Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

04.12.2007. КИЕВ. Украинская Православная Церковь празднует Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, относящийся в Православной Церкви к разряду двунадесятых, установлен в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в Иерусалимский Храм для посвящения Богу.
Введения не упоминается в канонических Евангелиях, а известно из более поздних апокрифических греческого «Протоевангелия Иакова» (гл. 7. 2–3) (2-я пол. II в.) и латинского Евангелия псевдо-Матфея (IX в.), которые отражают устное предание. Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный обет, посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский Храм.
Около входа во Храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками (светильники, знак особого торжества, приготовлены, чтобы юная Мария возлюбила Храм всем сердцем). Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени Храма, где встречена и благословлена первосвященником — по преданию, Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя.
Она как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда входил только первосвященник раз в год (см.: Исх. 30, 10; Евр. 9, 7) — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском Храме, по исполнению Ей 12 лет. Живя при Храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Свящ. Писания и рукоделию. Решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Ее Обручника.
Торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников, а возможно связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресв. Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей купели, напротив храма.
Первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности и окончательно в число двунадесятых праздников Введение вошло только после XIV в.— Феодор Продром (XII в.) и Никифор Каллист (XIV в.), но согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI–XIV вв. отмечается как и другие двунадесятые праздники.
Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества.
Песнопения праздника — торжественны и разнообразны.
Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: «Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!», — составлен по подобию тропаря праздника Благовещния Пресвятой Богородицы.