Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Церковь призывает к согласию и единству во имя Украины»

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Церковь призывает к согласию и единству во имя Украины»

– Ваше Блаженство! Поскольку Украина на грани выборов, хочется спросить, влияют ли как-то политические перипетии на церковную жизнь?
– Церковь Христова – это собрание людей, и то, что влияет на людей, естественно, влияет и на церковную жизнь. Конечно, для миссии Церкви, которая заключается в том, чтобы вести человека к спасению, эти перипетии не суть важны. За тысячу лет существования Православной Церкви на нашей земле политические обстоятельства были разными, но даже во времена жестоких атеистических гонений, как это было в прошлом веке, она выполняла свою миссию. Проблемы появляются прежде всего в сфере социального служения, где церковные структуры и в центре, и на местах плотно сотрудничают с органами государственной власти. Это касается и окормления детских домов, приютов, тюрем, и общих проектов по противодействию наркомании, беспризорности, по восстановлению разрушенных святынь и т.д. Все замирает и откладывается «на потом». Недавно по телевидению показали сюжет о бездомных детях. Когда авторы сюжета обратились за комментарием в орган государственной власти, от них отмахнулись: нам не до вас и ваших детей, у нас – выборы. Что тут можно добавить?

– А как бы Вы прокомментировали сложившуюся политическую ситуацию в стране с точки зрения Церкви (в морально-этическом плане)? Чему в первую очередь не мешало бы научиться нашим политикам?
– Церковь отделена от государства, не вмешивается в его внутренние дела, а морально-нравственную оценку деятельности и поступкам политиков дает все общество. Церковь молится и призывает всех к согласию и единству во имя народа, во имя Украины. Если вспомнить обращения Священного Синода, начиная с 2004 года, все они призывают только к этому. В нынешней ситуации главное, чтобы все политические силы были ответственными, не перессорили бы народ и не натворили какой беды для Украины. Общественный мир и согласие – это дар Божий. Мы уже не можем позволить себе противостояний, упорства в амбициях. Ежедневно население Украины сокращается на 780 человек, мы стремительно «освобождаем место» на своей родной земле, вымирают села, люди сбиваются в городах, где есть заработок, бегут за границу. Нужен целый комплекс социально-экономических программ, который бы преломил эти негативные тенденции. Надо находить в себе мужество не только заявлять об этих программах, но и терпеливо выполнять их. Церковь считает сохранение народа общенациональной идеей, которая должна объединить всех.
Политикам, которые борются за доверие избирателей, пожалуй, стоит помнить, что соревновательность нужна в делании добра, а не в пиар-технологиях и очернительстве оппонентов. Ибо, что бы мы о себе ни думали, как бы себя ни рекламировали, узнают нас и будут судить о нас лишь по делам нашим, как и учил Христос Спаситель.

– У УПЦ есть свои фавориты в политике, или же церковь и политика вещи несовместимые?
– Церковь, согласно своей Социальной концепции, сотрудничает со всеми политическими и общественными организациями, кроме тех, разумеется, которые враждебно относятся к такому сотрудничеству и к самой Церкви. Но таких организаций с каждым годом становится все меньше. Церковь не контролирует политические убеждения верующих, она объединяет всех. Судя по предвыборным программам партий, все, без исключения, желают добра Церкви и хотят с ней сотрудничать и помогать. Многие партии, политические лидеры помогают, сотрудничают на протяжении многих лет с общинами, епархиями в их трудах, тем самым завоевывают доверие верующих избирателей. Их можно назвать «фаворитами», но таким фаворитом может стать каждый.

– Ваше Блаженство, к Вам часто обращаются за помощью люди. Какие проблемы больше всего волнуют сегодня украинцев?
– Самые разные. Человек ведь не просто живет, работает, он хочет понять смысл и цель своих трудов и жизни, попадает в разные обстоятельства, часто стоит перед нравственным выбором. Со всем этим он и идет к священнику, или, как мы говорим, к пастырю. Сегодня человеку очень сложно разобраться и в мире, и в себе, общество потребления и выживания навязывает свои порочные стереотипы и жизненные ориентиры. Восстановить в человеке высокие стремления, укрепить его в любви к ближнему, помочь обрести мир со своей совестью и жить по ней – это ежедневная работа священнослужителя. Среди наиболее волнующих вопросов можно выделить, пожалуй, те, которые относятся к кризису современной семьи: взаимоотношения между супругами, отцами и детьми, бесчисленные молодежные проблемы.

– Как ни печально, но все-таки раскол среди православных сегодня ощутим: одни предпочитают посещать церковь только Украинскую Православную Церковь, другие – только Киевский патриархат. Все это накладывает свой отпечаток на общественное сознание. Как Вы смотрите на объединение православной церкви, возможно ли это?
– Православная Церковь едина, о чем говорит и Символ веры: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Те, кто признают нашу Церковь законной, канонической, а ее Таинства спасительными, но в то же время создают параллельные сообщества, на самом деле разделяют верующих, разделяют Церковь, поэтому именуются раскольниками. Церковь – это мистическое Тело Христа, и разделять Его – тяжкий грех. В основе наших расколов – гордыня, амбиции, желание создать структуры, похожие на Церковь Христову, и под этой личиной обслуживать политические, коммерческие интересы отдельных лидеров или групп. Но какими бы административными, интеллектуальными, финансовыми, пропагандистскими ресурсами ни обладали люди, они не могут создать Церковь. Ее может создать и создал две тысячи лет назад Господь наш Иисус Христос. Только в ней мы обретаем спасение. Вне ее, в безблагодатных, раскольничьих, самодеятельных, культурологических и прочих организациях спасение невозможно, даже если они и именуют себя «церквами» и «патриархатами».
Поэтому преодоление раскола – это, прежде всего, преодоление маловерия. Человек должен серьезно относиться к вере, потому что она касается самого сущностного, что есть в нем: вопросов жизни и смерти, цели существования, помощи Божией и спасения нашего. Несмотря на агрессивную пропаганду расколов и сект, он должен научиться отличать правду от лжи, хотя в нынешнее время манипулятивных технологий это не так просто.
В истории Церкви расколы – явление не редкое, и в древние времена появлялись расколоучители и их последователи. Расколы были уврачеваны на основе церковных канонов, на осознании содеянной неправды и покаянии. Мы постоянно молимся о заблудших братьях наших, призываем к единству. Иногда эти призывы бывают услышанными, общины возвращаются в лоно Церкви. Сейчас идут переговоры с УАПЦ-Киевский патриархат, мне кажется, там сделаны первые шаги к преодолению отчуждения и взаимному доверию. С другим «патриархатом» (УПЦ-КП) проблем больше, поскольку его представители позволяют себе очень много антиправославной риторики и хулы на Православную Церковь. Но то, что не могут управить люди, управит Бог. Мы живем с надеждой на единство.

– Очень часто люди идут в церковь КП, потому что богослужения там проводятся на понятном всем украинском языке. Возможно такое, что УПЦ МП начнет править службу на украинском?
– Насколько мне известно, в этом «КП» не отказываются и от церковнославянского языка. Дискуссии о языке богослужений – явление давнее, споров всегда было много, но в результате все-таки приходили к необходимости сохранения церковнославянского. Это наше древнее достояние, созданное просветителями равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Он используется в славянских Православных Церквах (в Болгарии, Сербии, Чехии, Словакии, Польши, в США и на всем постсоветском пространстве). В Греции язык богослужений древнегреческий, а не современный, этим же древним языком пользуются древние патриархаты (Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский и Кипрская Церковь), в Грузии – древнегрузинским языком. Иными словами – все берегут традицию. Сохраняя ее, мы сопричастны не только с нашими братьями из Поместных Церквей, но и со всеми поколения наших предков со времен Крещения Руси. Как мы молимся сегодня, молились и святой равноапостольный князь Владимир, и преподобный Нестор Летописец, и запорожские казаки, и Тарас Шевченко.
В церковнославянском богослужении каждое слово богословски выверено, связано с учением о Церкви и передает его смысл. Буквальные переводы здесь не подходят, нужны даже не годы, а десятилетия кропотливой работы. А тем временем язык, «который всем понятен», меняется стремительно, за ним не угонишься. Вы можете представить себе богослужения на языке нашего телевидения, парламентских баталий, Интернета или молодежного сленга?
Поэтому в наших церквях не употребляется в качестве богослужебных ни украинский, ни русский языки, а лишь церковнославянский. В некоторых храмах практикуют чтение Евангелия на украинском, а вот проповеди произносятся на любом языке – как того хотят прихожане.

– Каких основных правил должен придерживаться истинный христианин?
– Тех, что изложены в 10 Заповедях, которые Христос обобщил в одной фразе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-40)

– Насколько часто необходимо посещать церковь? Если человек старается жить по христианским законам, молится, постится, но очень редко посещает церковь? Достаточно ли иметь Бога в сердце?
– Сердец много, а Бог – один. Для верующего человека Бог – это не умозрительная категория. Мы приходим в храм не к «виртуальному богу наших сердец», а к реальному, соединяющемуся с нами в Святом Причастии, и получаем от Него реальную помощь. Вне Церкви нет христианства. Поэтому верующий человек не может не посещать богослужений и не участвовать в Таинствах Церкви.

– К сожалению, принято считать, что люди обращаются к Богу в основном в трудные и тяжелые моменты своей жизни. Как Вы считаете, зачем люди чаще всего приходят в церковь: просить, замаливать грехи или благодарить Господа…?
– Действительно, люди чаще приходят в трудные минуты своей жизни. Но настоящая жизнь во Христе предполагает, чтобы мы и в печалях, и в радостях были с Богом. Это касается и отношений с ближними нашими. Если вы радуетесь успехам и радостям другого человека, это верный признак того, что вы его любите.

– Сегодня очень часто можно встретить в церкви девушку в брюках или с непокрытой головой. Насколько важно соблюдать эти обычаи?
– Храм – это Дом Божий. Когда вы идете на встречу с любимым человеком или с начальником, в театр на встречу с высоким искусством, то готовитесь к событию, подбираете соответствующую одежду. В храме человек должен быть опрятным, скромно одетым, мужчины снимают головные уборы, а женщины покрывают головы. Девушка в брюках – это, конечно, не трагедия, но воспитанный человек должен уважать церковные обычаи.

– В Украине развелось очень много различных деструктивных организаций (сект), разрушающих человеческие жизни. Почему так происходит? Как не стать жертвой сектантов? И возможно ли исправить сложившуюся ситуацию?
– Так происходит потому, что мы не уважаем свою историю, свое духовное наследие. Хватаемся за чужое, отрекаемся от своего, родного. С основами своей тысячелетней православной веры наш ребенок не может ознакомиться ни в садике, ни в школе. Молодые люди не получают знаний о нашей вере в вузе. А человек без веры не может, поэтому он часто становится жертвой сектантов. В семьях, где заботятся о религиозном воспитании, на приходах, где ведется духовно-просветительская работа, дети получают духовный «иммунитет». Но таких приходов и таких семей не так уж и много. Поэтому в распространенности деструктивных культов и сект виноваты и государство, и Церковь, и семья. И решать эту проблему мы должны сообща.

– Какой Вы видите Украину в будущем или какой бы вы хотели ее видеть?
– Конечно, православной, достойной своей славной истории, науки и культуры. Страной не прошлого, а будущего.

Интервью вела Виктория Мазур,
газета «Товорищ»