Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.06.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Иерей Андрей Пинчук: «Весь этот комплекс причин толкает детей-сирот вначале на алкоголизм, затем в наркоманию, потом – бандитизм и зачастую все это оканчивается суицидом»

Отец-воспитатель детского дома семейного типа, молодой священнослужитель Днепропетровской епархии иерей Андрей Пинчук ответил на вопрос, что сегодня на Украине толкает детей-сирот к самоубийству
В прошлом году в Днепропетровске совершили самоубийство двое воспитанников учебно-производственного центра № 2. Эта история получила широкий общественный резонанс. А меньше, чем через год после ужасных событий, попытку суицида совершила еще одна ученица заведения.
Днепропетровский учебно-производственный центр № 2 предоставляет профессиональное образование почти 700 воспитанникам, треть с которых – дети- сироты и инвалиды. Ученики живут в пятиэтажном доме. Раньше подобные здания называли общежитиями, сегодня же это молодежный отель. Сейчас общежитие в центре внимания, и повод тревожный. Семнадцатого марта одна из воспитанниц Анна порезала себе вены. К счастью, девушку удалось спасти, но вопрос остался открытым: что именно побудило ученицу совершить суицид? Это третий случай за последние два года, когда ученики учебно-производственного центра накладывают на себя руки. Поскольку большое количество учеников – бывшие воспитанники детских домов, специалисты считают, что к самоубийству их толкает резкое изменение окружения и новая самостоятельная жизнь.
Почему дети-сироты хотят расстаться с жизнью? Почему дирекция и педагоги не могут помочь своим воспитанникам? Почему в нашем независимом государстве продолжают убивать себя растерянные проблемные подростки? Где же находится корень этой проблемы? На эти и другие вопросы пресс-служба Днепропетровской епархии попросила ответить отца-воспитателя детского дома семейного типа, молодого священнослужителя Днепропетровской епархии иерея Андрея Пинчука, который вместе со своей супругой взвалил на свои плечи труднейший подвиг родительского крестоношения. Сейчас в их семье семеро деток – кроме двух кровных девочек, в семье живут и воспитываются пять приемных мальчиков.

– Отец Андрей, учитывая ваш опыт воспитания детей-сирот, скажите, что толкает таких детей, обучающихся и живущих в подобных центрах, к самоубийству?

– Самая главная проблема – эти дети не социализированы. Проблема не в учебно-производственном центре, она появляется гораздо раньше. Что получается. Ребенок, живя в детском доме, на самом деле не получает никаких жизненных навыков. В детском доме запрещено гладить, запрещено стирать, запрещено мыть посуду и убирать, запрещено иметь подсобное хозяйство. Потому что все это будет расцениваться как эксплуатация детского труда. Во-вторых, у благотворителей, которые помогают детским домам, сложился почему-то странный стереотип, что при любом посещении детдома, например, на праздник, они должны их жалеть и бесконечно задаривать подарками. Отсюда проблема — детдомовские дети привыкают к этому и считают, что им все обязаны.
И когда ребенок покидает стены детского дома, это я говорю по моей семье, у него присутствуют несколько контрольных фраз, которые показывают все его мировоззрение. Первая – «Не хочу!», вторая – «Не буду!» и третья – «Вы мне обязаны!». Вот это их ментальность их мировоззрение.
Но когда сироты начинают взрослеть, их обязательно посещает мысль: «Почему именно я остался без родителей? Почему у других есть мама и папа, а у меня нет?». И пока он находится в детдоме общество с ним «сюсюкается» и у него формируется ощущение – ему все обязаны. И на фоне того, что у этого ребенка не происходит никаких приобретений и жизненных навыков, такие дети вырастают элементарными иждивенцами.

– Получается, что детдомовские дети полностью неадаптированные к современным условиям проживания в обществе?

– Совершенно верно. Позвольте, я приведу пример из жизни. Представьте, красивый детский дом, большой и благоустроенный, питание на 15-20 гривен в день, ежегодные поездки на море или даже за границу, бесконечные спонсоры и подарки. Как может ребенок относится к вещам, которые ему достаются? Естественно, равнодушно. Он порвал, например, сапоги, потому что ему захотелось поиграть в футбол. Его пожурят и даже поругают, но завтра же ему выдадут новые. И со временем он перестает ценить все, что у него появляется, а в результате, он выходит с такими жизненными ориентирами.
А что потом? Что его ждет после детского дома? В некоторых наших учебно-производственных центрах области даже лампочек нет. Ободранные стены, и его там уже ни кто не будет кормить и за ним ухаживать. Ведь государственное финансирование сирот в учебных заведениях во много раз ниже, чем в детских домах. И ребенок оказывается один на один с этой страшной жизненной реальностью. И страшнее всего – он никому не нужен!

– Не для кого не секрет, что в нашей стране в интернатах воспитывается огромное количество сирот. Так, исходя из ваших слов, возникает вопрос: какова же их дальнейшая судьба?

– Сразу оговорюсь, то что мною ниже будет сказано — это статистика неофициальная, так как официальные цифры озвучить никто не решается. По разным данным в Украине насчитывается от 110 до 160 тысяч сирот. И статистика нам показывает, а она достаточно неприятная, что от 20 до 60 % выпускников детских домов садятся на скамью подсудимых. Приблизительно 5-12 % заканчивают жизнь самоубийством. Это приблизительные цифры, но и они ужасают.
А то, что случилось в Днепропетровском НВЦ № 2, когда трое воспитанников подряд совершили попытку суицида — это просто стечение обстоятельств, который возникли неспроста. Зачастую интернатовские дети не в состоянии сами разобраться в жизненных приоритетах. Эта покинутая молодежь не понимает, зачем нужно получать профессию, работать или даже следить за чистотой, соблюдаться правил личной гигиены…..

– А почему так происходит?

– У нас у каждого есть мама и папа, а у них никогда не было нормального опыта общения. Детдомовские дети никогда не видели, как мужчина должен общаться с женщиной, как надо воспитывать детей и что такое нормальная любящая семья. Они в своей жизни успели только глотнуть горесть. Они видели, как его брата избивают утюгом, как отец насиловал девочку или посылал их собирать милостыню под храм. Он только это видел и не знает главных воспитательных критериев общества.
И что из этого получается? Когда он выходит из детского дома он практически не может создать семью. В нем нет этой закваски, на нем прервалась эта традиция! И дети-сироты, когда вырастают, зачастую плодят новых сирот. Это первое.
Второе. Отношение к обществу «вы мне обязаны» толкает ребенка на преступление. Выходя из интерната, они создают преступные группировки и становятся на путь бандитизма. И это все благодаря той ментальности, которую они приобрели в детских учреждениях по воспитанию сирот. В этом вопросе также нельзя забывать, конечно, о генах и наследственности.
И третье. Большинство детей-сирот в нашем государстве – это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Их процентное соотношение к биологическим сиротам примерно 90% к 10. И зачастую у этих детей нет жилья. Его продали или спившиеся папаши, мамаши, или недвижимость уже украдена, или просто они родились на улице. Несмотря на закон, в котором написано, что «каждый ребенок, выходя из детского дома или училища обязан получить жилье», дети-сироты остаются под открытым небом. Эта законная норма у нас в стране нигде не выполняется! Следовательно, любой ребенок-сирота обречен на бомжевание. И сейчас в училищах введено новшество — они не принимают детей без жилья учиться, так как директор обязан будет по окончании учреждения его поселить.

– А как же государственная программа строительства социального жилья?

– Да, есть такое средство борьбы с отсутствием жилья для детей сирот. Но, на самом деле, эта программа – фикция. Жилье действительно построят, но в нем дадут право жить только три года. По истечении этого срока ты обязан купить себе квартиру.

– Но ведь все то, что вы сейчас рассказали – это жизненная катастрофа для ребенка.

– Это не просто катастрофа – это катастрофический жизненный сдвиг. Представляете: сначала улица и подворотни, крысы и пьяные родители, затем «вылизанный» детский дом, а потом опять возврат к тому ужасу, про который они все свое детство пытались забыть. И естественно, ребенок задает себе вопрос: «Зачем мне учиться?». Они чувствуют свою ненужность! Они не нужны были ни родителям, и они не нужны сейчас и государству, которое вкладывает в каждого ребенка по несколько десятков тысяч гривен, для того, чтобы сначала изъять его из этой среды и потом же, когда ребенок достигнет 18-летия, его обратно выбрасывают туда же откуда его взяли. Получается, что эти дети теряют социальное сопровождение и не получают тех гарантированных Конституцией и Конвенцией по правам ребенка минимумов на которые они могут претендовать.
Весь этот комплекс причин толкает детей-сирот вначале на алкоголизм, затем в наркоманию, потом – бандитизм и зачастую все это оканчивается суицидом.

– Может, что-то надо поменять или привнести какое-то новшество в систему воспитания в детских домах?

– При каждом детском доме необходимо, и чем скорее тем лучше, внести элемент труда и профессиональной подготовки. Дети должны научиться трудиться, а не расти иждивенцами.

– Отец Андрей и последний вопрос. Что же самое страшное в проблеме сиротства в нашей стране и что нас ждет в будущем, если мы не пересмотрим свое отношение к воспитанию детей-сирот?
– Дети-сироты – это вопиющая проблема, с которой сталкивается общество. Но хуже всего – мы не готовы и не хотим признать, что у нас не все в порядке. Мы не готовы посмотреть правде в глаза, а ведь эти дети зачастую возвращаются на улицу. Хотя, тут же можно привести и уникальные примеры, когда сироты получают великолепное образование, становятся на ноги, открывают свой бизнес, обретают семью, рождают детей и заботятся о них. Но все это происходит не столько благодаря воспитанию, сколько индивидуальным качествам ребенка.
Будем честными. Ни государство, ни общество сиротам сознательно не дает никаких шансов для адаптации в этой жизни. Не обращая на них должного внимания, мы уже сейчас готовим армию преступников, ведь через 5-10 лет именно эти дети пополнят криминальный мир.

Беседовал диакон Георгий Скубак