Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Евгений Денисов. Военные священники

Вооруженные одним оружием – основанным на вере мужеством – они выносили раненых с поля боя, причащали под свист пуль умирающих, а порой – поднимали с крестом в руках своих «прихожан» в атаку.
Военные священники
Пришёл корабельный священник-старик,
И слезы у многих блеснули.
(Из песни «Раскинулось море широкое»)

Евгений Денисов

В прессе все чаще поднимается вопрос о введении в Вооруженных силах страны института войсковых священников. Аргументы «за» и «против», жаркая полемика – свидетельство тому, что проблема есть, она существует и ее необходимо разрешать. Позволю напомнить, в свое время роль воспитателей отводилась политработникам, далее их функции перешли к психологам. Ныне все более склоняются к мнению ввести штатную должность – полковой священник. Желая внести посильную лепту в разрешение назревшей проблемы, предлагаю заглянуть в глубины исторической памяти.
Русское военное духовенство имело давнюю и славную историю. С древнейших времен духовенство сопровождало в походах православное воинство, а с созданием регулярной армии при Петре I появились и особые военные священники, постоянно и неотлучно находившиеся в войсках. В 1800 году по указу императора Павла I все армейское духовенство возглавлял обер-священник. С 1856 года главой военного духовенства стал «главный священник», получивший некоторые права, принадлежащие исключительно епархиальным архиереям. В частности, он мог лично назначать и увольнять с должности военных священников. На рубеже двух столетий, ХІХ и ХХ, военное ведомство возглавлял протопресвитер. Он владел, согласно Положению об управлении церквями и духовенством военного ведомства (1890 г.), правами епархиального архиерея. В этой военной «епархии» была своя «консистория» – учрежденное в 1892 году особое духовное правление, за выполнением решений которого следили благочинные.
Чем занимались священники? В повседневной армейской жизни пастыри церкви несли труды по духовному окормлению православного воинства: совершали богослужения, таинства и обряды. Большое внимание уделялось проповедям и пастырским беседам. Во время боевых действий военные батюшки не разлучались со своей паствой и часто под огнем неприятеля напутствовали умирающих, вместе с сестрами милосердия оказывали помощь раненым. Согласно канонам Православной Церкви, священник не может брать в руки оружия, принимать непосредственное участие в боевых действиях. Никто не принуждал военных иереев выходить на передовые позиции. Но вооруженные одним оружием – основанным на вере мужеством – они выносили раненых с поля боя, причащали под свист пуль умирающих, а порой – поднимали с крестом в руках своих «прихожан» в атаку.
Навсегда остались в летописи русской армии имена пастырей-героев. Так,
священник Василий Васильковский, герой войны с французами1812 года, отличился в сражениях под Витебском и Малоярославцем. Во время заграничного похода русской армии скончался от ран.
Отец Иов Каминский во время турецкой войны 1828 года при переправе через Дунай шёл в боевых порядках русских войск и с крестом в руках вступил на вал неприятельской батареи. В бою был тяжело ранен.
Иеромонах Иоанникий (Савинов) во время Крымской войны, в ночь на 11 марта 1855 года, остановил начавших было отступать солдат и повел их с пением молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя» на штурм вражеских укреплений, и они победили!
На легендарном крейсере «Варяг» отец Михаил Руднев (однофамилец командира) под грохот снарядов бесстрашно ходил по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих и ободряя сражающихся. Свидетельствует митрополит Вениамин (Федченков): «Признание труда армейских пастырей народом знаменуется тем, что образ армейского батюшки – один из образов исторической России. Мы видим этот образ, ощущаем его. Вот он выходит из тумана забвения: скромная фигура в неновом уже подряснике, подпоясанном солдатским ремнем, в солдатских же сапогах, с образом распятого Спасителя на груди. Он идет по развороченному снарядами полю, на котором смерть собирает свой страшный урожай. И каков бы ни был он сам лично, этот батюшка – ратоборец, каковы бы ни были его душевные качества, думается, что сердца наши потянутся к нему. Под страхом смертным он каждый день предстоит со своей паствой перед ликом Спасителя».
Подтверждает сказанное выдающимся иерархом Русской Православной Церкви материал, опубликованный в журнале «Родина» № 49 за 1914 год. «Последний момент на «Пруте»: «читатели помнят, конечно, как в первые дни войны с Турцией турко-немцы напали на наш безоружный транспорт «Прут». Не имея средств для защиты и не желая сдаваться врагу, капитан транспорта приказал взорваться, что и было исполнено.
«Прут» стал погружаться в воду. Но до последней минуты на палубе тонувшего судна можно было видеть сурового священника, который, высоко подняв крест, напутствовал добровольно, во славу родного знамени и чести воина, гибнувших матросов!»
В своей монографии «Деятельность пяти поколений Кобозевых в Бердянске, Керчи и Симферополе» автор, правнучатый племянник нашего первого городского головы Георгий Владимирович Кобозев, рассказывает: Наталья Александровна Белякова, урожденная Бершадская, была родом из Керчи. Ее прадед, протоиерей отец Федор, был военным священником, одним из тех, которые в бою поднимали крест и вели за собой солдат. За боевые заслуги был награжден знаками отличия: именным посохом с ручкой из золота и слоновой кости, а также был пожалован от императора перстнем с крупным бриллиантом, который долго сохранялся как семейная реликвия, но был обменен во время голода 1921 года на 7 пудов муки. Старший сын отца Федора – Александр, окончив духовное училище и духовную академию, получил приход сначала в городе Бердянске, а с 1951 года в городе Керчи…
Так что бердянцы и в данном случае могут гордиться, в истории нашего города можно найти достойный пример. Среди военных батюшек, проявивших храбрость и мужество на полях сражений, есть прямо или косвенно связанные с нашим городом. Ведь священник Федор Бершадский – отец первого настоятеля Вознесенского собора города Бердянска!