Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Хиротония епископа Илария

Хиротония епископа Илария

30.07.2007. КИЕВ. В Свято-Успенской Лавре состоялась архиерейская хиротония архимандрита Илария (Шишковского)
28 июля в резиденции Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, состоялось наречение архимандрита Илария (Шишковского) во епископа града Северодонецка.
Обращаясь к архипастырям, нареченный архимандрит Иларий сказал:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
Глас, призывающий мое недостоинство к новому, высшему служению, страхом поражает мою душу. Страшусь, представляя величие и трудность звания, к которому повелением Вашего Блаженства и Священного Синода ныне призывается мое недостоинство.
Святой Апостол Павел, поставив по себе местоблюстителем епископского престола в Ефесе святого Тимофея, завещал ему пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Ангелами, чтобы Он проходил вверенное ему служение без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1. Тим. 5, 21). Не дерзаю думать, чтобы и душа святого Тимофея не была объята трепетом, принимая такое завещание, к исполнению которого Апостол представил ему столь высокое и сильное побуждение: в каком же страхе и смущении должен быть я недостойный, которого, Ваше Блаженство, призываете теперь к тому же служению, как бы повторяя строгое завещание Апостола, тогда как я далеко чужд совершенств святого апостола Тимофея!
Знаю, чем должен быть перед Богом и человеками облеченный саном епископства: он должен всегда сиять светом добрых дел, да видят их человеки и прославляют Отца Небесного; должен быть, по слову апостола, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12); должен всегда подражать Пастыреначальнику Иисусу Христу, должен быть добрым пастырем, готовым в случае нужды душу свою положить за овец стада Христова, неусыпно пася их словом истины и охраняя в ограде единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Видя, какой священный, но вместе с тем и тяжкий ярем возлагается на мое недостоинство, и испытывая в себе великую немощь сил духовных — скудость благодатной жизни, в которой преимущественно и заключается тайна силы и могущества пастыря действовать на вверенные ему души, ни мало не уклоняясь от святой и преданной ему заповеди, — я глубоко смиряюсь духом, трепещу и ужасаюсь восхождения, на высоту мне указуемую, ибо знаю, какой страшный жребий ожидает перед судом нелицеприятного Судии всех и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, того пастыря душ, который не соблюдет своего начальства (Иуд. 1, 6).
Знаю, сколько требуется бдения и труда, чтобы достойно проходить поприще епископского служения, и чему подвергнусь я на Страшнем Суде Божием, перед лицом неба и земли, ангелов и человеков, если, приняв благодать епископства, окажусь недостойным служителем и строителем Таин Христовых.
Представляя все это, боюсь и страшусь за мою немощь! Но кто я, чтобы мог пререкать определениям Духа Божия? Ныне я, хотя со страхом и трепетом, но и с безусловной покорностью повинуюсь определению Вашему и благоговейно предаюсь водительству Вашего Блаженства, и готов с полным расположением души, по чистой совести, всеми силами моими жертвовать собою и ревностно исполнять возлагаемые на меня обязанности.
Но не на мою немощь надеюсь, а всего жду от Небесного Подателя всякого благогодаяния: ибо знаю, что без Его содействующей благодати я ничто; Он приснотекущий источник всякого блага и всякого совершенства. Ему всецело предаю жребий моего служения и всей моей жизни!
Одно ободряет меня – это то, что я не сам вызываюсь на предстоящее мне великое служение. Меня призывает к нему определение Вашего Блаженства и Священного Синода, и я верую, что оно совершается, как и на Соборе св. Апостолов совершалось, по изволению Духа Святого. Кто же я, чтобы пререкать совету воли Божией? Ныне, движим духом святой покорности, готов идти с глубочайшим смирением на указуемое мне высокое служение Святой Православной Церкви и исполнять великие и многотрудные его обязанности, не щадя моих сил, по совести и со страхом Божиим.
Все упование мое возлагаю на Того, Который посреди семи светильников стоит Откр. 1, 13) и жив во веки веков (Откр. 1, 18), на Господа нашего Иисуса Христа: Его божественная благодать и немудрых являет мудрыми, и немощных делает крепкими и сильными. Предаю себя всецело Его Божественному водительству и на Его помощь, во все дни жизни моей, не перестану надеяться.
К этому же немало ободряет дух мой, смущаемый недостатком сил и опытности для предстоящего мне служения, и то, что Святая Украинская Православная Церковь обильна мудрыми и опытными святителями, давно уже изучившими науку, как должно поступать в доме Божием и право править слово истины (1 Тим. 3, 15). Неопытный, буду взирать с полным послушанием на их мудрые опыты правоправления и несомненно найду в них важные уроки для исполнения заповеданного мне.
Представляя трудность делания, к которому призываюсь ныне, и колеблемый помыслами недоверия ко мне самому, утешаюсь и ободряюсь тем устроением промысла, что Он, Благий, назначает мне поприще служения под непосредственным руководством Вашего Блаженства! Вижу в этом особую милость Господа к моему недостоинству: ибо уповаю, что Ваше Первосвятительское слово укажет мне прямой путь, предназначенный мне и ведущий к цели моего призвания, и Ваша отеческая десница управит и подкрепит мою немощь в неуклонном последовании Пастыреначальнику Христу, Спасителю и Богу нашему.
Ваше Блаженство! Святители Божии! Молю Вашу Святыню, вознесите о мне теплые моления к Всевышнему Богу, Отцу щедрот и всякого утешения, да уготовит и укрепит меня Он, Благой, силой вседействующего Духа Своего и дарует мне во славу пресвятого имени Своего во все дни моей жизни подвигом добрым подвизаться на поприще епископского служения и течение окончить с надеждой мзды, уготованной на небесах всем любящим Его».
29 июля в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась архиерейская хиротония нареченного архимандрита Илария. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир. Вручая архиерейский жезл новорукоположенному епископу, Блаженнейший Владыка сказал:
«Преосвященный епископ Иларий!
Милостью Божией через избрание Священного Синода Украинской Православной Церкви и рукоположение собратьев архиереев ты ныне получил благодать Святаго Духа, которая возвела тебя на наивысшую ступень иерархического служения. Ты стал епископом Церкви «Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). С сегодняшнего дня слова святого апостола Павла к своему ученику Тимофею обращены и к тебе: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием… будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 2-5).
Как преемник апостольского служения, епископ – созидатель Тела Христова. «В Церкви, – пишет святой священномученик Ириней, епископ Лионский, – Бог положил апостолов, пророков, учителей и все прочие действования Духа… Где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать». В Церкви совершается преображение падшей человеческой природы. Вне церковной ограды спасение не совершается, поэтому на архипастыре, блюстителе словесного стада и охранителе вероучительных истин и канонов лежит великая ответственность перед Богом, чтобы вечное неизменяемое Божественное Откровение было услышано и воспринято современным миром. Однако для этого нужны не только понимание, образование и ученость, но, что более важно, необходимы деятельное желание и способность жить по вере и собственным примером вести боголюбивый народ ко Христу. Для пастырей и паствы ты должен быть «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Епископское служение – это служение любовью даже до самопожертвования, ибо «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).
В минуты испытаний, через которые Господь будет посещать тебя, находи утешение и успокоение в молитве. Именно в молитве, в общении с Создателем ты должен черпать силы для архипастырского служения.
Будь всегда верным тем обещаниям, которые ты дал перед хиротонией всей церковной полноте, и тогда Пастыреначальник наш Господь Иисус Христос укрепит немощные человеческие силы и соделает тебя достойным епископом Святой Церкви.
Твоя Пятидесятница совершилась в доме Божией Матери – в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, где ты получил образование, на протяжении многих лет нес преподавательское послушание, духовно возрастал как священник и монах. Пускай Христос Спаситель, избравший тебя к высокому архиерейскому подвигу, предстательством Преблагословенной Владычицы Богородицы и молитвами основателей нашей святой обители – преподобных Антония и Феодосия со всем сонмом Печерских угодников – помогает и не оставляет тебя на всех путях твоей жизни.
А теперь прими этот жезл как символ святительской власти и преподай первое архиерейское благословение всем, кто сегодня молился за тебя».

Біографія єпископа Іларія (Шишковського).
Архімандрит Іларій (в миру Шишковський Едуард Степанович) народився 18 квітня 1969 року в м. Миколаєві в православній сім’ї. З 1980 року став проживати в м. Брянка Луганської області. Тут у 1986 році закінчив СШ № 10. По закінченні школи навчався в СПТУ № 18. З липня 1987 року до червня 1988 року працював помічником бурильника у Ленінській геологорозвідувальній експедиції. У червні 1988 року був призваний в ряди Радянської армії. Службу проходив в м. Саратові. Звільнений в запас у травні 1990 року.
Затим поступив до Київської духовної семінарії, яку закінчив з відзнакою в 1993 році. У 1997 році закінчив також з відзнакою Київську духовну академію. З 1996 року – викладач Київської духовної семінарії. 18 березня 1999 року успішно захистив кандидатську дисертацію на тему: «Религиозно-эстетические воззрения Древней Руси в досинодальный период» та отримав науковий ступінь кандидата богослов’я. У 1999 році призначений на посаду викладача Київських духовних академії і семінарії з таких богословських дисциплін: «моральне богослов’я», «церковнослов’янська мова», «релігійна етика» та «православна еклезіологія». З 1999 року – член Вченої ради Київської духовної академії та відповідальний секретар «Трудів Київської Духовної Академії».
У священному сані з 2000 року. У серпні 2000 року призначений керівником видавничого відділу Київської Митрополії. У 2001 році возведений в сан ігумена. З 2002 року викладав курс з дисципліни «основи християнської моралі» та очолював кафедру теології, яка була утворена на базі Українсько-Азербайджанського інституту соціальних наук та міжнародних відносин ім. Г.А. Алієва в Міжнародній академії управління персоналом.
З березня 2003 року – член постійно діючої комісії з питань етики при Державному центрі імунобіологічних препаратів. 21 листопада благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира возведений в сан архімандрита. 28 січня 2005 року призначений на посаду секретаря Вченої ради Київських духовних академії і семінарії. 30 березня 2007 року за благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира призначений на посаду проректора Київських духовних академії і семінарії. 10 червня 2007 року за рішенням Священного Синоду Української Православної Церкви та за благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира призначений секретарем Учбового комітету при Священному Синоді УПЦ.