Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.05.2007. КИЕВ. «Комсомольская правда — Украина»: Наместник Киево-Печерской Лавры Владыка Павел: «Вселение бесов — сейчас явление частое»

На вопросы читателей «КП» ответил настоятель Киево-Печерской лавры, архиепископ Вышгородский УПЦ владыка Павел
Судя по тому, что звонить на прямую линию начали задолго до ее начала и телефон не умолкал ни на минуту, вопрос духовности общества — по-прежнему один из наиболее важных для украинцев. Больше всего наших читателей беспокоили проблемы, связанные с сектантством и отношение церкви к медицине и различным поверьям.

– Добрый день, меня зовут Валерий. Я знаю, что 17 мая состоялось подписание акта о каноническом единстве церквей. Что, по-вашему, означает объединение русских церквей?
– Они возвратились в лоно матери русской православной церкви. Это хорошо, всякое объединение вокруг Христа несет пользу и одним и другим церквям православия, которые были разъединены на протяжении 80-100 лет. Я думаю, это принесет сближение. Вы знаете, долгое время не было общения канонического, литургического и смотрели друг на друга со злобой. На сегодня Господь положил преграждение этому недоразумению. Я только приветствую и рад, что у нас будет возможность общения с Россией.

– Здравствуйте, Алексей из Киева беспокоит. Насколько опасны для общества секты, которые сейчас появились? Как церковь с этим борется?
– Это сложный вопрос. В нашем государстве ничего нельзя с этим сделать, потому что у нас равенство всех религий. В других государствах есть законы, которые сохраняют национальную, историческую религию. Всякая секта — это вред, опухоль на теле общества. Сегодня мы видим, сколько они несут бед. Сейчас ко мне идут люди, у которых дети ушли в секту сатанистов. Они угрожают родителям, родным и близким. Например, в Комсомольске появилась секта, которая распространяет легкие наркотики. Они не несут никакой духовности, потому что духовность — это церковь, которую основал Христос. Эти секты ведут к разладу, погибели. Все то, что уводит от истины, пагубно, а истина одна, двух не бывает, она только в единении и истиной вере.

– А что же делать, как бороться?
– Я недавно был в Черногории, и там молодежь поступила следующим образом. Они за один день выпроводили всех сектантов, чтобы те не возмущали народ. У нас, к сожалению, такое государство, такие чиновники-безбожники. Они забыли свою историю, призывают и говорят, что Бог един. Если Бог един, так зачем искать другие церкви? Каждый ищет свою карманную церковь, чтобы она покрыла множество его грехов. И сегодня, кроме проповеди, мы ничего не сможем сделать, а люди должны отстраниться от этого ложного пути. Это путь гибельный, так написано в Библии о лжепророках. Остается молиться и уповать на милость Божью и помнить, что мы живем, наверное, в последние времена.

– Добрый день, владыка Павел, а как вы относитесь к таким вещам, как йога, медитация? Говорят, это полезно…
– Это самобичевание не несет никакой пользы людям и приносит со временем вред. Дьявол всячески находит способы применения времени, чтобы меньше молились, меньше творили добрые дела. Самое лучшее — возьмите за правило жизнь преподобного Серафима Саровского, который за ночь клал до тысячи поклонов. Это принесет больше пользы. Я не могу ответить от имени церкви, но считаю, что пользы это не приносит.

– А я слышал, что молитва и медитация – в принципе одно и то же.
– Медитация не имеет ничего общего с Богом. Мы убеждаем себя, что если будем бегать и заниматься спортом, обязательно похудеем. Чтобы похудеть, у меня есть такой рецепт: каждый день на три ведра меньше кушать — и все будет хорошо (смеется). Если мы будем жить, как полагается, по образу Христовому, и поститься, и молится вовремя, и жить не для того, чтобы кушать, а кушать для того, чтобы жить, то необходимости во всяких медитациях и тому подобном просто не будет.

– День добрый, меня зовут Светлана. Скажите, а разве не нарушается заповедь не делать никакого изображения, когда мы молимся иконам?
– В Старом завете были изображения херувимов, везде были изваяния — и на углах скиньи, и на ковчеге завета. Это не есть Бог, это первообраз. Если вы имеете фото мамы, это не значит, что это сама мама, это изображение лика матери. Так же и в церкви. Был же Христос человек, и мы кланяемся не доске, а тому, чей мы видим образ: Христа. Божией матери, преподобных. Поэтому это не есть грех.

– Здравствуйте, уж простите за столь меркантильный вопрос: получают ли монахи пенсию?
– К сожалению, нет. Наши монахи, которые пришли в молодом возрасте (18-20 лет) и прожили всю жизнь в монастырях, прослужили Богу и людям, они трудятся для всего человечества. Это не приравнивается к труду, за который впоследствии можно было получать небольшую награду на старости человека. Хотя Господь нас питает и греет и являются добрые люди, которые нам помогают, но хотелось бы, чтобы правда восторжествовала, чтобы монахи не были за чертой государственного внимания.

– Меня зовут Владимир. В народе есть примета, что в високосный год нельзя жениться. Как вы к этому относитесь?
– У Бога нет високосных годов, нет ни плохих, ни хороших дней. Преподобный Антоний сказал: «Господи, я с тобой готов и в ад» и когда братия возмутилась этим словам, он сказал: «Где есть Бог, там нет ада, страданий». Поэтому женитесь, венчайтесь, рожайте… У Бога все дни одинаковы. Перекреститесь, скажите: «Господи, благослови» — и поверьте, через Божье благословение с вами все будет хорошо.

– Здравствуйте, а можно ли делать прививки?
– Если это действительно необходимо, то да. Ведь сейчас есть такие прививки, которые несут только вред. Я знаю, что у детей начинаются аллергии. Надо сначала думать, полезно ли это для человека. Первая прививка, которую нужно делать, — это исповедь и причастие. И тогда никто и ничто не сможет вам повредить.

– Здравствуйте я из Чернигова, меня зовут Елена. В заповедях сказано — не убий, а монахи едят мясо, т.е. животных убивать можно? Почему?
– Здесь нельзя сравнивать одно с другим. Заповеди даны Богом человеку, но не скоту. Господь создал животных, растения для человека. Животных в Старом завете приносили в жертву, а в Новом они — пища для людей. Если кто может не кушать мяса, не кушайте. Это зависит от человека, но все приготовлено Господом для человека. А «не убий» это сказано человеку о человеке. Но «не убий» не только в прямом смысле стоит понимать, иногда можно убить словом. Также это касается матерей-убийц, которые делают аборт. Аборт — это грех и отца, и матери равноценно для обоих.

– Добрый день, владыка, а правда, что Благодатный огонь, который был привезен из Иерусалима, погас в самолете и его зажгли от зажигалки?
– Это не правда. У нас есть 25 свидетелей — членов официальной делегации, которые видели, как огонь перевозился в самолете в специальных лампадах. Все в аэропорту Иерусалима знают, что священники везут Благодатный огонь, никто не требует его погасить. Благодатный огонь в Лавре горит уже третий год и не тухнет никогда. Но даже если бы потух, никто бы не пошел на такое кощунство — зажечь огонь от зажигалки. Обмануть можно человека, но не Бога.

– А как его проносят в самолет?
– Делается большая специальная лампада, в которую ставится свеча, она горит 9 дней. Но мы в самолете везли 8 свечей.

– Здравствуйте, меня зовут Катерина, я из Луганска. Владыка Павел, как вы оцениваете духовность украинского общества?
– Разумный человек не станет оценивать общество. Его невозможно оценить. Посмотрите Библию, апостол Иуда ходил за Христом, а потом его предал. Каждый должен оценить сам себя, действительно ли он христианин, последователь Христа. Что касается Европы, там уже все, что было духовного, пропало. Еще сохранилась глубокая вера в Сербии, Грузии, Румынии, Болгарии, России, частично в Греции. И если храмы наполнены и мы не творим друг другу зла, то это говорит о том, что общество достойно звания христианского и духовного. На сегодня трудно что-то сказать и оценить. Если говорить о Киеве, то не скажешь, что здесь духовное общество. Если говорить о Восточной Украине, то там действительно люди верующие, в Западной — более обрядовые люди, ходит в церковь в воскресенье.

– Меня зовут Валентин. Как церковь относится к чародейству, сглазам, порче? Как с этим бороться?
– Церковь относится к людям, которые занимаются порчей, негативно, потому что всякий, кто этим занимается, это не божий человек, это от дьявола. К сожалению, это сейчас процветает. Апостол Павел говорил: «Чародеи-колдуны преуспеют в своих беззакониях». Действительно, если человек защищен, ходит в церковь, ему ничего не страшно. Если человек себя охраняет, молится, носит крестик, не употребляем всяких бранных слов, никого не обижает, старается жить по Евангелию, то они ему не страшны. Апостола Иоанна Богослова при жизни 9 раз бросали в кипящее масло, и оно ему не вредило. Сегодня, к сожалению, есть моменты, когда в человека вселяется бес (к нам привезли в Лавру девочку, которой подлили воду с похорон, это страшно, она рычала, лаяла. Сейчас ребенок уже нормальный, после молитв наших монахов). Поэтому старайтесь жить по Евангелию. Есть специальные молитвы, которые изгоняют духов злобы и защищают.

– Добрый день, вас беспокоит Вячеслав из Запорожья. Мне кажется, что мой племянник ударился в сатанизм, мы все уже измучались. Я знаю, есть специалисты по изгнанию бесов…
– Таких специалистов среди священнослужителей быть не может. Все зависит от дара молитвы и нашего с вами желания. К сожалению, это сейчас частое явление. Я не советую вам с ним ругаться, это его только озлобит. Приходите в Лавру, мы с вами побеседуем.