Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Леонид Грач. Покушение на православную цивилизацию

Духовность – это именно та наша сила, которой боятся недруги восточнославянской православной цивилизации. За нашим народом, и этим мы можем гордиться, закрепилась слава патриота, но никак не грабителя, не хищника. Это не свойственно нашему духу.
Покушение на православную цивилизацию
Леонид Грач,

народный депутат Украины,
доктор исторических наук

В наше время навязываемая уставом нового мирового порядка идея глобализации мирового сообщества стала главной разрушительной силой. И чем активнее реализуется это тотальное наступление на каждого из нас, тем отчетливее проступает его зловещая суть, ибо речь идет о глобальном кризисе духовности. Проблема секулярного (светского; секуляризация – процесс освобождения общества от религии) толкования прав человека становится для современного светского общества одной из наиболее острых в контексте нарастания тенденций глобализации сознания. Это ведет к грубому выталкиванию на периферию нашей жизни традиционных ценностей, норм общественной морали – для освобождения места новому, глубоко деструктивному, типу миросозерцания и поведенческих установок. Наше украинское государство, раздираемое противоречиями, сегодня стоит на перепутье – западные неолиберальные ценности, современная политическая заявка на так называемую евроинтеграцию или традиции христианского государства, национальная самоидентичность. Острая взаимоисключающая противоречивость такого положения вещей, хотя и очевидна, но не востребована государством для исследования на предмет угрозы национальной безопасности. На самом деле, подобная угроза существует, и, думается, об этом нужно говорить серьезно.

При западных неолиберальных подходах жизнь человека превращается в погоню за материальными благами, где нравственные идеалы автоматически отмирают или просто уничтожаются. Не секрет, именно здесь кроется один из корней известного в истории противоборства между западниками и славянофилами, одно из главных различий между евроатлантической и христианско-православной цивилизациями. Не случайно сегодня, при насильственном наступлении на наши умы идей западного вектора, наблюдается расцвет насаждаемых извне институтов, фондов, СМИ, используемых в качестве подручных средств для растления нравов и зомбирования мозгов. Как следствие, что отмечается экспертами, наблюдателями, в славянских странах бывшего СССР своеобразной визитной карточкой общества становится всеобщее падение нравов. На наших, некогда живших в единой стране, народах осуществляются чудовищные эксперименты по внедрению преступных методов изменений психики, нравственности, физиологии человека, мутации духа. Достаточно вспомнить масштабность развития наркомании, торговли оружием, детьми, женщинами, внутренними органами людей, насаждения примитивистской зомби-масс-культуры. Эпоха смуты повсеместно дает о себе знать. Будь то оккультизм, будь то церковный раскол, будь то секты. Все направлено на деструктивную трансформацию личности. Вот какой комментарий разрушительным процессам влияния на общество дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой». (Из выступления на ежегодном епархиальном собрании в Москве, 23 декабря 1998 г.)
В сущности, современные реалии порождают формулу пропорциональной зависимости роста уровня глобализации сознания и секуляризации общества от масштабов и скорости строительства новой всемирной сверхдержавы. А мы, современники рубежа ХХ-ХХI веков, являемся не просто участниками задуманного, но и одновременно его жертвами. И речь в первую очередь касается тех, чьи корни уходят в восточно-православный мир. Глубинный анализ политико-общественных процессов давно утвердил православных богословов, историков, ученых, публицистов во мнении, что объявленная христианам с первых веков по Рождестве Христовом война не прекращалась ни на один день на протяжении двух тысячелетий. Здесь можно вспомнить войны Османской империи в Европе, русско-турецкие войны, Крымскую войну, Великую Отечественную войну, бомбардировки Югославии, передачу православной Сербии (Косово) албанцам-мусульманам.
Глобализация сознания как авангардный тип структуризации мирового сообщества основывается в первую очередь для славянских государств на отрицании (а в дальнейшем уничтожении) канонических устоев христианской морали, национальной идентичности, экономической самостоятельности. Диктат со стороны мировых правящих элит, прежде всего США, направлен на формирование в современном мире модели принципиально иных взаимоотношений, в иерархии которой для каждого из субъектов отведено свое место.
Теперь, когда, по мнению Запада, в силу целого ряда произошедших политических, экономических, правовых и других необратимых трансформаций страны СНГ уже не могут быть субъектами единого национального возрождения, изменяются приоритеты в чужеродном процессе перепрограммирования наших народов. Главенствующими становятся цели по изменению у наших народов ценностно-мировоззренческих принципов и приведение их в соответствие с западными стандартами. Для их успешного выполнения требуются соответствующие условия, как то: неблагополучие внутренней ситуации в стране, доминирование кризисности во всех отраслях и сферах – экономических, политических, социальных, культурных, духовных. Духовному по своей природе нашему соотечественнику должны стать дороги, близки, понятны качественно новые экономические идеалы, предлагаемые Западом. Это ценности чуждой нам цивилизации евроатлантического вектора, согласно которым в обществе становится самоценностью человеческое материальное благополучие. Таким образом, гражданам бывшего Советского Союза, как преемникам государствообразующего русского народа, который исконно являлся носителем Православия, сегодня усилиями идеологов Запада пытаются привить восприятие и в итоге взятие за образец вместо человека духовного – «человека экономического» как качественно нового прогрессивного типа. Это прообраз будущего идеала человека – носителя идей глобализма в условиях нового мирового порядка.
Созданные после крушения советской державы условия хаоса искусственно извне поддерживаются внутри каждой из республик с помощью разработанной еще в конце 40-х годов ХХ столетия системы влияния, так называемого «плана Даллеса». Его суть заключалась во внедрении на территории СССР комплексной системы мер, направленных на «необратимое угасание самосознания» народа. Согласно американской доктрине была поставлена задача «незаметно подменить» наши ценности на фальшивые.
С древних времен у наших далеких предков славян считалось, что судьба родной земли всецело зависит от сплоченности народа. Из поколения в поколение на протяжении многих веков передавались славянами традиции хранить верность Родине, взрастившей и вскормившей, нести святой долг защиты рубежей Отечества. Пожалуй, главными отличительными славянскими чертами, присущими, что называется, ментальности наших предков, были чувства братства, солидарности, патриотизма, самопожертвования. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля есть?» – с этих вопросов начинается наиболее древнее из дошедших к нам произведение об истории Руси «Повесть временных лет» Х-ХІІІ в.в., которое принято считать отправной точкой всех имеющихся повествований о рождении древнерусского государства. Славящаяся изобилием, богатствами Русь сосредоточивала в себе множество торговых путей, благодаря чему являлась связующим звеном между христианским Западом и мусульманским Востоком. И вместе с тем в силу своего богатства являлась зоной повышенного риска. Уже в те далекие времена многочисленные враги пытались Русь грабить, расчленять. Именно из «Повести временных лет» мы узнаем, что сохранить достигнутую мощь не удалось из-за междоусобицы: «И воевати почаша сами на ся». Обращает на себя внимание факт преемственности передачи тысячелетней эстафеты православной веры от одной империи к другой, этой своеобразной, как пишет В. Николаев («Русский дом», 2002, 9), сквозной линии христианской истории, развивавшейся от днепровской торговой Руси, основанной Рюриковичами, с центром в Киеве, через удельно-княжескую верхневолжскую Русь, на которой поочередно возвышались такие города, как Владимир, Ростов и Суздаль, далее через Московское царско-боярское великое княжество в Российской империи со столицей в Санкт-Петербурге.
В эпоху князя Владимира (конец X века) православная вера была единственной силой, способной «сплотить раздробленное государство, вдохнуть новую жизнь, дать великое будущее». Православие стало главной государствообразующей осью России. По словам известного богослова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), к концу ХII века, когда Киев утратил значение общерусского центра, княжение стало рассматриваться благодаря трудам благочестивых властителей Владимира Мономаха, святого Андрея Боголюбского, святого Александра Невского как религиозная обязанность. Под игом монголов князья осознали «свою связь с народом и ответственность за него». Именно Православная Церковь стала той силой, которая сумела объединить удельных князей.
Вспомним, при каких обстоятельствах в ХVII веке легендарный гетман Богдан Хмельницкий сумел объединить народы России и Украины, почему именно удалось добиться этого торжества справедливости, растянувшегося на несколько столетий? «Паны полковники, есаулы, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих Церковь Божью и озлобляющих все христианство нашего восточного Православия. Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей…», – с такими словами обратился, собрав Раду, великий гетман к народу в Переяславле 8 января 1654 года, чтобы выбрать государя из четырех кандидатур. Богдан Хмельницкий предложил народу признать своим государем или «турецкого царя», который много раз призывал украинцев под свою власть, или крымского хана, или польского короля, или «Православного Великой России государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца восточного». Вот что сказал народу гетман («Богдан Хмельницкий, Н.И. Костомаров, Материалы исследования». С издания СПБ 1884 года, серия «Актуальная литература России», 1994 год, 768 с.): «Тут которого хотите – выбирайте! Царь турецкий – бусурман, всем вам известно, как братья наши православные христиане, греки, беду терпят от безбожных утеснений; крымский хан тоже бусурман, которого мы, по нужде в дружбу принявши, какие нестерпимые беды испытали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь – царь восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с Православием великой России, главу имея Иисуса Христа… Если мы его (царя христианского) с усердием возлюбим, то, кроме его царской великой руки, благотишайшего пристанища не обрящем». Что ответил Богдану Хмельницкому простой народ? «Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере мереть, нежели ненавистнику Христову, поганину достаться», «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб мы вовеки все едино были!», – таков был единодушный ответ, положивший начало историческому перелому во взаимоотношениях двух братских народов.
В течение многих веков на Западе усилиями антиправославных сил шла неутихающая борьба за завоевание человеческой души, высвобождение ее от послушания православным заповедям и верности чистоте православной веры. И когда эти процессы были по большому счету успешно завершены, как никогда остро перед западными богоборцами замаячил вопрос России. Огромная, сильная Россия, укрепляемая изнутри ее патриархальными воззрениями, святоотеческой государственностью, духовной сплоченностью, соборностью и державностью народа, страшила иностранцев. «Крепкая вера Руси и ее мощная православная государственность служили гарантиями того, что разрушительные социальные и религиозные движения не смогут достичь своих страшных целей», – отмечает митрополит Иоанн (Снычев). Поэтому на Россию были направлены небывалые по силе духовные атаки. «К XIX веку влияние тайных международных богоборческих сил достигло такой величины, что на повестку дня был поставлен вопрос об уничтожении России».
Страшным потрясением и наиболее негативным по своим последствиям для всего христианства, для России в частности, и для всего дальнейшего развития мировой истории, явился на заре XI столетия первый раскол вселенской полноты Православной Церкви. Отпадение католического Запада от Православия окончательно и необратимо разделило народы России и западных стран. С этого периода, на что и указывают исследователи православной истории, нужно искать новую точку отсчета внешних угроз, агрессий, холодных войн, нацеленных на уничтожение народного самосознания народов Российской империи, а затем СССР.
Нельзя вместе с водой выплескивать ребенка: нельзя отрицать и умалять историческое значение социальной, научно-культурной прогрессивности советского строя, достижения, оказавшие огромное влияние на развитие всего мирового сообщества. Так же, как нельзя не помнить, что Компартией впоследствии были переосмыслены допущенные в отношении Церкви трагические шаги и ошибки.
Распад советской страны стал только началом, звеном в цепи разрушений экономических, межэтнических, межконфессиональных, политических, государственных связей между народами-братьями. Не менее важным звеном в процессе распада должно стать, по замыслу хозяев мира, разложение духа некогда единого, а теперь разрозненного народа, раскол внутри Православной Церкви как последнего единственного оплота духовного единения славянских народов бывшего СССР, подмена структур УПЦ МП религиозными суррогатами.
Духовность – это именно та наша сила, которой боятся недруги восточнославянской православной цивилизации. За нашим народом, и этим мы можем гордиться, закрепилась слава патриота, но никак не грабителя, не хищника. Это не свойственно нашему духу. И первым наш народ войн не развязывал. Не потому ли на русские земли нападали, что видели нашу доброту, щедрость и широту, не потому ли, что боялись нашего размаха и удали, широты просторов, не потому ли, что завидовали нашим природным богатствам, стремясь поглотить, растоптать, уничтожить? Это же происходит и сейчас. Обратите внимание. СССР разрушен. Но шаги по дальнейшему уничтожению народа продолжаются. Нарастает угроза холодной войны между США и Россией, по странам СНГ катится эпидемия импортируемых иностранцами цветных революций с последующим возведением на «престолы» новых Лжедмитриев. Нам хотят привить иные мозги, иное восприятие мира. Нас хотят научить жить по их образцу, меряя все в денежном измерении, но не через призму совести, милосердия, к чему каждого из нас приучили с детства, что передавалось из поколения в поколение. То, что для нас неприемлемо, у них в порядке вещей.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на семинаре «Диалог культур и цивилизаций: мост между правами человека и нравственными ценностями» (Париж, 13 – 14 марта 2007 года) предложил «возвратиться к пониманию роли прав человека в общественной жизни, которое закладывалось в 1948 году». Можно выразить безусловное согласие с тем, что моральные нормы должны стать «реальным ограничителем для реализации прав человека в публичной сфере». Это становится крайне важным, тем более когда современная украинская ситуация все больше характеризуется тенденциями к вседозволенности во всех сферах. В подобных условиях угрозы отхождения общества от традиционных установок христианских твердынь, во все века бывших основным цементирующим началом нравственной крепости народа, дружественный союз государства и Церкви может стать началом пути к исправлению ситуации. И если моральные нормы действительно станут ограничителем для реализации прав человека (другими словами, препятствием к возводимой в ранг общественной нормы вседозволенности, распущенности), это станет шагом на пути к прогрессивным трансформациям во многих сферах общественной, государственной жизни. Здесь нужен серьезный государственный подход действительно во имя спасения нации, а не слепого следования евроатлантическим установкам.
Увлечение либеральными реформами, эта своеобразная болезнь, которую переживает современное постсоветское общество, помимо своих прямых негативных последствий, выявило главное для нашего современника: никакая экономическая или политическая, пусть даже «суперпродвинутая», доктрина не способна перестроить общество, изменить мир, если не будет первоначально изменено само отношение к этому миру, то есть к его духовному состоянию. Говоря другими словами, пока человек не пожелает изменить сам себя, не захочет избавиться от привычки ко греху (лжи, гордости, праздности, разврату, корысти, тщеславию, ненависти, зависти, злопамятству, зависимости от материальных благ и т.д.), пока сам человек не изменится, не изменится и общество. Пока не будет остановлена тенденция ко всеобщему моральному разложению, не будет достигнут никакой иной государственно-политический и экономический баланс. И здесь, пожалуй, мы подходим к главному ключу в решении этой, на мой взгляд, важнейшей задачи. Кто может помочь обществу прийти в себя? Не будем лукавить и пытаться вспомнить ту или иную политическую партию. Политика никогда не была и не будет инструментом в деле исцеления душ. В нашем христианском государстве я знаю только одну такую позитивную для человеческого духа силу – Православие. А вот уже от того, поддержат ли Православие власть предержащие, государственные институты, будет зависеть успех здоровья нации.
Но о каком духовном здоровье нации, о какой сохранности и преемственности исторической памяти мы можем говорить, когда, начиная с момента разрушения СССР, на территории Украины идут процессы уничтожения, фальсификации всего, что связано с нашим общим историческим и духовным наследием? С особенно разрушительной силой эти процессы развиваются сейчас, при «помаранчевом» президенте В. Ющенко. Политическая ситуация в Украине характеризуется усилением русофобства, практически возведенного в ранг государственной политики. Руководимые Госдепартаментом США, проамериканские ставленники не пытаются скрыть своей зависимости от заокеанских установок, в том числе направленных на обострение украинско-российских отношений. Брат президента Петр Ющенко встает во главе созданной в марте 2007 года некоей общественной организации «За поместную Украину». Вопреки позиции Священного Синода канонической Украинской Православной Церкви государственные чиновники, злоупотребляя своим служебным статусом, с привлечением административного ресурса, пытаются утвердить «единую поместную церковь» на базе раскольнической структуры самозванца лжепатриарха Филарета (Денисенко), отлученного от Церкви. Заявление раскольника Филарета Денисенко о «начале наступления на Московский Патриархат» идет в одном русле с антироссийской политикой украинских национал-патриотов. Как сам президент вкупе со своим оранжевым окружением, так и псевдоцерковная политическая организация так называемого «Киевского патриархата» одинаково рьяно работают на усугубление внутриукраинского раскола. Сегодня в Украине налицо мощная тенденция к объединению всех антироссийских сил, включая УПЦ Киевского патриархата, который следует называть «антимосковским». Разразившийся впервые с такой силой за эти 16 лет государственный кризис раскольническая церковь использует как удобный момент для нанесения еще одного, по их замыслу, решающего удара по Москве. Обращение в июне этого года лжецеркви (УПЦ Киевского патриархата) к Виктору Ющенко с просьбой о вмешательстве в церковную ситуацию и о проявлении воли для создания независимой от Москвы Церкви – это грубая антиправославная, антигосударственная провокация, нацеленная на раскол страны, разъединение народа, обострение всех негативных процессов. Угрозой, шантажом, ненавистью ко всему русскому дышит буквально каждое слово Филарета, угрожающего России, которую он называет «Московией», «ослепленной церковным империализмом». По признанию Филарета, раскольники намерены теперь нести как на Восток Украины, так и в саму Россию «правду на их родном языке» – такой правдой должна стать так называемая «историко-каноническая декларация», которая будет на свой лад обосновывать право на существование независимой от Московского Патриархата Украинской Церкви. На самом деле это еще один вариант антироссийской пропаганды, призванной на этот раз через церковную сферу завершить начавшийся 16 лет назад процесс разделения братских славянских народов, объединенных историческими, культурологическими, православными узами. Враги чистоты канонического Православия, единства народа, мощи нации, враги укрепления основ государственности находятся во все времена. Так было много веков назад, так это происходит и теперь. Таким образом, филаретовщина в Украине сегодня – это открытая, задекларированная угроза существованию государственного строя, восточнославянского православного единства. Филаретовская идея о создании так называемой единой общей церкви под патронатом оранжевой проамериканской власти – это начало распада страны, гибели единства, угроза войны. Безобидная на первый взгляд тема религиозности, воцерковленности народа становится страшным оружием в руках национал-патриотов.
Кто может восстать против этого нашествия чуждой цивилизации на нашу православную веру, как не сама Церковь и вместе с ней те, которые ее искренно поддерживают? В данном случае я говорю не только о православных христианах, о прихожанах церквей, о всех верующих. Я говорю о такой политической силе, как коммунисты. Я искренне считаю и убежден, что в наше время, как и в будущем, Православная Церковь и Коммунистическая партия являются партнерами. Более того, Компартия Украины как позитивная, не связанная с олигархическими кланами сила социально-прогрессивного направления, являющаяся хранительницей и защитницей исторической памяти, советского наследия, стоящая на позициях целостности государства и укрепления связей с братскими славянскими странами, на мой взгляд, представляет наиболее последовательную и надежную политическую силу из всех. Мы, как и Православная Церковь, не конъюнктурно, а по внутреннему убеждению стоим на патриотической позиции спасения своего Отечества. Мы и православные одинаково видим беду, надвигающуюся со стороны НАТО, через кощунство, которое навязывается нам через попрание исторической памяти, подмену исторических реалий, закрепление за такими предателями, как вояки из ОУН-УПА, статуса героев. Патриотизм, стремление к очищению общества, поднятию уровня его нравственности, моральные принципы – нас многое сближает. И почему об этом не говорить? И почему нам не быть вместе с Русской Православной Церковью, с Украинской Православной Церковью?
Вспоминаю, как было непросто мне в конце 90-х, будучи на посту Председателя Верховного Совета Крыма, встать на защиту идеи возрождения храма Александра Невского, кафедрального собора, взорванного в Симферополе в 1930 г. Тогда я оказался между двух огней – верующими и ветеранами Великой Отечественной войны. Требовалось убедить ветеранов в необходимости переноса памятника-танка на несколько десятков метров в сторону, дабы освободить территорию для строительства храма. Я выдержал тогда немало упреков со стороны ветеранов, множество нападок, хулы, информационного гонения со стороны противоборствующих политических сил. Но гражданская позиция, выбранная мною, была правильной, и поэтому она победила. И я буду всегда горд тем, что в великой истории Православного Крыма есть и моя частичка, она запечатлена, в частности, в виде подписи в памятном тексте, вложенном в фундамент строящегося храма Александра Невского.
С особой силой подчеркиваю, что не было для меня большей чести, чем та, которую мне оказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, давший личную аудиенцию. Как можно было заключить из слов митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, московские иерархи РПЦ позитивно оценили те мои шаги, которые были направлены в конце 90-х на сотрудничество с канонической Православной Церковью.