Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии участников

Комментарии участников

Протоиерей Георгий Преториан (Румынская Православная Церковь),
полковник:
«Я безумно счастлив находиться здесь и участвовать в этой встрече. На этой конференции я услышал много важного, что, без сомнения, послужит мне в моей капелланской деятельности. И архиепископ Львовский Галицкий Августин, и архиепископ Гайновский Мирон, и другие участники капелланского форума говорили о проблемах капелланского служения и об их решениях. Этот съезд поистине знаковое событие для священников, занимающихся служением в армии. Самым главным в таком служении я считаю уподобление капелланов Господу Иисусу Христу, а именно быть готовым в любой момент прийти военнослужащему на помощь и даже положить за него свою жизнь. Но при этом не нужно забывать и о другой стороне священнического служения в Вооруженных силах – о евхаристическом служении в армейских частях и приведении молодых людей к Богу через православное богослужение. Мы должны научить военных любить не только свою Родину, но и Бога, и богослужение. Они должны быть полноправными участниками литургической жизни, в которой открывается Бог. Я желаю всем участникам конференции здоровья и Божьей помощи в нелегком служении».

Александр Шевченко, капитан 1 ранга (Департамент гуманитарной политики Министерства обороны Украины): «Мы стоим у истоков той воспитательной политики, которая проводится с личным составом всех категорий, начиная от министра обороны и заканчивая последним военнослужащим в Вооруженных силах Украины. Наше взаимодействие с Церковью длится более 15 лет, со времен зарождения Украинской армии. Сегодня это взаимодействие продолжается, но, к сожалению, в большей мере зависит от личных контактов. Если командиры отдельных частей находят взаимопонимание со священнослужителями, то такое сотрудничество укрепляется.
Несколько лет назад Православной Церковью и Министерством обороны совместно было организовано обучение офицеров основам церковной этики. При Духовной семинарии и академии здесь, в Лавре, обучались офицеры, которые проходили целый курс. Он был разработан преподавателями Духовной академии. Я – один из выпускников этих катихизаторских курсов, которые давали возможность офицерскому составу понять, каким образом Церковь воспитывает своих прихожан, и пробовать прожить все эти моменты изнутри, то есть с точки зрения Церкви. Такое сотрудничество возникло не на пустом месте. Эту мысль нам подсказал владыка Мирон в 2000 году на совместной международной капелланской конференции в Женеве.
К сожалению, последние пару лет эти курсы почему-то прекратили свое существование в том формате, в каком они задумывались. Было предложено из Духовной академии курсы перенести в военные части, где священники продолжали бы обучение в первую очередь офицерского состава, так как именно они занимаются обучением и воспитанием своих подчиненных. Но пока на этом все и остановилось. Я считаю, что есть необходимость возрождения этой традиции в любом формате, который будет приемлем и для армии, и для Церкви.
В связи с переходом ВС Украины на контрактный принцип комплектования до 2011 г. количество верующих в армии возрастет, думаю, что пропорционально будет увеличиваться и количество священников, которые должны знать и уметь, как работать с военнослужащими. С другой стороны, разъяснительная работа среди офицеров поможет улучшить взаимодействие со священниками. Уверен, что эти шаги навстречу не повредят ни одной, ни другой стороне».

Протоиерей Зиновия (Грузинская Православная Церковь): «Капелланская служба у нас создалась 15 лет назад. Но особенно последние два-три года начала активно развиваться. Священнослужитель вместе с военными служит в армии. У нас такая система получилась – Патриарх дает кандидатуру в Министерство обороны, потом министр обороны пишет приказ – и мы служим там как гражданские. А зарплату получаем как высшие офицеры.
Служение военного священника очень эффективно, потому что в нашей армии служат 98% православных, есть мусульмане, протестантов почти нет.
Я очень рад присутствовать на этом собрании и выслушать мнения участников конференции. И думаю, что такие конференции должны стать традиционными. Необходимо, чтоб православные капелланы встречались и делились своими проблемами, опытом, ведь это очень полезно для всех».

Священник Сергий Лободанов (Беларусь): «Я являюсь военным священником, окормляющим Могилевскую епархию Белорусской Православной Церкви. Как и в Украинской Православной Церкви, небольшой опыт капелланства имеется и у нашей Православной Церкви, и у Белорусской армии. Нас также приглашают в части на присягу. Если нас не приглашают, мы не приходим, не имеем права.
Но в некоторых моментах у нас есть небольшие сдвиги. Так, с некоторыми родами войск – с внутренними войсками и пограничным комитетом – у нас есть соглашение о сотрудничестве. Там священнику работать проще. Остальные войска видят священника один-два раза в год, по мере того, как нас приглашают. Или вообще не видят.
Мне сейчас вспомнился небольшой пример того, насколько священник своим благочестивым поведением (не панибратством, а именно авторитетом) может изменять людей. В нашем городе, где стоит бригада внутренних войск, мы построили храм великомученика Георгия Победоносца. Строили его довольно долго, и моим помощником был заместитель командира бригады по идеологической подготовке (говоря иначе, замполит). В армии не все смотрят на священника хорошо, есть люди, которые раздражаются при виде его. Так получилось, что этот человек стал помогать строить храм и как-то пришел помолиться. Я открыл храм. Проходит минут сорок, я смотрю, храм открыт, спрашиваю у дежурных: «Ушел?» «Нет», – отвечают. Захожу в храм и вижу: человек стоит на коленях и молится перед иконой. Он простоял два часа на коленях в храме – молился (этот офицер закончил Ленинградскую политическую академию). За 10 лет своего служения священнического я такого не видел ни разу – насколько стремление к Богу может приносить такие плоды. А его, оказывается, обидели в разговоре, сказали: «Что же ты попам помогаешь, храм строишь? Ты же замполит!». Храм стоит, мы в нем служим, а человек пришел ко Христу, стал верующим.
Таких примеров, видимо, много, и будут еще, но есть проблема общения священника с личным составом. Если с офицерами, которые служат 5-10 лет, мы можем общаться, строить какие-то отношения, то у солдата мало времени для общения со священником: наряд на кухне, учения, служба, охрана, а нужно отдохнуть, выспаться. Мы пришли к мнению, что нужно помогать готовить новобранцев в комиссариатах: проводить беседы с новобранцами на призывном пункте, знакомить с церковью, священником. Со временем стали проводиться ежегодные военно-спортивные слеты православной молодежи, где мы совместно с пограничниками или совместно с внутренними войсками берем юношей на неделю (чаще всего приурочиваем к 22 июня, началу Великой Отечественной войны), они живут в палатках вместе с нами, общаются, встречаются с офицерами, участвуют в спортивных соревнованиях. Ночью 22-го числа служится Божественная литургия, мы возлагаем венки, приходят курсанты военных академий, приезжает митрополит Филарет. Приезжают дети.
При нашем храме мы организовали военно-патриотический клуб «Пересвет», где совместно с офицерами, военными готовим ребят к службе в армии.
Иногда священники звонят в военкомат и просят за своих бывших воспитанников, чтобы забрали его в армию. Обычно люди звонят и просят об отстрочке от армии, а тут священник просит забрать в армию.
Когда узнают, что ребята из этого клуба, то все понятно: человек здоров, морально устойчив и идет служить в армию с желанием.
Священник помогает готовить кадры, и военнослужащие участвуют в воспитании новобранцев. Православный человек – скромный, спокойный, физически сильный, он не трус и не бесшабашный храбрец.
Авторитет священника зарабатывается годами, а за неделю может сойти на нет из-за недостойного поведения. Поэтому от священника требуются особые усилия, в первую очередь личного характера.