Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

21.03.2007. СУМЫ. Газета «Ваш шанс»: «Некрасивые игры вокруг Хоружевского храма. Кому выгодно нагнетать противостояние на родине президента?»

Екатерининский храм в Хоружевке Недригайловского района строится уже 9 лет. Хотя отделочные работы еще продолжаются, уже сейчас видно, сколь великолепным он будет.
Итальянский мрамор замысловатым символическим узором покрывает пол, на стенах и потолке уже появляются фрески, которые выполняют художники Львовской академии искусств. Снаружи церковь и вымощенный камнем церковный дворик с клумбами в весеннем солнечном свете производят просто-таки незабываемое впечатление. С четырех сторон церковная баня уже украшена мозаичными изображениями чудотворных икон Сумщины — Божьей Матери Корсуньской, Путивльской, Молченской и Ахтырской. Вскоре рядом с ними появятся Пряжская икона Божьей Матери и Роменская Мадонна, недавно найденная в музее Пустовойтовки. Расположен храм на возвышенности, а на склонах вокруг него — калиновый сад, заложенный президентом Виктором Ющенко, и мемориал жертвам Голодомора. А их в селе насчитывается более семисот. Правда, мемориал пока не закончен — здесь будет еще статуя девочки с пятью колосками в руке (ведь именно пять колосков, подобранных на колхозном поле, служили тогда основанием для ареста). Украсит склон возле церкви и трехметровая статуя Андрея Первозванного, которая уже изготовлена — осталось только привезти и установить. Словом, храм и его окрестности после завершения работ станут настоящей жемчужиной Сумщины. Все, казалось бы, хорошо, но, к сожалению, уже сейчас здание, в нижнем храме которого три года проводит богослужения Святоекатерининская община УПЦ, пытаются у православных отнять. Притом, как выяснилось, совершенно незаконным способом.
Рассказывает настоятель Екатерининского храма отец ГЕННАДИЙ:
- Наша церковная община УПЦ зарегистрирована в 1991 году. Тогда богослужения проводились в молитвенном доме. Девять лет назад мы начали строительство этого храма. Конечно, самостоятельно наша громада никогда не смогла бы его возвести — работы практически полностью финансировались семьей Ющенко. Да и местная агрофирма помогала. С самого начала церковь предназначалась для нашей общины, это знали все: и местная власть, и спонсоры. Земля, на которой она строится, передана нам в аренду на 49 лет. И никому даже в голову не приходило, что кто-то будет на нее претендовать. Но недавно наш сельсовет созвал на «собрание» около 30 человек — практически все они работают в сельской инфраструктуре — и начал собирать подписи для создания общины Киевского патриархата. Четверо из них отказались, остальные подписали, и документы с требованием зарегистрировать их общину в нашей церкви были направлены в область. Их, говорят, вроде бы вернули обратно. Хочется верить, что на этом все и закончится…
Памятуя горький опыт некоторых общин УПЦ на Сумщине, на имущество которых местная власть уже покушалась, мы решили пообщаться с основателями общины. Как показала беседа, оставлять свою веру в угоду сиюминутным интересам власти они не намерены:
- Конечно, мы никуда переходить не будем, и батюшка наш сказал, что никогда не перейдет. Нет у этой веры благодати. У нас в соседнем селе создали такую общину. А потом родственникам похороненных по обряду КП стали сниться мертвые и просить: «Закройте нас. Мы незапечатанные…» Пришлось привозить батюшку из другого села, чтобы запечатал могилы по православному обряду. Так что, если у нас отнимут церковь, мы будем ездить в Недригайлов, в другие села — но в эту церковь не пойдем… Да, какие-то сборы они проводили. Мы уже потом узнали — нас, верующих, туда никто не звал. Собирали тех, кто в сельсовете работает, в школе, в конторе агрофирмы… Нам даже не сказали ничего.
Неужели сельсовет действительно хочет забрать помещение у действующей общины? Как же это согласуется с законодательством? Чтобы прояснить позицию сельсовета, мы обратились к его председателю НИНЕ ЛЕВЧЕНКО:
- Мы украинцы и имеем право на то, чтобы у нас была своя, украинская церковь — не Московского, а Киевского патриархата. Сначала мы ходили по дворам, собирали подписи. Потом на собрании говорили с громадой, приезжал батюшка из Киевского патриархата. Сельсовет всех об этом собрании информировал, мы звали, расклеивали объявления… Конечно, эта церковь должна принадлежать громаде — мы же ее строили. Чего это мы должны у Москвы разрешения спрашивать?.. Если громада хочет, чтобы был Киевский патриархат, то мы должны делать так, как хочет громада.
- А сколько человек в громаде?
- Тысяча пятьдесят.
- А пришли на собрание?
- Человек 35. Просто рабочее время было, и не все смогли прийти.
- А верующие общины Московского патриархата на собрании были? Как они к этому относятся?
- А мы их не приглашали.
- И громада сама строила церковь?
- Спонсоры помогали. А громада принимала участие — люди убирали участок, помогали на строительстве. Мы строили церковь всем селом. Документы на создание общины мы подали, ответа еще не получили.
Итак, решая судьбу храма, переданного в пользование общине УПЦ, членов этой общины на собрание не позвали. Хотя почти все основатели общины — люди пенсионного возраста, и как раз они-то и могли бы посетить собрание, проводимое в рабочее (!) время. Видимо, не случайно власть решила ограничиться сходом лишь в 35 человек. Тем более, что в силу зависимости собравшихся от сельского руководства (практически все они работают в подконтрольных сельсовету структурах) решение «громады» предсказать было нетрудно…
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили одного из руководителей казачьего движения Слобожанщины, атамана Сумского полка слободского казачества СЕРГЕЯ КОНДРАТЕНКО.
- Сергей Николаевич, казакам, поддерживающим каноническую Православную Церковь, неоднократно приходилось отстаивать права верующих не только в Сумской области, но и в других регионах Украины. В связи с этим, что вы можете сказать по поводу законности действий местной власти Хоружевки?
- В данном случае руководство сельсовета полностью проигнорировало закон, который четко определяет, кто и в каком порядке может решать вопрос перехода религиозной общины из одной юрисдикции в другую (ведь только в этом случае может стоять вопрос о передаче выделенной земли и храма другой общине). Подобное решение может быть принято лишь самими членами общины УПЦ, которых даже не удосужились пригласить на импровизированный сход. При этом необходимо чтобы вся (!) существующая община УПЦ, а не не имеющий в данном случае никаких юридических прав сельский сход (тем более с сомнительным представительством в 35 человек), приняла решение о таком переходе. То, что председатель сельсовета как представитель органа местной власти сам организовывает противозаконные акции, имеющие своей целью отобрать храм у верующих Украинской Православной Церкви, — факт не просто антизаконный, а вопиющий. И здесь, по моему глубокому убеждению, должны сказать свое слово областная и районная госадминистрации, органы прокуратуры. Просто не верится, что такое возможно в стране, высшее руководство которой декларирует свою приверженность демократическим принципам. Ситуация выглядит еще более прискорбно, если учесть, что речь идет о родине действующего президента, который позиционирует себя как демократ. Ведь с такими примерами торжества «демократии» нам впору мечтать не о европейских ценностях, а о возврате к первобытным родо-племенным отношениям.
- По словам сельчан, возведение храма, вокруг которого разгорелись страсти, финансируется преимущественно семьей Ющенко, а строительные работы курируются лично братом президента Петром Андреевичем. Может, инициаторов всего происходящего следует искать не в сельсовете, а выше?
- Еще раз подчеркну: ситуация с храмом настолько вопиющая в правовом отношении, что вряд ли этот сценарий был согласован с Петром Ющенко. В противном случае на нем можно уже сегодня поставить крест как на политике, который исповедует демократические ценности. Вполне возможно, что, видя лояльное отношение братьев Ющенко к Киевскому патриархату, местные власти просто поспешили «угодить» своим именитым землякам, забрав храм у общины УПЦ и передав его КП. Я думаю, что случившееся не останется без внимания того же Петра Андреевича. Подождем его реакции, и тогда сразу станет понятно, на каких позициях он стоит. К слову сказать, когда шла предвыборная президентская кампания 2004 года, Виктор Ющенко постоянно подчеркивал, что он строит в своем родном селе церковь для общины УПЦ. Этим самым он убедил многих верующих в своей приверженности канонической православной церкви.
- Убеждая сельчан передать церковь Киевскому патриархату, голова сельсовета приводила аргументы, мягко говоря, далекие от истины…
- Аргументация сельского головы в поддержку «национальной церкви» не может не настораживать. В ней мало истины, но зато много откровенных инсинуаций в адрес Украинской Православной Церкви, разжигающих межконфессиональное противостояние, оскорбляющих религиозные и гражданские чувства верующих. Не берусь заранее расценивать это как преднамеренную клевету. Возможно, в силу недостатка объективной информации, эта позиция сформировалась у председателя под влиянием «духовного окормления» представителями Киевского патриархата. Ведь достаточно познакомиться с их областной газетой «Православный христианин», чтобы узнать, что верующие канонической церкви — это пятая колонна Москвы; что у них (в отличие от Киевского патриархата) нет любви к Украине; что священники канонической церкви — чуть ли не платные агенты Кремля; что сама УПЦ, которая на самом деле по статусу имеет практически полную самостоятельность (широкую автономию), — не более чем филиал РПЦ и что она вообще далека от Бога. Все эти аргументы до боли напоминают атеистические лозунги времен тотальной борьбы с церковью, когда все священники объявлялись агентами мирового империализма и пособниками буржуев. Сегодня мало что изменилось, разве что теперь верующие УПЦ стали именоваться агентами Кремля. В этих идеологических штампах правды не более, чем Духа Истины в самой УПЦ КП, которую считает безблагодатной, т.е. богооставленной, все мировое православие. Достаточно сказать, что даже их вчерашний союзник и «родитель» — УАПЦ — недавно отказался от любого общения с Филаретом, выразив тем самым свое отношение к его «национальной духовности».
- Из бесед с хоружевцами видно, что многие из них опасаются давления со стороны местной власти, которая может довести дело до конца…
- Убежден, что если у руководства сельсовета есть хоть капля здравого смысла, то оно оставит эту бесперспективную затею. Хотелось бы напомнить местным властям, что чиновник любого уровня должен руководствоваться не личными политическими или религиозными симпатиями, а исключительно законами Украины и Конституцией. Если же кто-то считает, что закон для него не писан и что ради «национальной идеи» можно действовать по собственным «национальным понятиям» в надежде на высокое покровительство, то это глубокое заблуждение. Православная общественность Слобожанщины (и не только) сумеет защитить законные права верующих на любом уровне.
И если кому-то хочется, чтобы православные со всей Украины собрались на родине президента, чтобы поддержать своих братьев по вере, а заодно обратить внимание самого Виктора Андреевича на плоды «демократии» в его родном селе, со всей ответственностью заявляем: мы к этому готовы.
Богдана Александрова