Василий Анисимов. И снова богоборческой тропою?
И снова богоборческой тропою?
Реплика
Василий Анисимов
Национальный совет по вопросам культуры и духовности при Президенте Украины, проходивший под председательством советника главы государства Николая Жулинского, «выразил обеспокоенность передачей религиозным общинам культовых зданий – объектов историко-культурного наследия, в том числе уникального древнерусского памятника Церкви Преображения (Спаса на Берестовом) и Михайловской церкви ХІІ века в Переяславе-Хмельницком».
Примечательно, что этот Нацсовет, возглавляемый Н. Жулинским, завсегдатаем президиумов при всех «старых преступных властях», пробуждается только тогда, когда необходимо придумать какую-то пакость для Православной Церкви в Украине. Церковь создавала это историко-культурное наследие, столетиями его берегла, шла на плаху, спасая его от воинствующих атеистов и чекистов, теперь эти же атеисты «выражают обеспокоенность» возвращением Церкви – церковного. Уж не абсурд ли?
Никто из представителей Церкви, которой это наследие законно принадлежит, в Нацсовете, разумеется, не представлен. Как в старые тоталитарные времена: партия и без Церкви знала, что Церкви нужно, и распоряжалась церковным, как своим.
Можно только удивляться деятельности этого совета. Когда православные храмы и сооружения под рестораны, коммерческие и прочие структуры коррумпированное чиновничество расхватывает, его не слышно и не видно. А вот когда Церкви для службы Божией передают пустующие десятилетиями Божие храмы в аренду (!) – беда для культуры и духовности! Сотни казино, стриптиз-баров, десятки тысяч игральных автоматов, повсеместная реклама спиртного и табака, коммерциализация культуры, искусства, книгоиздательства, сделавшая недоступными для народа кино, театр, музеи, книги; тысячи заваленных, перепрофилированных, закрытых домов культуры, творческих, спортивных школ и секций, практически уже погибшая народная и детская художественная самодеятельность и т.д. и т.п. – никакой обеспокоенности! Уже даже из сел исчезли знаменитые «дискотеки» и «танцы», зато повсеместно чуть ли ни круглосуточно – пивные, забегаловки, где молодежь, да и не только она, пребывает в пьянстве, курении, растлении, «порнухе», «ширке», драках и поножовщине. При нынешней тотальной культурной деградации народа кто-нибудь слышал, чтобы совет сей хотя бы что-нибудь «мэкнул»? Одна Церковь (да еще школа) хоть как-то сдерживает это всеобщее падение нравов. Она-то и вызывает «беспокойство» Жулинского.
А высотки олигархов, которые, как зубы дракона, повсеместно прорастают в историко-культурной части старинных городов, в том числе и в Киеве, уродуя их древний облик? А все эти офисы, фитнесы, паркинги и т.д., от которых рассыпаются древние храмы? Их Нацсовет хоть заметил, хоть какой-то протестный комариный писк из себя выдавил? Увы. И это понятно. Это же не с Церковью бороться! Замахнись – проблем не оберешься: люди-то небедные и конкретные. Страшно!
Да ведь и невежество у Нацсовета еще «то». Неужели и впрямь Николай Жулинский полагает, что наши пращуры, которые эти храмы строили, благоукрашали и завещали себя в них похоронить, мечтали о том, чтобы после смерти оказаться в музее? Со смотрительницей Марьей Ивановной, следящей за «температурным режимом»? Ведь храм – это не мавзолей. Наши пращуры были верующими людьми и после кончины хотели быть рядом с Богом, с постоянной и живой молитвой к Нему.
Всякое культурное наследие можно сохранить, лишь принадлежа к нему. С лекалами пролетарской культуры к православной культуре подходить не стоит. К тому же Н. Жулинскому и прочим пора уже не «обеспокоенность» демонстрировать, а отвечать за содеянное. А то по двадцать лет при власти, – то в нардепах, то в вице-премьерах, то в советниках, – а культурной руины страны, ее деградации, как результатов своей деятельности, вроде бы и не видят. Пора уже хоть какую-то ответственность на себя брать. И честно признаться: то, что отцы не разрушили, мы доломали. А все почему? Потому что не созиданием занимались (культура – это всегда созидание, высокое и объединяющее), а провокациями против Православной Церкви, униатствовали, филаретствовали.
Да и собственная деградация Нацсовета видна невооруженным глазом. Пресс-служба Президента пишет: «На заседании также было выражено недоверие председателю Госслужбы по вопросам национального культурного наследия Н. Кучеруку и решено обратиться к Президенту Украины по поводу бездеятельности Службы, несущей угрозу общественному согласию и сохранности историко-культурных памятников». Вполне на уровне современных «академиков»! «Бездеятельность, несущая угрозу согласию и сохранности». М. Зощенко отдыхает! Сами-то поняли, что «сформулировали»? Уже и донос грамотно написать не могут! Любопытно, чего же такого «не сохранил» Н. Кучерук и какому «общественному согласию» он угрожает?
Не менее любопытно и «обращение к Президенту с просьбой инициировать перед правительством создание Корецкого государственного историко-культурного заповедника». Что это за заповедник такой? Ведь в Корце находится всемирно известный ставропигиальный Свято-Троицкий женский монастырь, который даже при советской власти атеисты не смогли «освоить» под «культурные нужды». И до этого, при власти Польши, католики не смогли «перепрофилировать». Монахини после десятилетий всевозможных притеснений все-таки возродили монастырь. Так теперь его надо объявить государственным заповедником? Новая экспроприация? Уже не «по-воровскому», а «по-жулинскому»? Может, стоило бы и у Церкви спросить, а желает ли она пребывать в «заповеднике»? На дворе вроде не 1937 год, и демократия, а не «пятилетка безбожия» объявлена властью. Или, может, г-н Жулинский призабыл, какое время на дворе?
Архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп. На ниве духовного просвещения
Cвященик Сергій Говорун. УПЦ у міжнародному та міжконфесийному просторі