Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумен Феодосий (Снигирев):Так в чем же разница между Зарубежной Церковью и «Киевским патриархатом»?

Совсем недавно все мы стали свидетелями беспрецедентного события в церковной жизни: произошло воссоединение Русской Православной Церкви с её зарубежной частью – РПЦЗ. Событие не только исторически важное, но и удивительное по своей сути – расколы время от времени случаются в Церкви, но преодоление их происходит крайне редко. И вот это произошло.
Как и любое церковное благо, акт воссоединения был болезненно воспринят противостоящими Церкви лицами и религиозными группами: кто-то до последней минуты не верил, что это случится, кто-то пытался препятствовать объединению, кто-то и сейчас делает все возможное, чтобы «нейтрализовать» плоды единства. Не обошли вниманием это событие и украинские внецерковные религиозные течения, декларирующие свою причастность к православию. Их реакция была двоякой. С одной стороны – нескрываемое раздражение от происходящего. В профиларетовской прессе и на сайтах сразу началось муссирование позиции противников объединения, и в первую очередь зарубежного епископа Агафангела (Пашковского), не пошедшего под омофор «коварной» Москвы. В «Киевском патриархате» собирались даже пикетировать Почаевскую Лавру в день Святой Троицы, когда праздничное богослужение там совершал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (повод, конечно, приводился другой – несогласие с Харьковским Собором, но почему в этот день и в этом месте?) В общем, по всему было видно – нет больше горя, чем радость соседа. С другой стороны, апологетам украинских расколов показалось, что появился прекрасный повод для самореабилитации. А как же? Вот сколько десятилетий Зарубежная Церковь называлась раскольнической, и вдруг – объединение, да ещё и без всяких предварительных условий. Не удержался от целой тирады по этому поводу и сам «патриарх Филарет». На своей пресс-конференции 1 июня он заявил, что настанет время, и о «Киевском патриархате» скажут: не было раскола, а было просто «разделение».
Так в чем же разница между Русской Православной Церковью Заграницей и «Киевским патриархатом»? Почему объединение РПЦ с РПЦЗ и Украинской Православной Церкви с «Киевским патриархатом» декларируется на разных условиях?
Сразу оговоримся, что речь пойдет непосредственно о структурах РПЦЗ и УПЦ-КП, а не о людях, которые по разным обстоятельствам ассоциируют себя с той или другой церковью или организацией. Так что, если эти строки читает прихожанин «Киевского патриархата», прошу не принимать их за личное оскорбление, а поверить, что пишутся они с искренним желанием помочь разобраться в ситуации и не дать себя в очередной раз обмануть.

Принципиальные условия объединения

Прежде всего отметим, что Христова Православная Церковь создана самим Господом Иисусом Христом (Мф. 16; 18), живет она по особым правилам, берущим свое начало еще от апостолов. Когда от вселенской Православной Церкви отрывается ее часть, будь то приход, епархия или целый патриархат (как в случае с Римом в 1054 году), это называется расколом. Если же в отколовшейся церковной группе начинает меняться православное вероучение (пример того же Рима), это называется ересью. Уврачевание раскола представляется возможным, хотя и случается нечасто. Еретическое отступление от Церкви, как показывает история, процесс необратимый.
В любом случае, Церковь всегда молится об объединении и возвращении в ее лоно находящихся вне евхаристического единства с мировым Православием церковных общностей. Естественно, для достижения единства со вселенской Православной Церковью целой церковной группы (со своей иерархией, таинствами, историей) должен быть соблюден ряд принципиальных условий. Прежде всего это неповрежденность православного вероучения, апостольская преемственность иерархии, соблюдение в чистоте церковных правил и обычаев. Все это может быть только у церковной общности, имеющей свои корни, свое происхождение в одной из Поместных Православных Церквей.

Происхождение РПЦЗ и УПЦ-КП

Русская Православная Церковь Заграницей образовалась из русских эмигрантов, покинувших родину вследствие трагических событий начала ХХ века. Составили зарубежную Церковь десятки архиереев, многочисленное духовенство и миллионы мирян-эмигрантов. Это в полном смысле слова была Церковь в изгнании. Полнокровная, многолюдная, со своей иерархией. Поначалу было намерение епископата и паствы войти в юрисдикции различных Поместных Церквей, но на церковных соборах 20-х годов, проходивших в Сремских Карловцах по благословению Сербского Патриарха, Русская Православная Церковь Заграницей решила сохранить самоидентичность. Она оформилась организационно, задекларировав себя частью Церкви Российской и положив намерение ожидать падения большевистского режима на родине. К сожалению, излишне политизированные настроения русских эмигрантов, их антисоветская активность и к тому же крайне несвободное положение Матери-Церкви в Советском Союзе, требовавшее лояльности к властной тирании, привели к постепенному отходу РПЦЗ от Церкви на родине. Окончательной точкой разрыва стало запрещение в 1934 году митрополитом Сергием (Страгородским) и Священным Синодом РПЦ нескольких основных иерархов РПЦЗ вплоть до решения церковного суда, который так и не состоялся. Таким образом, часть Русской Церкви оказалась вне единой семьи Православных Церквей, тем не менее сохранив самоидентичность, многочисленный епископат с безусловным апостольским преемством, духовную жизнь многолюдных приходов, а впоследствии монастырей и духовных школ.
Откуда же берет начало «Киевский патриархат»? Часть ли это Церкви, оторвавшаяся от целого? Или, более того, быть может, это и есть само «целое», как в последнее время заявляют в этой структуре? В отличие от Русской Зарубежной Церкви дело с «Киевским патриархатом» обстояло так.
27-28 мая 1992 года в Харькове состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, который за преступления перед Церковью окончательно снял с предстоятельского поста и запретил в служении митрополита Филарета (Денисенко). (Как бы на Харьковский Собор сегодня ни ополчались раскольничьи адвокаты, Собор был бесспорно каноническим, его решения подтвердились Поместным Собором УПЦ, епархиями, всеми лаврами и монастырями, Предстоятелями всех Поместных Православных Церквей. А православным народом Украины Харьковский Собор был воспринят как начало эры церковной свободы в стране — вспомните хотя бы многотысячную встречу нового Предстоятеля на вокзале в Киеве). Вслед за этим 11 июня 1992 года архиерейский Собор кириархальной Церкви за учинение раскола изверг из сана митрополита Филарета и его сподвижника викарного епископа Иакова.
И вот через две недели после снятия с них сана два обиженных монаха – Филарет (Денисенко) и Яков (Панчук), – приобщив к делу несколько лжеепископов УАПЦ (не имевших на себе апостольского преемства, чего не отрицает и сам Филарет), народных депутатов и обслуживающий персонал резиденции, создали на бумаге «церковь» под названием УПЦ-КП или «Киевский патриархат». Было объявлено, что церковная казна Украинской Православной Церкви в 4 млрд. рублей становится собственностью новой организации. УПЦ-КП была создана абсолютно искусственно, вообще без участия архиереев, вопреки воле епископата, духовенства и верующего народа Украины. Благодаря деньгам, похищенным у Церкви, и активной поддержке государственной власти «патриархат» стал крепнуть и развиваться, впитывая в себя запрещенных в служении и лишенных сана церковных преступников всех юрисдикций. «Киевский патриархат» – это своего рода церковный «клон», параллельная Православной Церкви структура. До сих пор она время от времени получает от чиновников в подарок церковную собственность, отнятую большевиками у настоящей Церкви, а также промышляет разбоем, захватывая силой действующие православные храмы. Таким образом, в отличие от РПЦЗ, УПЦ-КП не является ни церковью (в богословском смысле этого слова), ни частью какой-либо Поместной Церкви. Это самостоятельная политико-религиозная структура без апостольского преемства иерархии, берущая свое начало от собрания двух монахов, нескольких запрещенных священников и группы народных депутатов на Пушкинской, 36.

Благодатность таинств РПЦЗ и УПЦ-КП

Благодатность и спасительность таинств той или иной Церкви находится в прямой зависимости от тех же принципов, которые требуются для евхаристического единения в лоне вселенской Православной Церкви. Это православное исповедание веры и наличие апостольского преемства церковной иерархии.
Оба эти принципа в полной мере были соблюдены в Русской Православной Церкви Заграницей. Несмотря на сегодняшние громкие заявления апологетов УПЦ-КП и самого Денисенко, что ситуация с РПЦЗ была такой же, как сейчас с «Киевским патриархатом», что «иерархов РПЦЗ лишали сана, а их таинства считались недействительными», это, конечно, неправда. Никогда иерархов РПЦЗ сана не лишали (а тем более не предавали анафеме, как Филарета), таинства ее всегда считались действенными – духовенство принималось в РПЦ и другие Поместные Церкви в сущем сане. Более того, зарубежные священники регулярно сослужили с духовенством Сербской и Иерусалимской Православных Церквей. И, несмотря на приостановку евхаристического общения РПЦЗ с другими Поместными Церквами, здесь продолжался подвиг святости. Яркий пример тому – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, который, кстати, по свидетельству очевидцев, всегда, даже в годы самого жесткого политического противостояния, поминал на проскомидии Московского Патриарха и напоминал духовенству, что «мы лишь часть единой Русской Церкви».
А что же в «Киевском патриархате»? Соблюдены ли принципы чистоты исповедания веры и наличия апостольского преемства иерархии в этой структуре? Не будем сейчас рассуждать о чистоте веры, исповедуемой в УПЦ-КП, это вопрос очень объемный и полемический. По крайней мере, вышедшая недавно «историко-каноническая декларация Киевского патриархата» (или «историко-каноническая фальсификация», как уже ее метко назвали в народе) дает основания не быть в этом уверенным – «документ» полон канонических противоречий, полупротестантских мыслей, перекручивания исторических фактов.
Что же касается апостольского преемства, повторимся еще раз: в отличие от РПЦЗ в УПЦ-КП его никогда не было. УПЦ-КП создана на собрании мирян без участия епископов. Естественное следствие оторванности такого религиозного сообщества от Апостольской Церкви, от епископского преемства – безблагодатность совершаемых таинств. Поэтому все «таинства», предлагаемые людям в «Киевском патриархате» (в отличие от таинств Русской Зарубежной Церкви), являются лишь повторением внешней формы обряда, они лишены благодати Святого Духа, а поэтому недейственны. Это понимают и многие «священники» из УПЦ-КП, поэтому нередки случаи, когда они крестят и венчают своих детей и родственников в храмах настоящей Украинской Православной Церкви (естественно, подальше от места своего проживания и под видом обыкновенных мирян, кем они и являются). Однако не все прихожане «Киевского патриархата» столь же рассудительны, как их «пастыри». Многие из них лишь со временем с удивлением узнают, что их дети остались некрещеными, родители ушли в вечность без церковного отпевания, брак их не освятился настоящим церковным венчанием. Особенно печально, когда обманутые люди узнают об этом за границей, в православных странах. Когда на Кипре, или в Греции, Грузии, на Святой Земле им объясняют, что их не могут причастить, потому что они не крещены, что венчание их безблагодатно и недейственно. Наши обманутые соотечественники пытаются объяснить зарубежному духовенству все то, что им тут вешали на уши автокефальные «батюшки». Но с удивлением слышат, что у Православия свои духовные законы и правила, которые не совпадают с правилами религиозных мошенников. Самый свежий пример: совсем недавно одна знакомая мне грузинская семья, вернувшись на родину, в Грузию, по настоянию духовенства вынуждена была по-настоящему крестить своих детей, до этого «крещенных» в «Киевском патриархате». А, находясь в Киеве, они и слышать не хотели, что их дети не крещены.
При отсутствии освящающей благодати церковных таинств в «Киевском патриархате» (в отличие от РПЦЗ) невозможен и подвиг святости. Не будем завышать планку и искать в УПЦ-КП святых, подобных святителю Иоанну Шанхайскому. Но должны же быть хотя бы люди, всецело посвятившие себя Богу, – монашествующие. Увы, в КП это большая проблема. Не может быть отречения от мира и духовного самопожертвования там, где нет Духа. Филаретовские монастыри по всей Украине можно пересчитать по пальцам, и в основном это памятники архитектуры или туристические точки, отданные государством «на откуп» этой структуре. В них живут по два-три человека, чтобы следить за «объектом» и деньги собирать. Количество монашествующих в УПЦ-КП едва превышает количество их лжеепископов (в основном из них и состоит), а каждый «постриг» как событие вселенского масштаба освящается в их официальных изданиях.
А вот, для контраста, ситуация в Украинской Православной Церкви – три Лавры, около 200 мужских и женских монастырей. Настоящих монастырей, где живут и подвизаются многочисленные иноки и инокини. Одних монашествующих священнослужителей по Украине около тысячи.

Возможно ли сегодня объединение УПЦ с «Киевским патриархатом»

Возможно ли объединение Украинской Православной Церкви с «Киевским патриархатом», как объединились Русская Православная Церковь и РПЦЗ? Если речь идет о ныне существующей структуре УПЦ-КП, то это, конечно же, невозможно. В силу вышеперечисленных причин Церковь не может «объединиться» с религиозной группой, в которой не соблюден принцип апостольской преемственности и руководитель которой отлучен от Церкви. Повторим, речь идет о самой организации УПЦ-КП. Но если говорить о тех людях, которые силой обстоятельств ассоциируют себя сегодня с «Киевским патриархатом», то объединение с ними, а точнее, воссоединение их с Церковью, возможно в любую минуту. И это постоянно происходит. Бывает, приезжает обманутый раскольниками человек в Киево-Печерскую или в Почаевскую Лавру – и выходит перерожденным. Божия благодать сама расставляет точки над «i» в его сердце. Есть множество примеров. Но к такой встрече надо быть открытым и готовым, каким был в свое время фарисей и искренний гонитель христиан Савл, будущий апостол Павел.

Станет ли возможным такое объединение в будущем?

Дело в том, что, задуманная и осуществленная как клон Украинской Православной Церкви, структура «Киевского патриархата» за эти 15 лет значительно изменилась. Ее костяк по-прежнему составляет группа расколоучителей, которые знают, что разрывают хитон Христов в угоду собственной похоти, и не хотят остановиться. Но УПЦ-КП уже не только кабинетное сборище церковноборцев. За эти годы и многие простые люди успели оказаться в сетях религиозных мошенников. Это наши соотечественники, попавшие туда случайно и неосознанно, большинство из них уверовало в Бога в последние 15 лет и пребывает вне Церкви, даже не подозревая, какое богатство благодати есть рядом; зачастую они не могут прикоснуться к духовному сокровищу Церкви, просто будучи под дурманом филаретовской пропаганды. В этой категории встречаются даже «священники». О таких людях нельзя сказать словами апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19). Именно к обманутым людям обращены все воззвания православных иерархов и духовенства: открыть духовные очи, увидеть, что происходит, и войти в общение церковное. Но не все слышат этот призыв Церкви, не все понимают его и не все откликаются на него. Что же нас ждет в будущем, если структура УПЦ-КП продолжит свое существование, даже когда уйдут из жизни учинители раскола, ее основатели?
Наверное, если по прошествии времени УПЦ-КП не рассыплется сама собой, Украинская Православная Церковь будет искать новые формы преодоления раскола, возвращения людей в единую православную семью. Как и всегда, Церковь будет употреблять для этого церковные принципы икономии – пастырского снисхождения и акривии – канонической строгости. Но как бы гипотетически обширно в будущем не использовалась церковная икономия в отношении «Киевского патриархата», она никогда не коснется краеугольного камня каноники – апостольского преемства, а значит, и благодатности таинств. Так что позиция, которую сегодняшние идеологи УПЦ-КП предлагают занять своей пастве – «Пусть мировое Православие сейчас не признает нашу церковь и иерархию, но когда-то нас обязательно признают», – греховна и ошибочна с мистической точки зрения. Это все равно, что толкать своих детей на преступление и говорить: «Идите – убивайте, грабьте и не беспокойтесь, ведь когда-то обязательно будет амнистия».
Дорогие соотечественники, читающие эти строки и находящиеся вне канонического единства с Украинской Православной Церковью, не обманывайтесь. Никогда в отношении УПЦ-КП не будет церковной «амнистии» в той форме, о которой вас заверяют ваши «пастыри». В надежде на нее в будущем вас заставляют уже сегодня совершать преступление церковного раскола, которое, по слову священномученика Киприана Карфагенского, не отмоется даже мученической кровью. Уже сегодня вас лишают обильной и утешительной благодати Божественных таинств, подменяя ее фальшивой идеологией. Откройте глаза, ведь не успеем оглянуться, как переступим порог вечности и предстанем перед Судом. А на нем не получится оправдаться таким «документом», как упомянутая выше «историко-каноническая декларация».