный меценат Василий Соколенко. Ныне храм восстановлен.
Уже это далеко не полное перечисление достопримечательностей (а есть же еще и живописная альтанка Глибова, 800-летний дуб, могила Грыця Блаженного, который предсказал и Крымскую войну, и десять лет каторги Кобзарю и до сих пор почитается защитником на уровне святого) говорит о том, что Седнев может стать туристической меккой. О Лизогубах, которым в Украинской советской энциклопедии посвящен разворот, и о необычайном Грыце — разговор отдельный, а нам пора перенестись в современность, тем более, что мы прибыли как раз на День Седнева. Спортплощадка возле школы, располагающейся в лизогубовском доме, заполнена доброй тысячью местных жителей и гостей. Песни, пляски после выступлений и выездная бойкая торговля… Весело, но хочется поторопить время, которое тут если не остановилось, то все же движется медленней, чем в других местах. Вот, к примеру, давно намечено переселить школу из лизогубовского дома в новое здание, которое начали строить несколько лет назад, а в доме, где бывали Кобзарь и еще многие знаменитости, создать музей. Вопрос этот решен, да только строительство по уникальному проекту застопорилось по причине смены власти и отсутствия средств.
— Выгнали нулевой цикл и первый этаж, истратив на это четыре миллиона гривен — и пока все, — поведал «ВЕДОМОСТЯМ» директор школы Валерий Иванов. — Правда, сейчас депутат парламента
Виталий Корж «выбил» на школу два миллиона, а необходим еще десяток миллионов.
— Надеюсь, что добыть всю сумму вскоре удастся, — включается в беседу Корж, — и в 2009-м новая школа распахнет двери, а следом откроется и долгожданный музей. Тогда туристы поедут сюда охотнее.
СЕДНЕВСКИЕ ИЗВАЯНИЯ
Войдя на территорию Дома творчества и миновав памятник Татьяне Яблонской, попадаем в раскидистый сад и в облако… пыли. Для скульпторов это привычное явление. Раздается бодрый и частый стук молоточков. Убеждаемся: трудная это работа. Сперва бросается в глаза светлая фигура казака с прижатым к груди младенцем. Затем — еще несколько десятков незаконченных работ. Директор Дома творчества Алексей Пащенко уточняет, что сейчас над воплощением президентского монументального заказа для дворца-комплекса в казацкой столице Батурине работают тридцать скульпторов из Украины, а также из Америки и Грузии. Изваяния «растут» из известняка и песчаника. Всего их будет около полусотни, в том числе и ансамбль из двенадцати скульптур, где каждая символизирует определенный век. Большая часть их уже на стадии завершения, но еще предстоит строгий отбор, так что сколько из этих работ займет место в Батурине, пока неизвестно.
— А много ли художников живут тут и можно ли здесь отдыхать другим людям? — спрашиваю у Алексея Пащенко.
— Художников из Укрины сейчас у нас более 30, есть еще из России и других стран. Тут они чаще работают, чем отдыхают. Стоимость пребывания 80—100 гривен в день вместе с питанием. Примем и всех желающих полюбоваться нашими красотами — по той же цене.
Станислав БОНДАРЕНКО «ВЕДОМОСТИ»