Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Виктор Плакида: «Наша сила в единстве: как в государственных делах, так и в духовных…»

Виктор Плакида: «Наша сила в единстве: как в государственных делах, так и в духовных…»

На вопросы «Вестника Пресс-службы Украинской Православной Церкви» отвечает Председатель Совета министров Автономной Республики Крым

– Уважаемый Виктор Тарасович, существуют ли, с вашей точки зрения, в Крыму религиозные проблемы? И если да, то в чем их сущность? Какие пути их решения вы видите?
– Сфера государственно-религиозных отношений – как в Крыму, так и в Украине в целом – это одна из тех сфер нашей жизни, где за годы независимости достигнуты такие изменения, которые не имеют аналогов ни в одной другой области нашей жизни. Фактически мы перешли от официального государственного атеизма к действительной свободе совести. Только в Крыму сеть религиозных организаций возросла более чем в 30 раз и составляет сейчас 1316 религиозных организаций, 48 течений, направлений и толков. Верующим возвращено абсолютное большинство бывших культовых зданий. В Крыму действует 9 духовных учебных заведений, выпускаются религиозные издания и т.п. Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», действующий в данной сфере и регламентирующий сферу деятельности религиозных организаций, является, по общему признанию экспертов, одним из наиболее демократичных в мире.
На мой взгляд, государство создало действительно благоприятные условия для функционирования религиозных организаций. Это и предоставление определенных льгот, и полное невмешательство во внутреннюю деятельность религиозных организаций (если это не предусмотрено действующим законодательством), и возможность получения земельных участков для строительства культовых зданий, и участие государства в расширении знаний граждан в области религий и свободы совести. Так, у нас апробируется возможность постепенного введения в учебно-воспитательный процесс морально-нравственных дисциплин, имеющих культурологический характер, как, например, «Основы православной культуры Крыма», и многое другое.
Но бесспорно, что в сфере государственно-церковных отношений есть и много нерешенных проблем. Многие из них перешли к нам по наследству от прошлой атеистической эпохи, а некоторые возникли в силу сегодняшних обстоятельств. Ряд проблем имеет сугубо крымскую специфику, как скажем, широкое и интенсивное распространение ислама в связи с возвращением крымскотатарского народа на свою историческую Родину.
Поэтому естественно, что при такой динамике процессов религиозной жизни в этой сфере возникают проблемы, как связанные с бывшей собственностью религиозных организаций, так и со сферой влияния, а порой и недостаточной компетенцией тех, кто должен на местах решать эти проблемы. Сегодня уже становится очевидным, что проблемными становятся вопросы выделения земельных участков под строительство культовых зданий в курортных регионах. Именно в приморских городах, за исключением г. Керчи, остаются невозвращёнными культовые здания, которые находятся в коммунальной собственности и не могут быть переданы постановлениями Совета министров АР Крым. Есть определенные вопросы и в сфере взаимоотношений между представителями православия и ислама в Крыму. Но здесь я хочу со всей ответственностью заявить, что их не существует на вероисповедном уровне. Как правило, такие проблемы порождают различные политические силы, как с одной стороны, так и с другой, особенно в период предвыборных кампаний. Однако главное, что я хотел бы подчеркнуть, что мы в Крыму научились решать эти проблемы путём достижения компромиссных решений, без победителей и побежденных. А возникающие проблемные вопросы мы решаем, как говорится, в рабочем порядке. И будем решать их в дальнейшем…

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы сотрудничества Церкви и государства в Крыму?
– Я думаю, что перспективы сотрудничества очень хорошие. Мы все понимаем, что без создания благоприятного духовного микроклимата в обществе нам всем будет очень сложно создать нормальное демократически и экономически развитое государство. Вакуум, образовавшийся в душах людей после развала советского государства, постепенно заполняют наши традиционные морально-этические правила, по которым жили наши предки. Я имею в виду традиционные религии. В Крыму это прежде всего православие и ислам, а также верования, которые распространены среди различных больших и малых этно-национальных групп, населяющих наш полуостров.
Что касается непосредственно форм сотрудничества и взаимодействия с религиозными организациями, то прежде всего, на мой взгляд, такое сотрудничество следует развивать в социальной сфере. Православная Церковь славится своей огромной гуманитарной и благотворительной работой. В целом следует отметить, что религиозные организации в Крыму являются флагманами социальной работы.
Приведу только один пример социального проекта. В июне этого года группа из 280 детей, в основном из детского интерната и приюта, две недели находилась на отдыхе в Греческой Республике. Ребятам была предоставлена возможность не только отдохнуть, но и посетить уникальные православные святыни Греции. Это стало возможным благодаря установившемуся сотрудничеству между Симферопольской и Крымской епархией и Фивской и Ливадийской епархией Элладской Православной Церкви.
Таких примеров можно привести много. В этом и состоит, на мой взгляд, главная и важнейшая перспектива сотрудничества и в Крыму, и в целом в нашей стране.
Сотрудничество Церкви и государства, на мой взгляд, может иметь широкие рамки. Ибо Церковь уже давно в своей деятельности вышла за пределы церковной ограды. Её волнуют проблемы и болезни общества, и она предлагает свои варианты того, как быстрее и эффективнее оздоровить наше общество, используя при этом самые различные формы и методы работы. Наша задача состоит в том, чтобы преодолеть разрушительные последствия прошлого периода, возвратить религиозные институции в общество, создать надлежащие условия для их цивилизационного развития.

– В Крыму зарегистрировано 1316 религиозных организаций. Какую роль в данной ситуации, с вашей точки зрения, может выполнять Межконфессиональный совет «Мир – дар Божий»?
– Действительно, Крым это многоконфессиональный регион. Поэтому деятельность Межконфессионального совета «Мир – дар Божий» просто необходима. И мы очень благодарны лидерам ведущих религиозных организаций, которые стояли у истоков его создания и сегодня продолжают направлять усилия совета на сохранение мира и согласия в нашем регионе. Межконфессиональный совет сегодня выступает как авторитетный орган, который стоит на защите интересов всех верующих, независимо от их конфессиональной принадлежности. Его всегда взвешенные, толерантные и глубокие по смыслу заявления по поводу тех или иных событий получают всеобщую поддержку крымчан. Мы благодарны Межконфессиональному совету за его большую работу в социальной сфере. За последние 2 года совет провел 5 межконфессиональных акций: к Международному дню защиты детей, по борьбе с вредными привычками, по решению таких социальных проблем, как СПИД, аборты и др.
Мы, конечно, сожалеем, что без достаточных на то оснований приостановило своё членство в Межконфессиональном совете Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). Однако я надеюсь, что это временная мера и здравый смысл восторжествует. Ибо всем нам вместе суждено жить на этой благодатной Крымской земле, и только общими усилиями, помогая и дополняя друг друга, мы сможем построить наш крымский дом в процветании и единстве…

– Крым является пёстрым регионом Украины как в этническом, так, соответственно, и в религиозном плане. Какие факторы помогают сохранить мир и спокойствие на Крымском полуострове?
– Действительно, Крым во все времена многовековой истории отличался своим этническим и конфессиональным разнообразием. И сегодня по этноконфессиональному признаку в Крыму создано и действует свыше 400 религиозных организаций, что составляет около 30% от всей религиозной сети полуострова. Для сравнения в целом по Украине этот показатель – около 4-х процентов. Данный фактор мы должны учитывать в своей работе. Скажем, привычные для Украины «государственно-церковные отношения» у нас являются, по сути, «государственно-религиозными отношениями». В таких тонких вопросах, какими являются межконфессиональные отношения, мелочей быть не может, мы должны всё скрупулёзно просчитывать и учитывать в совокупности все факторы. Главным, что помогает сохранению мира и спокойствия в нашем регионе, является прежде всего то, что в вопросах деятельности органов власти мы стремимся строго придерживаться принципа одинаковых подходов к религиозным организациям независимо от их конфессиональной принадлежности.
Немаловажным фактором является и то, что со стороны государства выделяется довольно существенная финансовая помощь для возрождения материальной базы духовности и культуры народов Крыма. Так, за счёт государственных средств восстановлены в первозданном виде Большая и Малая кенасы в г. Евпатории, которые сегодня по праву считаются своеобразной визитной карточкой города. Ежегодно выделяются средства на возрождение памятников сакральной культуры крымскотатарского народа, среди которых Ханский дворец, средневековый университет «Зынджирлы медресе» и комплекс средневековых дюрбе в Бахчисарае. Только в этом году из республиканского бюджета выделены значительные средства для проведения реставрационных работ по восстановлению памятника национального значения Армянской Апостольской Церкви – собора в монастыре «Сурб-хач», который в следующем году будет отмечать своё 650-летие.
Конечно, в этом вопросе есть и проблемы. Межконфессиональная ситуация осложняется тем, что некоторые политические лидеры используют религиозное сознание, тесно связанное с национальным сознанием, для создания конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях с целью добиться уступок со стороны органов власти. Однако организаторы таких акций должны понимать, что это не может иметь положительного результата.

– На Крымском полуострове зарегистрировано 530 православных общин. Каково Ваше личное отношение к развитию православия на Крымской земле?
– Моё личное отношение к развитию православия, как и к развитию других религий и конфессий, действующих в рамках законодательства, только положительное. В условиях демократического общества каждый человек, каждый народ должен иметь право и возможность исповедовать любую веру. Однако православие в Крыму имеет свою особую историю, отличающуюся от других регионов Украины. Исторические источники свидетельствуют о том, что уже в первом веке нашей эры народы, населявшие Крым, исповедовали христианство. В VII-IX веках на полуострове действовало пять православных епархий. В 988 году равноапостольный князь Владимир получил крещение в Херсонесе, после чего православие удивительно быстрыми темпами распространилось по всей Киевской Руси. Мы должны всегда помнить, что именно Крым стал колыбелью православия для всей Украины, что православие внесло свой огромный вклад в развитие и становление государственности, литературы, культуры, архитектуры. Словом, оно принесло все то, что является бесценным наследием наших сакральных первоисточников, на основании которых на протяжении многих веков формировался жизненный уклад общества, воспитывались поколения наших предков.

– Сейчас в Крыму возрождаются православные храмы, строятся новые, развивается благотворительная деятельность. Какова роль власти в этом процессе?
Исходя из ст. 35 Конституции Украины, церковь отделена от государства. Но мы прекрасно понимаем, что отделенность церкви от государства не означает её отделенности от общества. И каждый из нас в отдельности, будучи членом общества, может считать себя православным христианином или верующим другой конфессии. Поэтому я не вижу каких-либо непреодолимых преград, если кто-то пожелает внести свой вклад в строительство храма или в его возрождение. А роль власти заключается в том, чтобы создать необходимые условия для осуществления уставной деятельности религиозных организаций. Это и выделение земельных участков под строительство новых храмов, и возвращение бывшего культового и другого имущества, ранее национализированного у религиозных организаций. Я уверен, если власть на местах не будет создавать каких-то бюрократических проволочек в решении практических вопросов, а будет следовать букве закона, то многие проблемные вопросы будут решаться своевременно и успешно, и, главное, во благо наших граждан. В Крыму за постсоветское время построено свыше 130 новых культовых зданий для разных религий и конфессий. Абсолютное большинство из них возведено на средства верующих и зарубежных спонсоров.

– Как известно, в Симферополе ныне возрождается главная святыня столицы Крыма – Свято-Александро-Невский кафедральный собор. Когда планируется завершение работ?
– Работы по возрождению взорванного в 1930 году Свято-Александро-Невского собора в Симферополе ведутся уже на протяжении 4 лет. Выполнен огромный объём строительно-монтажных работ. Сегодня с учётом предстоящих отделочных работ и работ по внутреннему устройству храма можно сделать заключение, что экватор пройден. И при благоприятном исходе собор в своей первозданной красе сможет принять верующих в первой половине 2009 г. Это означает, что при таком графике будет повторен график его строительства в 1823-1829 годах.

– Этим летом православный Крым отмечает 15-летие пребывания митрополита Лазаря на Симферопольской и Крымской кафедре. Что бы вы могли сказать нашим читателям о владыке?
– Пятнадцатилетний период пребывания митрополита Лазаря на Симферопольской и Крымской кафедре – это целая эпоха возрождения православия в Крыму. Как известно, в советское время Крым относили к одному из наиболее атеистических регионов Украины. Здесь вместе с Севастополем насчитывалось всего 14 православных храмов. По этому показателю полуостров уступал только Запорожской области. И то, что сегодня в Крыму действует более 500 православных приходов, семь монастырей и Таврическая духовная семинария, – это исключительная заслуга митрополита Лазаря. Для Крыма владыка Лазарь не только духовный архипастырь православных христиан, но и авторитетный общественный деятель. Признанием его заслуг в православном мире является то, что с мая 2007 года он является членом Синода Украинской Православной Церкви.
Владыка Лазарь – это человек, который не стремится жить и работать за счёт старого багажа. Он находится в постоянном поиске новых идей, форм и методов. Мне известно, что многие его начинания стали первыми в стране. По его инициативе 15 лет назад создан и плодотворно действует Межконфессиональный совет «Мир – дар Божий». Он сумел сплотить вокруг себя не только работоспособный коллектив священнослужителей и церковнослужителей, но и создать православный общественный актив из числа широкого круга представителей интеллигенции, предпринимателей, ветеранов войны, молодёжных организаций. Под началом Крымской епархии сегодня работают отделы православных педагогов, православной молодёжи, православных врачей. Всё это позволяет решать насущные проблемы с участием широкой общественности. Как, например, внедрение в учебно-воспитательный процесс учебных заведений Крыма на факультативной основе предмета «Основы православной культуры». Или учреждение совместно с Министерством здравоохранения ежемесячного журнала «Православие и медицина» и многое другое. И мы ему очень благодарны за огромную работу по возрождению духовности нашего общества, воспитанию наших граждан и подрастающего поколения в духе христианской традиции, которая на протяжении многих веков была стержнем национальной и духовной жизни, защитником и проводником культурных ценностей.

– У вас есть возможность обратиться через нашу газету к православным украинцам. Что бы вы им пожелали?
– «Наша сила в единстве» – этот завет наших исторических предшественников мы должны помнить всегда и следовать ему, прежде всего в практическом укреплении нашего государства, утверждении оснований нашей духовной жизни. Поэтому я хочу пожелать всем православным украинцам, чтобы быстрее восстановился политический климат в нашей стране, чтобы громкие заявления отдельных политиков не расшатывали наше общество, чтобы все мы могли заботиться об Украине XXI века, благополучии всего народа. Это обязывает наращивать общие усилия государства и церковных институций в укреплении государственности во всех её измерениях – экономическом, социальном и духовном.
Я с оптимизмом смотрю в будущее, и он зиждется на том, что наше общество будет едино. Ибо без единения невозможен процесс построения собственного украинского дома. И пусть хватит всем нам мудрости и терпения на пути построения независимой и процветающей нашей Украины!

Подготовил А. Коваль