Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.05.2008.КИЕВ. Киевские художники создали для Херсонеса единственный в мире эмалевый иконостас

Супруги Колечко из Киева возродили забытую технику эмалевой росписи и сделали для Херсонеса уникальный иконостас в технике финифти.
Когда иконостас еще только монтировали, то несколько прихожан, войдя в храм святого Владимира стали креститься на Богородицу и целовать ножки младенца. Татьяна и Сергей были шокированы — в хорошем смысле. Ведь иконы еще не успели даже освятить. Может, в сравнении с писаными иконами выпуклые, гладкие, с солнечными бликами фигурки показались молящимся более одушевленными и «близкими»?
Сама техника пришла из Древнего Египта. Там составом стекла и окислов металлов, которые придают цвет, покрывались золотые маски фараонов. Затем из Византии через Грузию рецепты изготовления перекочевали в Киевскую Русь. Наши предки научились писать эмалью лики так искусно, что западные правители частенько приглашали их к себе для проведения, как бы сейчас сказали, «мастер-классов». Упадок пришелся на время татаро-монгольского ига. А все иконы, которыми сегодня хвастают музеи мира, созданы в 15-16 веках представителями Лиможской школы (Франция). Но они — лишь фрагменты иконостасов. И вот благодаря чете Колечко в 2003 году был создан «полноформатный» вариант. Нечто подобное есть в Италии, но там иконы размером всего 38 см в высоту, а в херсонесском храме — 110 см.
ТВОРЧЕСТВО ВСЛЕПУЮ. У эмальеров нет традиционной палитры. Все 10 красок — белые порошки, хранящиеся в баночках. О цвете — красном, синем, зеленом — говорит только номер. Не ошибся ли художник в выборе, выясняется только после обжига. «Всю палитру нужно держать в памяти, — говорит Сергей. — Цвет в печи проявляется, как фотография в реактиве и зависит от многих моментов: толщины слоя краски, температуры, времени выдержки, а еще количества обжигов. Потому технология финифти не любит, когда ей «изменяют» с другой: без постоянной тренировки наработанные навыки быстро уходят».
Интуиция мастера и его опыт — это и есть таинство эмальерства. Есть премудрости и в подготовительной работе. Художник берет медную пластину (эмаль лучше всего связывается с медью, золотом, серебром и платиной) и обыкновенным жирным карандашом из канцелярского магазина (а когда-то это были перевитые проволочки — скань) наносит рисунок. Затем между карандашными линиями распределяется разведенная водой краска-порошок. В печи жирные линии от карандаша выгорают. Приходится потрудиться и чтобы работа выглядела объемной: на лицевую сторону предварительно наносится несколько слоев белой эмали — подкладка, а на обратную сторону слой контрэмали. Температура выгибает медную пластину в сторону более толстой эмали и создает иллюзию чеканки.
ПОД ЗАЩИТОЙ АНГЕЛОВ. С эмалями Сергей и Татьяна Колечко, пишущие маслом, начали экспериментировать 15 лет назад — с подачи другого киевского эмальера Александра Бородая, который однажды привез из Венгрии специальные краски. Творят всегда отдельно — у каждого свой замысел, а значит, и собственная его реализация. Иконостас стал их единственной совместной работой. Оба удивляются, как все им тогда удавалось. Будто от ошибок хранили ангелы. Заготовки разделили на несколько частей, потому что метровые пластины в печь не поместились бы. Но это создало дополнительные сложности: при каждом обжиге пластина расширяется, и это грозило нестыковкой при сборке. Должны были также совпадать объем эмали и цвета. Потому технология в отношении каждого фрагмента повторялась неукоснительно. Все детали отправлялись в печь ровно по 9 раз. Раньше 12 ночи не ложились, и выполнили работу в рекордные сроки: 11 икон за три месяца. «Сложно. Если бы предложили такую работу опять, не согласились бы», — делится Сергей. «А я за ними скучаю», — признается Татьяна.
Газета «Сегодня»