Протоиерей Дмитрий Смирнов.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОИНАМИ
Протоиерей Дмитрий Смирнов,
глава Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями
Дорогие владыки, всечестные отцы и все высокое собрание!
Наша деятельность, во-первых, очень интересна, во-вторых, очень полезна, в-третьих, очень трудна. В этом виде пастырского служения – капелланстве – есть много всяких аспектов, которые могут отвлекать наше внимание. Понятное дело, что, например, читать правило легче, чем молиться, исповедовать легче, чем вызвать в человеке покаяние, проявить простой формализм всегда проще, чем дойти до самой сути и поступить по-христиански.
Мы всегда должны помнить, что Господь Иисус Христос всегда обличал фарисеев за их формальный подход к духовной жизни. И вот в случае с евреями привел к тому, что те люди, которые полторы тысячи лет ожидали Мессию, они его и распяли, так как были очень увлечены исполнением внешних правил. Правила нужны всегда, но нужно представлять их ценность. Есть ценности, которые выше правил. Евангелие наполнено подобными примерами: вспомним женщину, которую Господь исцелил в Субботу. Она была скрючена болезнью на протяжении многих лет своей жизни, и по правилам нужно было подождать до следующего дня. Но если есть возможность помочь человеку, то зачем ждать еще один день ради какого-то правила.
Поэтому жизнь военного священника наполнена очень важными и интересными вещами. И вот за этим всем, вполне возможно, что мы не видим главного, которое заключается не в повышении уровня патриотизма наших воинов, не в поднятии их военного духа на нужную командиру высоту, не успехи в их служении – это все побочный продукт. Главное для нас как для священников есть приведения этих людей в Царство Божие. Исходя из этого, мы должны строго продумывать все свои действия. Если мы будем это всегда иметь в виду, тогда сможем подобрать и нужные слова, нужные советы и действия. Эта мысль должна быть у нас в голове, и тогда мы не будем обижаться на то, что люди не отзывчивы по отношению к нам, недоверчивые и т.п.
Одна из главных тем нашей конференции – взаимоотношения с людьми других конфессий. В России, к примеру, вторая по величине религия, с которой мы сталкиваемся в армии, это ислам. И по отношению к мусульманам перед нами стоит простая установка: с представителями ислама православный священник должен общаться искренне, с наиболее возможной для него вежливостью и любовью, чтобы любой парень, который исповедует ислам в той или иной форме, уходя из армии, мог сказать: «Никого добрее православного священника по отношению к себе я в жизни не встречал». Ислам (несмотря на то, что это мировая религия) не имеет общей структуры. Там нет предстоятеля, нет структурных авторитетов, нет иерархии. Это стихийное движение, которое группируется вокруг различных духовных лидеров, богословов, имамов и т.д. Поэтому невозможно действовать с исламом целиком. В России шестьдесят два муфтия, причем большинство из них находится друг с другом во враждебном противостоянии, не хуже чем так называемая УПЦ КП к Канонической Украинской Православной Церкви в Украине. Но нас это не касается. Мы готовы каждому представителю ислама рассказать о Христе и отдать возможности своей церковной структуры на удовлетворение религиозных нужд. Например, если солдат-мусульманин выразит вам свою охоту пообщаться с кем-нибудь из мусульманского духовенства, мы тут же должны обеспечить ему это общение, если он нуждается в Коране, священник тут же должен поспособствовать удовлетворению этого религиозного запроса. Такое отношение, в конечном итоге, приведет кого-то из них к христианству. Почему я так утверждаю и об этом говорю. Когда Церковь Христова только начинала свою деятельность на земле, то первых христиан привлекали ко Христу не богословие, не каноническое право, не раздача денег неимущим, а их любовь между собой и любовь к своим врагам. Поэтому если православный пастырь будет превосходить в любви к ближнему униата, католика, раскольника, мусульманина, еврея, то тогда все люди, а в нашем случае военные, будут идти к нам. Поэтому заповедь любви к ближнему должна быть для нас самой главной в нашей пастырской деятельности в Вооруженных силах страны. И Господь, говоря «любите враги ваша», отчасти имел в виду и любовь к раскольнику, католику и другим представителям религиозных верований. Потому что мы должны в первую очередь видеть человека, а не его грех.
Вся проповедь в войсках должна начинаться не со слов, а с практической помощи военнослужащим, для того чтобы расположить человеческое сердце, которое, может быть, в армии впервые сталкивается с вестью о Христе Воскресшем.
Звернення Священного Синоду Української Православної Церквиз приводу 1020-ліття Хрещення Русі
Епископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии: «Без помощи Божией невозможно прийти к вере»