Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел: «Волеизъявление народа должно быть искренним, а не спровоцированным и направленным»

Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел: «Волеизъявление народа должно быть искренним, а не спровоцированным и направленным»

У каждого из нас существует свое представление о счастье, о нравственности, о морали, о цели жизни… Каждый из нас, почти не задумываясь, может назвать те человеческие качества, которые служат для него критерием “положительной” или “отрицательной” личности… Каждому из нас хотя бы единожды приходилось делать выбор – поступить “по чести” или “как выгодно”. А потом каждый из нас наверняка мучился угрызениями совести, если выбор этот состоялся в пользу “выгодно”. Но, как это ни покажется странным, все великое разнообразие мнений о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, обусловлено человеческой природой. И речь об этом идет еще в… Ветхом Завете.
В библейской истории сотворения мира – Шестодневе – наряду с описанием устройства Вселенной раскрывается и человеческая сущность. Не вдаваясь в богословские подробности и тонкости, скажем, что тело было создано из “праха земного”, то есть из той же материи, которая составляла основу вещественного мира. Даже имя первого человека «Адам» переводится как “взятый из земли”. Но затем Бог вдунул в него дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный. Именно в этом заключается один из смыслов слов о том, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Так мы стали принадлежать к двум мирам: телом – к земному, а душой – к небесному. Поэтому каждая наша составляющая требует своего, особого питания: плоть – хлеба, душа – веры. Эту мысль сформулировали еще древние латиняне в известном и доныне изречении: “Хлеба и зрелищ”. (Для язычников того времени зрелища вполне заменяли веру.) А политики, особенно накануне выборов, непременно эксплуатируют эту двойственность человеческой природы: обещают накормить и создать условия для духовной жизни.

Надеюсь, читатель уже задался вопросом: “А о чем, собственно, статья?” Отвечаю: “Статья о выборах. Вернее, о выборе. Выборе между лицемерным: “Мы улучшим вашу жизнь сейчас и немедленно” и честным: “Народ должен трудиться, чтобы стать хозяином на своей земле”. Но в этот раз предлагаю взглянуть на вышеозначенную проблему через призму православного представления о морали, духовности и обществе. Для этого мы обратились к священноначалию Украинской Православной Церкви, и встретиться с нами любезно согласился наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел.
В начале, как это заведено, представлю нашего собеседника. В церковном и светском обществе владыку Павла по праву называют одной из ярчайших фигур современного украинского Православия. Причем и сторонники, и недоброжелатели признают его видной и деятельной личностью. Только одни – со знаком плюс, а другие, соответственно, с противоположными чувствами. Это разнополярное отношение обусловлено тем, что наместник Киево-Печерской Лавры отличается постоянством и непоколебимой уверенностью в истинности Православной веры, всемогуществе духа и несовершенстве плоти. И неизменно поступает как настоящий христианин – любя грешника, ненавидит грех. Поэтому владыка неустанно обличает лицемеров, клятвопреступников и хулителей Духа Святого, открыто и незавуалированно называет вещи своими именами, как бы резко это ни выглядело в глазах “политкорректных” украинских псевдодемократов и проамерикански настроенных политиков, любящих поразглагольствовать на темы свободы совести, прав человека и тому подобных “европейских ценностей”. Ведь в отличие от них архиепископ Павел отстаивает ценности общечеловеческие – Веру, Надежду и Любовь. И этим внушает своим “оппонентам” неприкрытый страх – они боятся его, злобно огрызаются, провоцируют и оскорбляют. Одним примеров такого отношения стала прошлогодняя пресс-конференция в УНИАНЕ, на которой владыку назвали “врагом прессы” за его отказ дать интервью журналистке “5 канала”, известного всей Украине как “самый честный”. А когда та, невзирая на запрет, продолжила провокационную съемку, нарушая жизнетечение монастыря, смущая насельников и искушая паломников, настоятель выгнал ее из обители.
Тогда “шакалы пера” попробовали раздуть скандал, который, естественно, окончился “пшиком”: архиепископ Павел по всем законам – светским и церковным – был прав.
Я же возвращаюсь памятью к пресс-конференции, посвященной прибытию в Киево-Печерскую Лавру частицы Животворящего древа Креста Господня и Десницы Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна. Владыка тогда призвал всех присутствующих журналистов как можно чаще писать о жизни Церкви, честно рассказывая о проблемах и без прикрас – о достоинствах. “Одно слово о таких выдающихся святынях в светской печати уже можно назвать апостольской проповедью. Оно способно привести к Церкви сотни неверующих людей”, – сказал тогда наместник Лавры. А в одном из своих многочисленных интервью (каков “враг прессы”?!) он пожелал журналисту: “Будьте внимательны, следите за вашим словом, потому что, как говорит апостол: “Словом своим оправдаетесь и словом своим осудитесь”. Ставьте факты такими, какими они есть. Не ищите лицеприятие, потому что оно не всегда нужно. Если я согрешил, то пускай люди видят все так, как есть”.
Все это я вспомнил затем, чтобы за острыми словами, сказанными владыкой в сегодняшнем интервью, вы увидели и прочувствовали всю ту боль за происходящее в нашей Церкви, стране и обществе, которая буквально переполняет архиепископа Павла. Ту боль, которая угадывается за его спокойными движениями, благожелательной речью и миролюбивым взглядом…
Нападки на Украинскую Православную Церковь, утихшие было в последние полгода, к сожалению, возобновились с новой силой. Здесь и клеветнические измышления музейных работников Киево-Печерского историко-культурного заповедника о том, что якобы хозяйственная деятельность монастыря разрушает Лавру; и недавнее кровопролитное побоище возле Десятинной церкви, спровоцированное, как говорят, язычниками и нацистами; и постоянные обвинения в том, что иерархи УПЦ не любят Украину и не желают проводить совместную молитву за ее мирное существование и благосостояние (в частности отказ принять участие в кощунственном театрализованном действе в стенах Софийского собора в День Независимости). Именно это определило первый вопрос:

– Владыка, как бы Вы могли охарактеризовать нынешнюю ситуацию, складывающуюся вокруг Украинской Православной Церкви и одного из ее оплотов – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры? Что это, “черный” пиар, грязные предвыборные технологии, или за этим кроется нечто глубинное, направленное на разрушение и уничтожение канонического украинского Православия?
– Дело в том, что каждая названная вами проблема имеет свою подоплеку. Поэтому давайте рассмотрим их по отдельности. Начнем с отношений Лавры и заповедника. Да, музейное руководство не раз обвиняло нас в том, что мы ведем бурную хозяйственную деятельность. В ответ могу сказать, что бурная деятельность монастыря должна быть, она была, есть и будет. И когда говорят, что от нее произошел обвал в пещерах, то это даже не полуправда, а откровенная ложь. А правда заключается в том, что все эти провалы, обвалы, оползни происходят вначале на верхних территориях, именно там, где находится заповедник. И виной этому бездеятельность музейных работников. Судите сами: если там прорвало канализацию, вода куда девается? Она идет к нам! В 1999-м, кажется, году был полностью вымыт фундамент из-под 44-го корпуса. Многочисленные исследования показали, что очень большие потоки воды идут из резервуаров, захороненных на Печерске. Но мы постоянно работаем, занимаемся реконструкцией, украшаем святыню, заботимся о ней. Братия монастыря не только молится и живет тут, но и трудится, чтобы сберечь памятники истории, сохранившиеся еще с одиннадцатого века. Мы, монахи, работаем безвозмездно, не получаем никаких денег. И возродим святыню, сколько бы сил и лет на это не ушло. И уж тем более не будем оглядываться, что там скажет руководство заповедника.
А суть всех этих конфликтов и обвинений заключается в обычной человеческой алчности. Всем этим так называемым ученым хорошо при монастыре: они ни за что не отвечают – ни за реставрацию, ни за разрушения, ни за восстановление разрушенного. Они получают хорошую зарплату, зарабатывают пенсию, музейное начальство делает свой бизнес, продавая все, что только можно продать. И все эти музеи, паразитирующие на монастырях, – это опухоль на теле Украины. Я говорю не только о Лавре.
Теперь о столкновении возле Десятинной церкви. Я бы даже сказал не “столкновение”, а “война”. Дело в том, что есть одна гражданка не Украины (не буду говорить, чья она родственница, вы сами знаете, о ком речь), которая поклоняется идолам. Она называет это “батьківською вірою”, но на самом деле это то, что было при князе Владимире, когда он являлся еще язычником. У этой женщины есть единомышленник Тягныбок. И вот, объединившись, они договорились вместе поклониться своему “богу”. А там, где стояла Десятинная церковь, по-видимому, еще раньше было капище. Именно туда они и пришли. Естественно, их пугал и раздражал колокольный звон православной церкви, вот они, влекомые и наущаемые врагом рода человеческого, бросились “в бой”. Сейчас это место охраняется властями, милицией, и мы надеемся, что Господь уберет безумцев, поклоняющихся бесам. Так что в данном случае мы видим явную и неприкрытую злобу на Православие вообще и на Украинскую Православную Церковь в частности.
И, наконец, о совместных богослужениях. Об этом мы уже много говорили, объясняли свою позицию. Но до руководителей государства и высших чиновников наши слова не доходят. Ну что ж, повторю еще раз. То, что нам предлагают (совместное моление), иначе как кощунством не назовешь. По канонам и Правилам Вселенских Соборов мы не можем возносить общую молитву вместе с инославными и раскольниками. А тем более, когда там находится так называемый патриарх Филарет и так называемая церковь, им возглавляемая. И вообще, такого патриарха не существует, а есть Михаил Антонович Денисенко – преданный анафеме расстрига, лишенный священнического сана. Он вроде бы священнодействует, совершает таинства, но во всем этом присутствует не Бог, а Его противоположность. И вместе со своими “благословениями” он раздает церковное проклятие, наложенное на него. Да и церкви такой – УПЦ КП – не существует, а есть лишь секта с таким названием. Это подтверждается отказом всех без исключения Поместных Православных Церквей признавать этого лжепатриарха.
А теперь давайте поговорим о том, что происходило в День Независимости в этом году (я имею в виду совместную молитву). Тут мне хочется напомнить одну деталь: когда человек идет в синагогу, то он надевает головной убор, ибо так положено на иудейском богослужении. Почему же, когда раввины для осуществления “совместной молитвы” зашли в православный храм, они свои шляпы не сняли? В этом содержится такое кощунство, такая насмешка над Православием, что душа истинно верующего человека не может этого вынести. А они спрашивают, почему мы с ними не молимся! Умные люди понимают, что эти сборища вызывают только гнев Божий. И почему совместно молиться идут именно в православный храм, а не в синагогу или мечеть? Или пусть идут напротив – в Михайловский Золотоверхий собор, в котором хозяйничает Денисенко. Пускай к себе приглашает. Нет, не хотят – они идут молиться с раскольником в один из древнейших соборов, в главный митрополичий храм Киевской Руси, оскверняя его зловонием греха.
Мы же совершили благодарственный молебен, который Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, отслужил в Успенском соборе. Мы молились о мире и единстве в нашей стране, благополучии нашего народа и его благосостоянии. Такие молебны совершались во всех храмах нашей Церкви. Так что упреки в наш адрес, что мы не хотим молиться за Украину, – безосновательны. Другое дело, что мы не хотим принимать участие в кощунственном цирке, театрализованном представлении, организованном под руководством Михаила Денисенко и его секты.

– Владыка, тем не менее эта секта претендует на главенствующую роль в современном украинском обществе. А история знает подобные примеры, и к чему они привели, если были?
– Да, такое уже случалось. Это описано в истории Константинопольской Церкви. Во времена Иоанна Златоустого существовала секта ариан, к которой, к сожалению, были преклонны даже императоры. Тогда Иоанн Златоуст выступил с обличительной речью, в которой сказал чудные слова: “Император, хотел ли бы ты, чтобы среди драгоценных камней, украшающих твою императорскую корону, был булыжник? Вот так и между Церквами: та, которую ты поддерживаешь, – есть булыжник, который помрачает и приносит печаль всему Православному миру”. А чем все окончилось? Арианская ересь была осуждена на Вселенском Соборе, ее родоначальник Арий предан анафеме. Нынешнее же положение Константинопольской Церкви таково: ее Предстоятель, для того чтобы отслужить литургию, должен брать разрешение у турецких властей. Более того, без их разрешения он даже не может покинуть Константинополь! Поэтому снова повторю: то, что называется УПЦ КП, – это обыкновенная секта, а благословения ее лжепредстоятеля – суть анафема. И услышав его лжемолитву в День Независимости, можно только констатировать: какая молитва, такая и независимость, такая и жизнь. К огромному сожалению.

– К тому же недавно Филарет заявил, что ради создания единой соборной украинской церкви он готов пойти под юрисдикцию Папы Римского, показывая, таким образом, свое предательское нутро!
– Этот человек находится под властью бесов, зачем ему Папа Римский?

– Владыка, в начале этого года в России провели социологический опрос. Среди вопросов был и такой: “С чем вы связываете понятие духовности?”. Более 25% ответили, что с религией и Церковью, 21% считает, что это совокупность положительных моральных качеств, еще 8% полагают, что духовность это интеллектуальное богатство человека, его кругозор, культура и воспитанность. При этом 49% всех опрошенных считают, что в СССР духовности было больше. Как Вы можете оценить и прокомментировать такое мнение?
– Тут даже и оценивать не нужно, потому что это есть истина. Я об этом говорю совершенно открыто и, как говорится, со знанием дела. Потому что я родился, учился и служил в армии в советское время, я человек советского времени, и об этом времени не могу сказать ничего плохого. (Здесь нужно заметить, что в 1978-1980 годах архиепископ Павел учился в Луцком техникуме торговли, а в 1981-1983 годах служил в рядах Советской Армии. – Авт.) Во всяком случае, о сегодняшнем дне можно сказать намного хуже.
Тогда мы знали, что в храм нельзя ходить. Все. Но, кто хотел быть верующим, тот был им. И никто не считал себя хозяином Церкви. Наоборот, люди всегда считали Церковь своей хозяйкой. И при всех этих кажущихся запретах мы даже не замечали, как государство советское охраняло Православную Церковь. Ведь тогда не развивалась ни одна секта. А о том, что у нас будут проповедовать иностранные граждане, невозможно было даже представить. Кстати, в Европе и Америке такой запрет существует и доныне. Там могут проповедовать только граждане той страны, в которой находится церковь. Это относится также и к национальным религиям, даже малочисленным. И никто при этом не ссылается на пресловутые права человека.
В Советском Союзе в храм приходили только те люди, которые считали себя верующими. И руководители государства тоже были в том числе. Но, конечно, они посещали храмы не в той местности, где жили, а подальше от дома. Мы знаем, что многие из них были крещеные, большинство были венчанными, и никто ничему не препятствовал. Я помню еще то время, когда я учился в Московской духовной семинарии. Тогда по вечерам в Троицкий собор приходил Горбачев – ставил свечи. Он приезжал в полусумраке, чтобы его меньше видели. Не ведаю, знало ли об этом руководство Лавры, но он появлялся там регулярно. Другие сильные мира сего приходили на службу, “звезды” кино и эстрады, среди которых была Алла Пугачева и другие известные личности. Если хорошо вспомнить, многие высокопоставленные лица довольно тепло относились к Православию. И если приходилось обращаться к ним по делам церкви, то они всегда помогали.
В наши дни тоже многие помогают, но сегодня дали свободу всякому беззаконию, отошли от истины. Так что я вполне согласен с тем, что в то время было больше духовности и отношение к верующим людям было лучше. Еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что будут стоять храмы с позолоченными куполами (это он говорил об Украине), но туда будет ходить невозможно. И вот, пожалуйста: София – позолоченный купол – туда ходить нельзя, Михайловский Златоверхий собор – золотые купола – нельзя, Пирогоща – нельзя; Выдубицкий монастырь – там вообще сделали ресторан, и никто не беспокоится о том, что в храме варится пища, официанты кощунствуют и юродствуют, одеваясь монахами. Разве можно туда ходить? И таких мест, куда ходить нельзя, очень много. Вот и исполнилось пророчество святого Лаврентия Черниговского.
Тогда неверующий человек поступить в семинарию не мог. А сегодня, к сожалению, в семинарии многие скрываются от армии. Наше государство должно было бы давно запретить такую практику и сделать так, как это было в советское время, когда в семинарию принимали только отслуживших в армии. Что же сегодня? Юноши поступают в семинарию, пересиживают призывной возраст, потом говорят: “Я себя не нахожу в Церкви” и идут заниматься своими делами. Все это, конечно же, свидетельствует о падении нравственного уровня людей.

– Владыка, если мы протянем нить из вчерашнего дня в сегодняшний, то увидим, что единственная политическая сила, которая планомерно, постоянно и непреклонно защищает каноническое Православие в Украине, – это коммунисты. Вас не удивляет такая ситуация? И как Вы относитесь к теперешним коммунистам?
– Я и в прошлом к коммунистам относился с уважением. Почему? Потому что у них была цель! Нормальные коммунисты никогда не призывали громить церкви и идти против Бога. Повторю, что я учился и служил в советское время, все происходило у меня на глазах, я был участником всех тех процессов. Вот вам пример из моей армейской жизни. Служил я в Баку. Однажды ко мне подошел майор Мамедов (был у нас такой, у него мама родом из Полтавы, а отец – из Баку) и говорит: “Тебе нужно поехать в город и пройти там медосмотр”. Нужно так нужно, думаю, хотя прекрасно себя чувствовал. Он берет меня в машину, и мы едем в город. Уже в дороге он говорит: “Я вижу тебе, Петр (я до монашества был Петром), нужно исповедоваться. Я тебя сейчас отвезу в храм”. Оказывается, он увидел на мне крестик и понял, что я – человек верующий. Растерялся я, конечно, даже не знаю, как себя вести при этом. Ведь он – коммунист, военный, офицер… А он продолжает: “Не волнуйся, мы сегодня только разузнаем все, все равно служба уже закончилась. А вот через три-четыре дня ты повезешь анализы, и я с тобой поеду, вот тогда и пойдешь”. Вот вам пример, как поступали умные, честные коммунисты.
И сегодняшние коммунисты меня совершенно не смущают. Ведь идеология у них сейчас совсем другая, а вот принципы остались те же. И то, что сегодня отстаивает Симоненко – единство народа и культуры, занятость молодежи, обеспечение ее работой, доступные для всех образование и медицина, – это ценности непреходящие. Более того, скажу, что нас с Петром Николаевичем связывают давние дружеские отношения и сотрудничество. Они начались еще с тех пор, когда на территории Лавры было итальянское посольство, представительство фирмы “Филипп Морис”, когда многие корпуса были отданы арендаторам. Тогда к кому я только ни обращался! Но ни один депутат, ни одна политическая партия не откликнулись на наш призыв, никто не пришел к нам на помощь. И только Петр Николаевич протянул нам руку помощи. Он пошел к Омельченко, и с того времени начался постепенный возврат монастырского имущества. Я об этом говорил раньше, говорю сейчас и буду говорить в дальнейшем. Мне не в чем упрекнуть Петра Николаевича. Наоборот, я испытываю к нему чувство искренней благодарности, мы до сегодняшнего дня общаемся, он поздравляет меня с днем рождения, днем Ангела, я его поздравляю со всеми праздниками. При этом он продолжает помогать Лавре.
В чем я еще поддерживаю коммунистов? В том, что я, как и они, более склонен к тому времени, когда у нас была дисциплина. Когда молодежь не употребляла наркотики, не занималась разбоем, не развратничала. А посмотрите, какие в то время были созданы фильмы, какая была музыка! Они имеют ценность и в сегодняшние дни. Кстати, тогда, кто бы что ни говорил, и о храмах снимали документальные ленты, показывали храмы, в том числе и по телевидению, рассказывали о святынях.
Это сейчас мы порицаем, мол, вот такая нехорошая была власть. Да, была такая власть, но ведь и люди в этой власти были разные. И если Господь попустил это, то, наверное, за грехи наши? Да, было много расстреляно священников! Но, опять же, почему? Вероятно, за грехи наши! Поэтому еще раз повторю, что и тогда, и сейчас я отношусь к коммунистам с большим уважением. Особенно к нынешним коммунистам: и к Петру Николаевичу, и к его единомышленникам, к однопартийцам, к его коллегам. При этом я понимаю, как им сейчас приходится сложно.

– Ваше Высокопреосвященство, я не хочу проводить политические параллели, ведь наш разговор не о политике. Но тем не менее вырисовывается такая картина: так называемые “помаранчевые” политики “окормляются” раскольником Филаретом, а те же самые коммунисты и силы, представляющие Восток Украины, стоят на позициях канонического Православия.
– Хочу сказать, что между людьми Украина не есть раздробленная или разделенная. Это все неправда. Суть в том, что это политики в своих мелких, низменных интересах сеют в людях вражду. Я сам из Западной Украины (архиепископ Павел родился в селе Борбин Млыновского района Ровенской области. – Авт.), и, проезжая по своим родным землям, часто разговариваю с людьми. Я вообще много езжу по стране (здесь нужно отметить, что владыка является Председателем Синодальной комиссии УПЦ по делам монастырей. – Авт.), много вижу, сравниваю, сопоставляю. Недавно мы были во Львове, и в Закарпатье, и на моей Ровенщине. И видели там лозунги, на которых написано: “Янукович, прости”. То есть простые люди многое понимают. Но вот разным горе-политикам нужно нас разделить. Я называю их горе-политиками потому, что они согласны на любую подлость, лишь бы остаться у власти. Как говорят, если человек побывал один раз у корыта, то его туда тянет всю оставшуюся жизнь.
И ладно, если бы пришли незнакомые люди. Но ведь мы их всех видели! Мы знаем все, что они сделали, а вернее, чего не сделали! Ни для государства, ни для народа они не сделали ничего, хотя были и во власти, и в оппозиции, и опять во власти… Палец о палец они не ударили для того, чтобы сдержать данное людям слово. И, кстати, знаете, в чем я могу обвинить коммунистов, Партию регионов и всю коалицию? Я могу обвинить их в недостатке решительности и смелости. Это помешало им сделать то, на чем сейчас спекулируют все, кому не лень. Во-первых, это вопрос о статусе русского языка. Я уверен, он должен признаваться наравне с украинским, то есть быть вторым государственным. Хотят политики или не хотят, но люди разговаривали и будут разговаривать на русском языке. И читать русские книги… А если меня будут допекать украинским, тем более не настоящим, а тем, во что они его превращают, – не поймешь, какой-то полупольский, полунепонятный язык, то я буду говорить по-русски. И пусть для начала политики, которые сегодня кричат о “державній мові”, пойдут на кладбище и посмотрят, на каком языке сделаны надписи на могилах и на крестах. Это первое, что нужно было обязательно сделать коммунистам.
Второе. Сегодня хотят снять “недоторканність”. Замечательно, но нужно было сделать это уже давно. Вот пускай соберутся последний раз и примут такое решение. А потом пусть возьмут тех, кто больше всех кричал об этом, оценят их поступки и посадят в то место, в котором они должны находиться. Они же у нас на виду все время, мы уже давно знаем, “кто”, “сколько”, “что” и “у кого”. Вот и надо положить конец этой спекуляции раз и навсегда. А то, что разделить народ им не удастся, всем ясно. Кроме некоторых националистов, продолжающих кричать “Восток – не Запад”, забывая при этом, что на самом деле мы – единая и неделимая Украина.

– То есть, другими словами, политики ради своей выгоды заставляют нас думать, что мы разделены на два разных народа, на две Украины, на Запад и на Восток?
– Да о разделении не может быть и речи! Когда взорвались вагоны с фосфором, куда поехали пострадавшие дети? На Восток! А куда едут отдыхать люди с Донбасса? В Закарпатье, на Львовщину, на Волынь, в Ивано-Франковск. И если мы желаем видеть Украину сильной, то надо, чтобы она была в первую очередь единой. И для этого нужно не лозунги провозглашать, а делать дело. И еще. Перед каждыми выборами на нас обрушивается лавина социологических опросов. А у меня, в свою очередь, появляется другой вопрос: “А кто их проводит?” Конечно, поехали во Львовскую область и спрашивают там об отношении к Януковичу. Да и вопросы так подбирают, что ответить на них можно только однозначно. Вот если вас или меня спросить: “Вы за Украину?”, что мы ответим? Конечно, мы за Украину! А что, в Донецке или в Луганске кто-то против Украины? Нет, там ответят точно так же, потому что это наша Родина, наше Отечество. Но, нет, эти социологи ставят вопросы так, что получается: во Львове живут украинцы, а на Востоке – исключительно русские. Специально так делают, чтобы замутить людей, чтобы люди сами поверили, что, мол, там – одни, а здесь – другие.
Точно так же дело обстоит и с партиями. Они нам рассказывают, кто сколько набрал или наберет процентов. А зачем это? Когда наберут, подсчитают, тогда и говорить нужно, а так они просто смущают людей и заставляют их думать то, чего нет на самом деле. Предыдущие предвыборные кампании показали (а я разговаривал со многими людьми), что все было запланировано. А волеизъявление народа должно быть искренним, а не спровоцированным и направленным. И что бы и какие фонды ни говорили, какие бы ни проводили исследования, человек может поменять свое мнение в одну секунду – ему достаточно увидеть неправду со стороны тех, кому он верил. Поэтому я сегодня еще и еще раз благодарю Петра Николаевича и всех тех, кто делает для Украины добро. Я не боюсь этого сказать, потому что ценю человеческое отношение, и меня никто не может упрекнуть в моих добрых и хороших чувствах к этим людям. Я их уважаю за то, что они пришли на помощь Церкви, не требуя ничего взамен. И это для меня самое главное.

– Да, но ведь политики, разыгрывая, так сказать, церковную карту, обвиняют каноническую украинскую Церковь чуть ли не в том, что она “пятая колонна” Москвы.
– Знаете, что меня удивляет? Когда я поступал в семинарию, то те, которые сейчас кричат, что я – враг Украины, тогда кричали, что я – враг Советского Союза. Семью мою тогда выгнали с работы, отключали им свет и газ, сестра была вынуждена бросить школу, а меня рассчитали по статье “за хулиганство и пьянку”. А я на то время вообще не пил. Да и вообще, за всю свою жизнь, может, раза три был, как говорится, выпивший, и это происходило в узком дружеском кругу после каких-то значительных событий. А мне тогда писали, что я пьяница, развратник и хулиган. Когда поступил в семинарию, мой дом обыскивали. И знаете кто? Те же, которые и сейчас находятся у власти. Когда я окончил семинарию, то стал врагом народа. И сегодня, вернувшись в свое родное Отечество, в свою Украину, которую я люблю, уважаю, ценю, знаю историю моей страны и, между прочим, знаю столько народных песен, что этим псевдопатриотам даже и не снилось, то опять стал врагом Украины.
И все только за то, что я хочу принадлежать к канонической Святой Церкви. Когда-то к нам приходили из службы госбезопасности, из налоговой, из комитета по делам религии, уполномоченные различных служб и смотрели: не дай Бог на свечке не будет печати Московской патриархии – могли сразу же лишить регистрации. Они получали награды советские, общались с силовыми и тайными структурами… И сегодня эти люди обвиняют меня в том, что я теперь, как и тогда, остаюсь верный Богу, стране и людям. А я законопослушный гражданин, исполняю Конституцию, ни у кого ничего не украл, никого не обманул. Наоборот, прошу сохранить памятники культуры и истории, которые они разрушили и продолжают разрушать и сегодня.
Мир во зле лежит, многие ищут своего карманного бога, но такого не бывает. Двум господам служить невозможно, а я служу Тому, Кто был распят на кресте, воскрес из мертвых и даровал жизнь вечную. Я Ему служил, служу и буду служить. И никому другому не поклонюсь ни при каких обстоятельствах. Ни-ко-му!

– Владыка, в окончание интервью что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Я не буду заниматься политической агитацией, но хочу поблагодарить людей, которые всегда шли на помощь Церкви, – Петра Симоненко и всех тех, к кому я обращаюсь как к родным, близким людям. А для того чтобы Украина стала действительно мощной страной, дорогие друзья, не избирайте тех, кто обещает вам сегодня манну с неба. Это настолько обманчиво, это настолько лукаво… У нас никогда ничего не будет, если мы не станем трудиться сами. Сад никогда не зацветет, если ты не посадил деревья. Наша страна никогда не будет красивой и благополучной, если мы будем тунеядствовать, уходить от трудностей, если мы будем надеяться, что на нас посыплются деньги из других стран.
А нам необходимо задуматься над тем, что если кто-то просто так дает нам хоть копейку, значит, надеется купить нашу душу, наше тело. И приходят они сюда для того, чтобы изменить нашу историю, нашу культуру, уничтожить нашу память, поменять устрой и политический, и национальный, и церковный.
Всем желаю помощи Божьей и прошу: прежде чем сделать какой-то поступок, помолитесь, чтобы Господь открыл вам свою волю. И не думайте, если кто-то вам сказал, что завтра будет заработная плата двадцать тысяч, то так и будет в действительности. А если вам все же дадут это, то подумайте, заработали ли вы! И если нет, то чем вам придется расплачиваться. Помните, что добиться благополучия можно только своим трудом и с мудрыми руководителями, которые не кричат, что завтра сделают нас богатыми, а трудятся вместе со своим народом.
Є такий правдивий жарт, який напрочуд точно характеризує діяльність і життєве кредо деяких партій. Вони кажуть, що завтра ми будемо жити краще, ніж сьогодні. Проте вони і сьогодні живуть добре, тож завтра, безперечно, будуть жити ще краще. А ми як жили, так і живемо. Не живемо, а скніємо. Тож я бажаю, щоб ви подумали над цими словами і обрали тих людей, які дійсно мають здоровий глузд, які нікого не обливають брудом, які не бачать в кожному злодія або бандита, а кожну людину сприймають як образ Христовий і Його подобіє.

– Дякуємо Вам, владико, за відверту і повчальну розповідь. Благословіть!
Когда интервью уже было закончено, диктофон выключен, а фотоаппарат зачехлен, архиепископ Павел, настоятель Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, очень тепло, как-то по-семейному уютно попрощался с нами и благословил как можно чаще писать о делах Церкви, о ее истории, о путях Православия в нашей стране. Ведь, что ни говори, даже неверующие люди понимают: Церковь – это духовность. А духовность, как уже было сказано вначале, это составная часть человека. Именно та часть, которая и отличает нас от всех остальных земных созданий – насекомых, зверей и птиц.
Олег Афонин
Газета «Коммунист»