Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Елена Маковец. Стены Софийского собора крошатся на глазах

Стены Софийского собора крошатся на глазах

Елена Маковец

Киев чуть не потерял Оранту – свою хранительницу и символ стойкости. Древнейшая мозаика Софийского собора отслоилась от стены. По легенде, Киев будет стоять до тех пор, пока стоит Оранта и молится за весь род людской. Мозаичное изображение Девы Марии XI века – самое заметное монументальное произведение в Софии. Широко открытые глаза Богоматери с тревогой взирают на входящих, а молитвенно воздетые руки при сомкнутых устах воспринимаются как знак материнского самопожертвования, готовности удержать, закрыть собою всю Русь…
И вот Оранта сама стала нуждаться в помощи. Последний раз реставраторы поднимались сюда в 1983 году. Исследование года нынешнего – его проводили специалисты Львовского филиала Национального научно-исследовательского центра реставрации – показало, что изображение в некоторых местах отслоилось от стены на 2,5 см и есть угроза его осыпания. Происходит это не случайно. Софийская площадь – излюбленное место проведения салютов, концертов, рядом с ней ведутся стройки. Вибрации почвы и воздуха привели к тому, что в стене собора за изображением образовались пустоты. Так что затягивать с восстановительными работами было нельзя. К счастью, Министерство регионального развития и строительства это поняло и вовремя выделило необходимые средства.
Работу удалось выполнить меньше, чем за три месяца. Проблемные участки укрепили с помощью 21 нагеля – длинных шурупов с широкими шляпками, которые прижимают отставшую штукатурку к стене.
Сейчас в куполе еще стоят строительные леса, и я воспользовалась уникальной возможностью – подняться по ним на самый верх, чтобы вблизи рассмотреть изображение хранительницы Киева, почувствовать исходящую от нее силу.
Только рассмотрев мозаику вблизи, понимаешь, насколько это был колоссальный труд. Площадь рисунка – 65 квадратных метров. Он сложен из маленьких прямоугольных кусочков смальты – так называется стекло, сваренное с солями для получения разных оттенков. Размер каждого «кубика» 5х4 мм, а то и меньше. Например, для ликов святых использованы кусочки 2х3 мм. Каждый такой «кубик» надо было не только приготовить, но и расколоть на частички одинакового размера. А ведь некоторые цвета – белый, оттенки бежевого – делались из натурального камня, чаще всего мрамора. На Оранте использованы камни почти 140 цветов. Синего – из него сделана туника Оранты, и он же использован при орнаменте – несколько десятков оттенков, золотого – 26.
Перед выкладыванием самого изображения стену несколько раз штукатурили, потом наносился рисунок. Сверху он покрывался новым слоем раствора, в который и вдавливали мозаику. Ученые как-то подсчитали, что на все мозаики Софии ушло около 9,5 млн. кубиков смальты. Автор их неизвестен, но работали, предположительно, византийцы.
– Выкладывали мозаику несколько лет, – рассказывает главный художник-реставратор заповедника «София Киевская» Анатолий Остапчук. – Видно, что часть работ выполняли настоящие мастера, часть поручали своим ученикам. Стиль работы совсем другой. За тысячу лет вид Оранты практически не изменился. Смальта не выцветает на солнце, не царапается, как фрески. Во время реставрации ее почистили от загрязнения, заполнили пробелы от выпавших кубиков. Жаль только, что часть мозаики восстановить уже нельзя. Особенно это чувствуется, когда видишь фигуры Отцов-основателей церкви, верхняя часть которых – мозаичная, а нижняя – только расписана красками. Удивительно, но лучше сохранились участки на наклонной поверхности – в куполе.
Традиция посвящать город Деве Марии берет свое начало со времени основания Константинополя. Тогда император Константин Великий впервые призвал имя Марии во время его закладки. Второе же название образу – «Несокрушимая стена» – дал стих акафиста Пресвятой Богородице, где звучат слова: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено». И Оранта оправдывала свое второе название. Ее считали хранительницей Царьграда после землетрясения, когда часть стен Влахернской церкви была разрушена, но апсида с мозаичным образом Оранты не только уцелела, но и удерживала свод храма. Вот и древние киевляне были твердо уверены, что пока стоит Оранта в молении, будет стоять и Киев. В подтверждение этой уверенности – слова из псалма царя Давида, выведенные по-гречески над монументальной иконой и алтарем: «Бог посреди его, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра». Эти слова касались Иерусалима, но Ярослав Мудрый, видимо, считал их подходящими и для Киева.
«Газета по-киевски»