Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Особенности пастырского служения в медицинских специальностях

Один из современных богословов сравнил душу человеческую с органом, и задача, которую ставит перед нами Господь, состоит в том, чтобы те дарования, которые получили мы от Бога, наши духовные качества здесь, на земле, мы развили до совершенства, чтобы человек стал органом, звучащим во всем множестве труб. А для того, чтобы это произошло, необходимо исцелить душу человека, болезнующую грехом, необходимо очистить его разум, помраченный страстями. Понятия «терапии», «врачевания» имеют место и в православном богословии, и в учении Церкви, поскольку именно через Таинства Церкви человек соделывается духовно и телесно здоровым.
Св. Никодим Святогорец в «Добротолюбии», составленном из трудов преподобных отцов – аскетов и исихастов, говорит: «четко видно, что посредством делания и созерцания нравственного любознания (философии) разум очищается, просвещается и совершенствуется». Из этого следует, что вопрос терапии человека является вопросом исцеления его разума, отличающегося от логики, посредством очищения, озарения и совершенствования, достигаемого посредством делания – покаяния, созерцания и видения славы Божией.
Особенности пастырского служения в медицинских специальностях

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь

Митрополит Иерофей (Влахос) в своей книге «Православная психотерапия» изложил учение об аскетическом предании Церкви, используя термин «психотерапия» в его древнем и церковном смысле «терапии души», следствием которой является и исцеление тела. В этой книге показывается отличие православного метода терапии от всякой другой терапии, западного или восточного типа.
Благодаря умному деланию, молитвенному созерцанию, покаянию, в значении изменения образа мысли человека, разум очищается, просвещается и совершенствуется – достигается сердечный мир, подлинная свобода человеческого существа, различие между тварным и нетварным, познание Божественных тайн и т.д. Живя современном в обществе, человек думает об одном, желает другое, а делает третье. Это, в свою очередь, приводит к тому, что происходит расслоение человеческой личности. Рассудочность, погоня за преходящей, суетной красотой и ценностями мира сего ведут душу к великой духовной пропасти, за краем которой может находиться еще и психическая болезнь.
В первозданном человеке разум принимал Божию благодать, и она проходила сквозь его душу и тело, преображая, обоживая его, а через человека излучалась на весь тварный мир. Однако с падением человека порядок вещей изменился. С тех пор, как душа стала рождать страсти, эгоизм, самолюбие, стали появляться и душевные страдания (психопатия). Тело как бы насилует свою природу, и, как следствие, появляются телесные страдания. Проявление же страстей ведет к возникновению социальных проблем, поскольку межличностные конфликты возникают там, где сталкиваются интересы. А истинная свобода, как говорил еще Платон, может быть лишь в определенных рамках, рамках закона, для нас это Закон Евангельский.
Грехопадение привело к тому, что смерть вошла в мир. Вначале духовная, как говорит святой апостол Павел: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23), а затем телесная – в ДНК человека существуют гены заболеваний и старения. Об этом свидетельствуют и последние открытия в современной науке. Смерть – это болезнь, не свойственная человеческому существу, ставшая возможной благодаря грехопадению прародителей. Отсюда боль, страх, неуверенность, самолюбие, чувство самосохранения. Человек судорожно пытается самоутвердиться в тленном, материальном: в деньгах, обладании землей, власти и сладострастии, хватается за то, что его не может удержать, избавить от смерти, но не обращается к Вечному, Бессмертному Богу, даровавшему нам победу над смертью, над адом. Это связано с появлением страстей, развившихся в человеке после грехопадения. А основной страстью является самолюбие, которое св. Максим Исповедник называет «неразумной к телу любовью». Из самолюбия происходят другие три страсти: сладострастие, славолюбие и сребролюбие.
Исцеление, как показывает святоотеческий опыт, может быть достигнуто посредством послушания, девства и нестяжательства. Эти три евангельские добродетели могут стяжать и люди, состоящие в браке, о чем говорится в апостольских посланиях.
Преосвященнейший Иерофей (Влахос) пишет: «Говоря о терапии страстей, необходимо рассмотреть и предлагаемое Православным Преданием трехчастное разделение души. Платон учит о разделении души на следующие три части: разумную (λογιστικό), желательную (επιθυμιτικό) и чувственную (θυμικό). Святые Отцы приняли это разделение, опуская, разумеется, философско-метафизической смысл платоновского деления. Святые Отцы учат, что эти три энергии являются естественными силами души и должны двигаться «по природе» и «сверх природы». Однако, с грехопадением, они приобрели направленность «против природы». Следовательно, необходимо, чтобы они возвратились к своему первоначальному состоянию – движению «по природе».
Терапия (врачевание) всего человека является движением от корыстной к бескорыстной любви, то есть в аспекте человека как микрокосма это победа духа над плотью, стажание нетленного вместо тленного.
Святоотеческое учение говорит нам и о том, что для исцеления (терапии) человека, как и всего терапевтического делания Церкви, требуется связь между таинствами и аскезой. Аскеза, как применение Христовых заповедей, предшествует таинствам и следует за ними.
Следовательно, существует необходимость в терапии. Необходимо изменить существующий порядок вещей, то есть необходимо плоть покорить духу, для того чтобы весь человек смог просвещаться благодатью Божией. Как пишет святой Максим Исповедник: «Разум, соединяющийся с Богом и непрестанно пребывающий в союзе с Ним посредством молитвы и любви, становится мудрым, благим, человеколюбивым, милостивым и долготерпеливым и вообще несет в себе почти все Божественные свойства. И, напротив, отдаленный от Него и прикрепленный к материальным вещам, содеявшись сладострастным, как тварь и зверь борется с людьми.
Лишь в лоне Церкви человек обладает возможностью жить в общении любви. Человек Божий смотрит на другого как на ближнего, как на брата. Другой – это его рай, его вечная жизнь, его радость. Это вовсе не теоретические рассуждения. Церковь пережила все это. В житиях и в трудах святых отцов мы находим потрясающие примеры.
Симеон Новый Богослов пишет: «В лице другого мы должны видеть Христа и должны испытывать такую любовь, что быть готовыми даже пожертвовать ради него своей жизнью».
Такая любовь действительно была движущей силой святителя Луки. Все его существование переполнялось и изливалось любовью к человеку. Двигателем его решения посвятить себя медицине была не слава, не общественное положение, не обогащение, но любовь.
«Для того, чтобы поступить на медицинский факультет, – пишет о себе святитель Лука в автобиографии, – я должен был преодолеть яркий интерес к наукам гуманитарным, историческим, к философии, преодолеть большую нелюбовь к естественным наукам». Какой яркий пример борьбы между «хочу» и «надо»!
В другом месте он пишет: «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Какой прекрасный пример самопожертвования, какой высокий образ проявления любви к ближнему!
Давайте мысленно обратимся к трудам святителя, чтобы проследить на жизненном примере его путь «от земли на небо», что не только для его коллег-врачей, но и для каждого из нас будет лучше всяких наставлений и рекомендаций. Потому что жизнь святого есть постоянное исполнение заповедей Божиих, борьба с собой, в том числе и в том, что есть «едино на потребу».
Ему приходилось очень много работать, оперировать на конечностях, костях, суставах, делать нейрохирургические операции, производить многочисленные перевязки. Это формировало опыт и характер, особенно пригодившиеся в последующие годы работы земским врачом в Ардатое, Фатеже, Любаже, Переславле-Залесском. Диапазон его оперативных вмешательств необычайно широк для земской больницы: операции на мозге, сердце, желудке, кишечнике, желчном пузыре и желчных протоках, почках, позвоночнике, суставах, раке молочной железы.
За последние годы к Церкви пришло много представителей интеллигенции, в том числе и медиков. У многих складывается неправильное представление о медицине. В том числе о методах и способах лечения. Многие, к сожалению, отвергают современные достижения медицины, новые технологии, а ведь это совершенно неправильно. Поэтому давайте еще раз обратимся к примеру святителя Луки.
Находясь на русско-японской войне, он пишет, что результаты его работы в госпитале Красного Креста возле Читы «были вполне хорошими, ошибок я не делал, несчастий не бывало. В работе мне помогала недавно вышедшая книга французского хирурга Лежара «Неотложная хирургия», которую я основательно проштудировал перед поездкой на Дальний Восток». Переезд в Верхне-Любажскую земскую больницу в 1905 году совпал с выходом в свет первого издания книги проф. Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практическое применение». Владыка так отзывается о ней «Я с жадностью прочел ее, и из нее впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой весьма недавно были опубликованы. Я запомнил, между прочим, что осуществление регионарной анестезии седалищного нерва Браун считает едва возможным. У меня возник живой интерес к региональной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов ее».
Будущий святитель весной 1908 года пишет письмо известному профессору П.И. Дьяконову о возможности поступления в интернатуру. А в декабре 1908 года из Москвы пишет письмо жене Анне Васильевне: «Из Москвы не хочу уезжать, прежде чем не возьму от нее того, что нужно мне: знаний и умения научно работать. Я по обыкновению, не знаю меры в работе и уже сильно переутомился. А работа предстоит большая: нужно изучить французский язык и прочитать около пятисот работ на французском и немецком языках…».
Ежегодно все свои отпуска он проводил в столичных библиотеках, анатомических театрах или на лекциях. Он пишет в 1913 году «Работу над регионарной анестезией я продолжал во время ежегодных месячных отпусков, работал с утра до вечера в Институте профессора Рейна и проф. Карузина при кафедре описательной анатомии. Здесь я исследовал триста черепов и нашел очень ценный способ инъекции во второй ветви тройничного нерва».
По воспоминаниям профессора-хирурга Н.А. Софинского, работая в Романовской земской больнице, Валентин Феликсович на собственные деньги купил микроскоп и микротом и один (один – !) успевал готовить и изучать микроскопические препараты опухолей. Это было в 1906 году, при ежедневном осмотре, по данным амбулаторного приема, до 100 больных день, при постоянных выездах на дом к тяжелобольным и огромном числе оперативных вмешательств (только по данным операционного журнала в Переславле-Залесском он сделал за 1911 год 1056 операций). К этому неполному перечню необходимо добавить и научно-исследовательский труд, которым молодой профессор занимался по ночам. Поистине самоотверженный и титанический труд.
Святитель Лука выбрал для себя путь служения ближнему, Богу содействующу. Он врачевал не только тело, но и душу каждого приходящего к нему. Как врач владыка постоянно следил за новинками в медицинской литературе и постоянно их изучал.
После возвращения из ссылки, проживая в Ташкенте как частное лицо, святитель Лука вел бесплатный прием пациентов. Кроме этого, вокруг владыки постоянно находились молодые люди, которые помогали ему, учились у него, а он посылал их по городу разыскивать, нет ли где людей бедных, долго болеющих, которым нужна врачебная помощь. Таких несчастных находили, и святитель помогал им как мог.
В каждой строчке бессмертного труда святителя «Очерки гнойной хирургии» явно прослеживается христианский, патерналистский подход врача к больному, любовь к человеку как образу и подобию Божию. «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек», – всегда подчеркивал он. Когда началась Великая Отечественная война, владыка, находясь в ссылке, попросил разрешения работать в госпитале.
В феврале 1946 г. за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», святителю Луке присуждена Сталинская премия І степени.
В «Очерках гнойной хирургии» владыка открыто говорит о своих хирургических ошибках, он делает это для того, чтобы молодые коллеги знали, помнили, учились и не допускали их в своей врачебной практике.
В 1945-1957 гг. закончено написание богословского трактата «Дух, душа и тело». Формулой жизни нашего святителя были такие слова «Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Эта формула стала его жизненным кредо, освященным глубокой верой в Бога. Христос говорит «Нет больше той любви, чем, кто душу свою положит за други своя».
К сожалению, сегодня медицина, как и весь современный мир, стоит перед проблемой отказа от традиционной христианской этики и морали не только в отношениях «человек-человек», но и «врач-пациент». Эта новая, так называемая либерально-конструктивистская ориентация нашей медицины может привести к катастрофическим последствиям.
В профессиональной врачебной этике в течение почти двух тысячелетий «краеугольным камнем» отношений между врачом и пациентом было Евангелие. Благодаря тому, что римская империя приняла христианство, стали появляться первые больницы, приюты для сирот и вдов, приюты для бездомных и странников, хосписы для инвалидов и прокаженных, что было, безусловно, новшестом. Эти так называемые “ксеноны” возникают не только при монастырях, но и просто как общественные структуры И, что очень важно, все это стало происходить не “по указанию власть имущих”, но по воле общества, которое, естественно, было подготовлено учением Церкви.
Глубоко христианским стало и отношение врача к пациенту, получившее название «патернализм». В корне понятия – слове “pater” (лат. – отец) – фиксировалась его суть. Врач становится как бы отцом, заботящимся о пациенте как о своем ребенке. Он сострадает больному, помогает ему, берет ответственность за принимаемые решения по его лечению. Такой подход призывает врача быть носителем любви и исполнителем Заповеди Христовой о любви. Известно высказывание одного из святых Отцов о том, что «верующий врач как апостол».
И в медицинской практике святителя Луки мы может видеть прекрасные плоды такого отношения к больному. В апологетическом труде “Дух, душа и тело”, который он начал еще в 20-х годах прошлого столетия, будучи только врачом, святитель предлагает своим коллегам прекрасное обоснование патерналистского подхода. Он выделяет три фактора, имеющих непосредственное отношение к выздоровлению пациента.
Первый – это значение принципа доверия к врачу. Понимание такого доверия как элемента терапии непосредственно связано с раскрытием понятия веры в учении Церкви. “Вера … есть осуществление ожидаемого” (Евр. 11, 1), – говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям. Евангелист Марк передает слова Господа нашего Иисуса Христа о силе веры: “Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет” (Мк. 11, 23).
Но выработать у больного и закрепить у него это доверие обязан врач, поскольку, как говорит святитель Лука: “…Доверие или недоверие врачу… глубоко определяет исход болезни”.
Второй фактор – это вопрос формирования доверия пациента к врачу.
Для ответа на этот вопрос владыка обращается к учению о центральной нервной системе. Святитель пишет: “Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных процессов или патологических функций нервной системы вообще”. Причем “центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов”. При этом головному мозгу приписываются психические функции. Разделение при этом низших и высших функций лишь фиксируют господство последних над всеми прочими. “Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями”. И самая главная мысль: “… если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме”.
Святитель Лука утверждает, что психика больного имеет могущественное влияние на течение болезни, а надежда на исцеление или депрессия влияют на ее «исход». Врач же может «неосторожными разговорами в присутствии больного о серьезности его болезни” определить его потерю. Логикой своего безукоризненного рассуждения владыка меняет, с позиции архипастыря, материалистическое утверждение о соматической зависимости психики, меняя вектор этой зависимости. Итогом рассуждения становится полная гармония между материалистическим учением о центральной нервной системе и православным богословским восприятием человека как Божиего творения, состоящего из духа, души и тела.
И, наконец, третий фактор – непосредственное участие самого врача в формировании доверия к нему у пациента. ”Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней”. Святитель Лука полагает, что эта психотерапевтическая задача – функция врача, потому, что профессия врача – это особая профессия – она моральна по своему основанию. Ее возникновение вызвано не экономическими мотивами, но необходимостью помогать людям в их немощном, нездоровом состоянии.
«Всякое даяние доброе… нисходит свыше от Отца светов» (Иак. 1, 17) – говорит св. апостол Иаков в Соборном послании, а святой Максим Исповедник так пишет о добродетели: “Всякая добродетель безначальна, и время не предшествует ей, поскольку она имеет от вечности своим Родителем единственнейшего Бога”.
Из слов, наставлений, трудов святителя Луки мы знаем, как должен поступать врач и как должен поступать священнослужитель.