17.07.2007. СУМЫ. Состоялось празднование памяти Ахтырской иконы Божией Матери
14-15 июля в городе Ахтырка состоялись торжества в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Всенощное бдение в Свято-Покровском кафедральном соборе города, в сослужении многочисленного духовенства епархии, возглавили архиепископ Сумской и Ахтырский Марк и архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан,. На следующий день состоялась Божественнуя литургия. которую совершили: архиепископ Сумской и Ахтырский Марк, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, епископ Васильковский и епископ Нежинский и Батуринский Ириней. В связи с тем, что в этом году празднование чудотворной иконе совпало с воскресным днем, в Свято-Покровский кафедральный собор собрались многочисленные (более, чем когда либо) паломники из разных епархий Украины и России.
После Литургии состоялся торжественный Крестный ход вокруг собора, после которого архиепископ Марк поздравил всех присутствующих с днем памяти Чудотворного образа.
Чудотворная Ахтырская икона Богоматери:
Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разде¬ленная двуглавым орлом. Такая само¬бытная иконография говорит о призна¬нии чудотворного образа «государями всероссийскими» и одновременно — это знак Торжества Православия.
Икона явилась в тот же день, когда в 458 году Святитель Геннадий перенес «честную ризу Богоматери» во Влахернский храм. И в тот же день, но в разные времена — были явлены чудесные образы Феодотьевской (2 июля 1487г.) и Пожайской (2 июля 1662-1674гг.) икон Богородицы.
В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвя¬той Богородицы, служителем ко¬торой был священник отец Дани¬ил «муж благоговейный, простой и кроткой жизни». Ему было суж¬дено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее яв¬ления. В летописях сообщается о том, что выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ро¬машкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоя¬щую в траве икону, от которой ис¬ходило необыкновенное сияние, «… и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришед¬ший ему на память кондак празд¬неству Рождества Богородицы». Затем никому ничего не сказав, он перенес икону в дом. А через три года в октябре 1742 года повторилось такое же сияние. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотвор¬ный образ и перенес его в храм. Через пару лет были сделаны для него киот и риза.
В 1744 году Ахтырку посетила Импе¬ратрица Елизавета Петровна с графиней М. Шуваловой, дабы поклониться глу¬боко чтимому образу. «Благочестивая Императрица Елизавета Петровна, ра¬дуясь милости Божией, явившейся над Ея империею в Ея время, положила в душе своей воздвигнуть достойный храм на самом месте явления образа». По ее повелению от 26 апреля 1753 года граф Растрелли «сочинил» план Покро¬вского собора с Ахтырским приделом. В том же году был заложен новый камен¬ный храм по инициативе ахтырского пол¬ковника Федора Каченовского с «вели¬чайшего соизволения» Императрицы Елизаветы Петровны, которая «благово¬лила жертвовать от своих царских щедрот 2 000 рублей». Собор был построен по проекту выдающегося русского зод¬чего Д.В.Ухтомского и 2 июля 1768г. освящен Белгородским епископом Порфирием (Крайским). В тот же день сос¬тоялось торжественное перенесение Ахтырской иконы Божией Матери в но¬вый Покровский собор. На алтарь и вну¬треннее убранство храма были большие пожертвования от графов Шереметьевых, Паниных, Чернышевых, а также многих состоятельных жителей Ахтырки. С.Б.Шереметьев подарил храму новый список с Ахтырской иконы в серебряной с позолотой ризе и мощами святых уго¬дников Божиих. Богоматерь изображена молящейся пред распятием с непокрытой головой. Иконография образа сложилась от ука¬зующих на Нее ветхозаветных проро¬честв и предсказаний об Ее особой «уготованности», «очищенности» от «чрева матери», переложенные сирийским бо¬гословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Ма¬терью Сына Божия, который пострада¬ет за грехи людские. Это предзнамено¬вание легло в основу иконографии дан¬ного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, пред¬речен великий конец — «альфа и омега», — у порога которого стояла юная Дева Ма¬рия. В древности по сторонам престола — священного средоточия любого хра¬ма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной сла¬ве, — на особых подставках ставили вы¬носную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у тра¬пезы, где совершается пресуществле¬ние Святых Даров в Тело и Кровь Хрис¬та, — имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери просящей за весь род человеческий. Первое чудотворное исцеление этой иконой произошло с дочерью священника, тяжело болевшей ли¬хорадкой. Всего же было провере¬но и записано 324 случая исцеления больных от различных недугов и в 1751г. Святейший Синод признал Ахтырскую икону Божией Матери — чудотворной. Данный образ являет глубокое осознание смирения и полной покорности воли Божией. По мнению богослова Иоанна Дамаскина — смиренная Пречистая Дева Мария, взрастила в себе Древо Жи¬зни — Христа, Богородица, принес¬шая миру Спасителя, упразднила грех первых людей и дала человече¬ству новую жизнь. Этот образ явил¬ся значительно позже Афонских и Византийских изображений (XIII -Х!Увв.). Темный аскетический лик Богоматери напоминает византий¬ские лики святых, что было очень характерно и для русских иконопи¬сных школ Новгорода и Пскова, строго придерживавшихся канони¬ческих правил в создании образов святых. волосами и светлым ликом, в отличие от характер¬ных темных изображений. В середине 1760-х годов в Ахтырку был приглашен известный харьковский живописец и педагог Иван Саблуков (1735-1777гг.), воспитанник Петербург¬ской Академии художеств. Для Покров¬ского собора он написал 13 больших икон и множество икон небольших раз¬меров. В Ахтырке он организовал иконо¬писную мастерскую, в которой мог ра¬ботать и автор «подписной» ико¬ны — Михаил Иванов. Среди учеников Саблукова значится и наш земляк, изве¬стный архитектор Петр Ярославский.
По одной из искусствоведческих на¬учных версий, Ахтырская икона, как «путевая», была завезена в XVII веке в полковой го¬род Ахтырку венгерскими гусарами. За¬везенные выходцами с Правобережной Украины изображения молящейся Бого¬родицы, характерные для католиков, по¬лучили широкое распространение в Киеве и на Левобережной Украине.
Икона Ахтырской Богоматери, явленная на Сумской земле, во¬плотила в себе лучшие традиции иконописания и духовного искус¬ства предыдущих эпох. Благодаря своим чудесным исцелениям получила широкое распространение, особенно на Слобожанщине и вписала еще одну славную страницу в историю явления Богородицы.
Ахтырский Покровский собор:
В центре города возвышается Покровский собор – великолепный памятник архитектуры, сооруженный в 1753-1768гг. под руководством архитектора С. Дудинского и при участии архитектора Д. В. Ухтомского. В создании проекта собора принимал непосредственное участие В. В. Растрелли. Вблизи собора находится колокольня – законченное архитектурное сооружение, воздвигнутое в 1781-1786гг. по проекту уроженца Ахтырки П. А. Ярославского, построившего также ряд зданий «присутственных мест» в Сумах, Харькове, Изюме, Ахтырке.
(Татарское название Ахтырка – означает «белый яр» и указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт или иначе — стан татарского кочевья со стадами. Заселение Ахтырки казаками относится к 1641 году, а крепость была построена черкасами-переселенцами в 1654 году и с этого времени Ахтырка стала полковым городом.)
Покровский собор в Ахтырке, где находится чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, есть одно из замечательных зданий XVIII столетия, поражающих своей стройностью, красотой и величием архитектуры древних храмов.
История Покровского храма начинается с 1751 года, т.е. с того времени, когда последовал указ Св. Синода, которым было велено «св. икону Богоматери, явленную в г. Ахтырке, иметь и почитать за чудотворную». Первая мысль о построении нового каменного храма на месте деревянной Покровской церкви, ставшей уже тесной для стекавшегося числа богомольцев и приходила в ветхость — родилась в душе благочестивого слободского полковника Федора Ивановича Каченовского, известного возобновителя Рыхловской пустыни Черниговской губернии. Он с «просительной книгой и воззванием» обратился лично к Императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в строительстве нового храма в Ахтырке.
Благочестивая Императрица, радуясь о милости Божией, явившейся над Ее Империей в Ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. По Ее повелению от 25 апреля 1753 года граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма, а Она сама пожертвовала на строительство 2000 рублей, о чем лично сделала запись в церковной книге.
По благословению Белгородского святителя Иоасафа (Горленко), 25 апреля 1753 года — в день коронации Императрицы Елизаветы Петровны – игуменом Ахтырского Троицкого монастыря Иоанном (Солунским) и ахтырским духовенством было положено основание храма. Через 15 лет после его заложения, под наблюдением разных строителей (Полковнику Федору Каченовскому не суждено было увидеть окончание храма. Он вскоре после закладки умер и далее за строительством смотрел полковник Константин Лесевицкий), храм был окончен и явился такой, какой мог предначертать только Растрелли — храм чудный по величию и стройности.
Храм представлял собой фигуру корабля – вид древнейших храмов. Великолепный пятиярусный иконостас с богатой резьбой и три престола под величественными вызлащенными балдахинами. Главный – во имя Покрова Богоматери, южный – в память положения честныя ризы Богоматери и в месте явления Ея чудотворного образа в гор. Ахтырке, северный – во имя праведных Захария и Елисаветы – ангела Благочестивой Императрицы, которая в своем повелении сама изволила наименовать себя храмоздатильницей нового Покровского храма. Он был освящен 2-го июля 1768 года Порфирием (Крайским), епископом Белгородским. Тогда же сюда в храм была перенесена чудотворная икона Богоматери, в присутствии Ахтырского полка и при стечении многочисленного народа со всех окружных мест.
С этого времени храм время от времени обустраивался и благоукрашался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни. На эти пожертвования было устроено: 1) каменная колокольня в три яруса, с колоннадой вокруг и с храмом в нижнем ярусе, в честь входа Богоматери в храм. Этот храм был освящен в 1784 году преосвященным Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским. На колокольне часы с боем, а самый большой колокол — в 253 пуда; 2) престол в главном алтаре обложен со всех сторон и сверху медными, вызолоченными досками, с серебряными священными изображениями чеканной работы по бокам; 3) весь главный иконостас покрыт серебряными ризами чеканной работы; 4) дарохранительница, красиво выполненая из серебра, со священными изображениями чеканной работы и изображениями на финифти – вся вызолоченная (3500 р. асс.); 5) плащаница, с изображениями предстоящих лиц, искусно шитая по малиновому бархату золотом и украшеная жемчугом и драгоценными камнями – дарами богомольцев (3000 р. сер.); 6) поставный крест из серебра, весь вызолочен и украшен топазами и финифтью (1300 р. асс.); 7) четыре лампады перед местными иконами главного иконостаса из серебра чеканной работы (4500 р. асс.); 8) кроме этих собственно принадлежностей храма, на пожертвования богомольцев в разное время была устроена каменная ограда вокруг храмов и колокольни, а за оградой — два каменных дома, в которых с 1819 года помещается духовное уездное училище и деревянный дом для богадельни на 10 кроватей для больных.
Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие Императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 году вдова Елизавета Богдановна, урожденная Пассек, искренне православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке. Озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме перед чудотворной иконой об исцелении ее болезни. Во сне ей является Божия Матерь (это было 2-го мая) и объявляет, что через 5 дней она оставит эту жизнь, а посему должна готовиться к смерти и имение раздать нищим. Больная напомнила Божией Матери о детях (это были две маленькие девочки), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания. На это был следующий ответ: «о детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание – раздать имение, дабы совершались молитвы. Больная объявила о виденом своему духовнику и другим лицам, а через 5 дней действительно умерла. Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору, воспитаны там и выданы впоследствии в замужество: одна за графа Чернышева, а другая за графа Панина. Эти две графини до самой смерти своей, сохраняя благоговейное воспоминание о чудесном устроении их судьбы, делали важные пожертвования для Покровского храма. Графиня Анна Родионовна Чернышева построила вблизи Покровского храма каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала месяцами и хотела провести свои последние дни. В этом храме были три картины испанского живописца Мурилльо, приобретенные за весьма дорогую цену. В Соборный Покровский храм графиня пожертвовала напрестольное евангелие (1759г.), обложенное серебряными досками — стоимостью 15000 р.асс., позолоченный серебряный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруды и прочие драгоценности, которые по ее желанию возложили на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар евангелие (1759г.), стоимостью 5000 руб. А граф Панин пожертвовал позолоченный серебряный потир с дискосом и звездой. В 1768 году граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму небольшой золотой крест с мощами 13-ти святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте и копию с чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе с приделанными по краям к оной несколькими ковчежцами с частицами мощей разных святых.
В 1865-1871 годах московским фабрикантом Д. Н. Орловым была отчеканена новая золотая риза и украшена бриллиантами московским ювелиром И. Д. Чечелевым. Новая риза чудотворной иконы была оценена в 30000 р.сер. По красоте, изяществу и тонкости отделки, ювелирному мастерству – эта риза представляла собой одно из лучших художественных произведений современного чеканного и ювелирного искусства.
Но всегда были и есть благотворители, которые приносили и приносят значительные пожертвования в пользу и на украшение храма, по христианской скромности и смирению – скрывающие свои имена. Священнослужители собора считают своим долгом поминать молитвенно эти дорогие имена в ежедневных службах и особенно по субботам, во время чтения акафиста перед чудотворным Ахтырским образом Божией Матери.
Пресс-служба Сумской епархии
16.07.2007. ЛЬВІВ. Державна влада призиває «єпископа» УПЦ КП заспокоїти своїх віруючих