Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. О подготовке современных пастырей

О подготовке современных пастырей

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел,
председатель Учебного комитета

Каждый этап в жизни Украинской Православной Церкви ставит соответствующие историческому моменту задачи в области подготовки достойных пастырей Святой Церкви. Кроме традиционных целей для духовных школ Православной Церкви, определенных самой ее природой и четко обозначенных в уставах, учебных программах и школьном курсе пастырского богословия, наше время требует и некоторого дополнения к духовному и образовательному уровню священнослужителей.
Мир вступил в новое тысячелетие, и от всех нас во многом зависит, каким будет грядущий век. Трудно переоценить то высокое значение и ответственность, которые имеют духовные школы в жизни и свидетельстве Церкви в современном мире. В переживаемый нами период восстановления полнокровной жизни и деятельности нашей Церкви в обществе духовное образование является одним из самых важных определяющих направлений. Воспитание грамотных, ревностных, с высокой духовной ответственностью пастырей есть основа крепости Церкви, доверия к ней внешнего мира, непоколебимости и благочестия церковного народа и утверждения Православия на нашей земле.
Современность требует от пастыря Церкви глубокой образованности, чуткости сердца, терпимости и отзывчивости. Чтобы правильно организовывать жизнь прихода, священнику необходимо обладать не только знаниями богословских дисциплин, но и иметь живой опыт молитвы, любящее сердце и жертвенную готовность принять на себя ответственность за врученную Богом паству.
Милостью Божией в Украинской Православной Церкви действует ныне 8 духовных школ, в которых обучаются тысячи воспитанников. И основной заботой теперь становится повышение уровня богословского образования. Излишне говорить о том, как Церковь нуждается сегодня в притоке молодежи, свежих сил – в тех молодых людях, которые ныне являются студентами духовных школ и в недалеком будущем должны будут взять на себя бремя пастырства, монашеской жизни, а также продолжить традиции отечественного богословия. Однако не лишним будет напомнить, какую ответственность берет на себя всякий, встающий на путь служения Церкви. Если в прежнее время жизнь священника проходила на виду только у его паствы, то теперь, вследствие повсеместного распространения средств массовой информации, любой священнослужитель может оказаться в центре внимания не только церковного, но и светского общества. В связи с этим многократно возрастает ответственность каждого члена церковного клира, а также тех, кто готовится к принятию священного сана. Для того чтобы подготовить пастыря к выполнению сложных и многообразных обязанностей, налагаемых на него требованием современной жизни, необходимо постоянное совершенствование системы духовного образования.
В настоящее время по решению Священного Синода УПЦ и Учебного комитета при нем проводится серьезная реформа системы духовного образования в Киевских духовных академии и семинарии. В рамках этой реформы Киевская духовная семинария призвана стать высшей богословской школой с пятилетним образованием. Последний курс станет подготовительным для поступления в академию. Духовная академия приобретет специализированную научную направленность, столь необходимую для подготовки высококачественных специалистов в области богословия, патристики, библеистики, церковной археологии и других церковных наук. В Киевской духовной академии откроются четыре факультета (отделения): богословско-библейский, догматическо-вероучительный, пастырско-литургический и церковно-исторический. На первом курсе каждый студент выберет себе направление научной деятельности. Для углубления богословских знаний у студентов планируется проводить ежемесячные семинары (три в полугодие) и многочисленные внеклассовые мероприятия.
Необходимость современного священнослужителя иметь высшее духовное образование определяется потребностями нашего времени и, в первую очередь, возросшим интересом общества как к самой Православной Церкви, так и к адекватной богословской оценке многих явлений науки, культуры и общественной жизни. Духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии Церкви в современном мире.
Подготовка кандидатов в священный сан предполагает восприятие ими при хиротонии особых Даров Святого Духа, поэтому такой вид образовательной деятельности Церкви традиционно называется духовным образованием – подчеркивается в Концепции высшего духовного образования РПЦ.
Приготовление к пастырскому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний, оно имеет своей целью утвердить будущего служителя церкви в истинах веры, благочестии и страхе Божием, поэтому духовное образование обязательно для каждого священнослужителя.
Священнослужитель в современном мире призван к тому, чтобы нести проповедь слова Божия людям с различным образовательным уровнем и сознательным статусом. Сегодня пастырь должен осуществлять свою миссию не только среди прихожан, но и в образовательных учреждениях, воинских соединениях, больницах, должен уметь организовывать социальное и образовательное служение на приходе.
Реформирование Киевских духовных школ находится под наблюдением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины и Священного Синода и под контролем Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ. Архиерейские Соборы РПЦ 2000 и 2004 годов определили, что вопросы развития духовного, богословского образования являются приоритетными для Церкви. От уровня и качества духовного образования священнослужителя во многом зависит судьба народа Божия, Церкви и государства. Нынешняя ситуация предполагает тесное сотрудничество духовных высших учебных заведений со своими светскими партнерами, что является положительным фактором дополнительного влияния на современную социальную среду в целях ее катехизации, а также способствует постоянной адекватной коррекции планов духовных учебных дисциплин с учетом меняющейся секулярной научной конъюнктуры.
Как и в прошлые годы, лучшие студенты духовных школ успешно трудятся в многочисленных средствах массовой информации как церковного, так и светского характера.
Учебный комитет значительное внимание уделял процессу и смыслу воспитания учащихся всех типов духовных школ. Этот архиважный процесс во всех типах заведений требовал и требует к себе неусыпного внимания. Учебная дисциплина, усердие к храму, прилежание при несении послушаний, нравственный стержень и готовность служить ближнему всегда будут в центре нашего внимания, поскольку в этой области все еще остается место для существенных пробелов в силу многих объективных и административных причин.
Очертив круг важных и основных задач учебного и воспитательного процессов, Учебный комитет считает возможным констатировать в целом удовлетворительный уровень 15 духовных училищ, 7 духовных семинарий и Киевской духовной академии. Все аспекты жизни духовных школ отражаются в годовых отчетах, которые представляются Учебному комитету, а затем анализируются им с указанием позитивов и недостатков в учебно-воспитательном процессе.
Это то, что касается решения вопросов учебного и воспитательного порядка, а также задач, стоящих перед Учебным комитетом как перед координирующим органом важнейшей области жизни нашей Святой Матери Церкви. На первом этапе формирования приоритетных направлений деятельности Учебного комитета важно было рассмотреть и оценить вызовы времени и условий бытия Церкви на современном этапе жизни. Полагаю, что нам удалось в требуемой мере адекватно реагировать на важнейшие проблемы бытия духовных школ.
Вместе с тем Учебный комитет еще не в полной мере стал действительно координирующим органом Церкви в области образования. Все еще много осталось нерешенных задач, стоящих перед Комитетом.
Одной их основных причин, препятствующей более успешной деятельности Учебного комитета, является отсутствие финансовой базы. До сих пор у нас не было отдельного рабочего кабинета, нет машинистки. Преподаватели духовных школ УПЦ получают символическую зарплату, недостает квалифицированных кадров. Большей частью преподавательский коллектив состоит их священнослужителей, занятых на приходах. Совмещая пастырскую службу с преподавательской деятельностью, они не в состоянии отдать себя полностью научной и воспитательной деятельности. Эти и другие вопросы, а также указания Предстоятеля Украинской Православной Церкви и впредь будут в центре внимания Учебного комитета.
В отчетном году произошли перемены кадров. В связи с назначением секретаря Учебного комитета профессора протоиерея Николая Забуги председателем ОВЦС Украинской Православной Церкви на должность секретаря Учебного комитета решением Священного Синода назначен доцент КДА архимандрит Иларий (Шишковский), ныне епископ Северо-Донецкий и Старобельский. Осознавая свою важную роль и место в жизни Церкви, Учебный Комитет приложит надлежащую меру сил для того, чтобы оправдать свою роль и предназначение в свете указаний Предстоятеля УПЦ Его Блаженства Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, постановлений Священного Синода и чаяний народа Божия как в пастырском служении, так и на ниве церковного образования, в том числе в высшей и общеобразовательной светской школе.