Блаженнейший Митрополит Владимир: « То, что посылается от Бога, всегда благоприятно»
Блаженнейший Митрополит Владимир: « То, что посылается от Бога, всегда благоприятно»
В Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось традиционное годичное собрание духовенства Киевской епархии. Во вступительном слове Предстоятель Украинской Православной Церкви дал оценку нынешнему состоянию епархиальной жизни, поднял вопросы взаимоотношения Церкви и власти, остановился на проблемах организации социальной и просветительской работы на приходах.
Блаженнейший Владыка рассказал о недавно состоявшейся встрече членов Священного Синода УПЦ с Президентом Украины, проблемах, которые на ней обсуждались. Затем Митрополит Владимир ответил на многочисленные вопросы священнослужителей. По окончании заседания Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил присутствующих с Новым годом и Рождеством Христовым и пожелал успешных трудов на благо Святой Церкви.
В собрании приняли участие управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, викарий Киевской Митрополии епископ Бориспольский Антоний, благочинный храмов Киева, секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский.
Выступая перед собранием Баженнйший Владыка сказал:
«Дорогие отцы и братья, я рад вас приветствовать на очередном епархиальном собрании. Уходит еще один год, ему на смену приходит другой, и мы должны благодарить Господа за всякое время, ибо то, что посылается от Бога, всегда благоприятно.
Были в уходящем году испытания и искушения, которые, в основном, связаны с несовершенством законодательства, регулирующего отношения между Церковью и государством. До сих пор Церковь наша не имеет статуса юридического лица, а это значит, что она не может надлежащим образом оформлять документы, касающиеся имущественных вопросов. До сих пор действует устаревший Закон «О свободе совести и религиозных организациях», несмотря на то что мы уже давно предлагаем пересмотреть некоторые его положения. Это касается, в частности, практики поочередных богослужений, которая приводит к конфликтным ситуациям на местах. Речь также идет о вопросах налогообложения земельных участков, выделяемых для строительства храмов.
Есть проблемы и с преподаванием Закона Божия. Мы знакомы с прессой, где обсуждается этот вопрос, и видим, что тех, которые препятствуют христианскому воспитанию, очень много. Они готовы говорить о добре, а об источнике, излучающем добро, предпочитают не упоминать. Слава Богу, наш киевский городской голова Леонид Черновецкий взял на себя смелость и положил начало преподаванию христианской этики в начальных классах в более чем ста школах Киева.
Я бы просил вас тщательно рассмотреть возможность обустройства приходских школ. Ждать широкого, массового преподавания Закона Божия в школах светских пока, судя по нынешней ситуации, трудно – Министерство образования всячески затягивает этот процесс.
Есть проблема и в том, что касается церковного имущества и храмов, которые были отняты у Церкви после революции и не возвращены до сих пор, а используются не по назначению.
Целый ряд вопросов возникают из-за того, что православие в Украине расколото. Все эти и многие другие проблемы, очевидно, неизбежны – для нашего укрепления духовного, для того, чтобы мы еще с большим рвением душой и сердцем служили Богу и народу нашему, нашей Святой Церкви.
Многие из вас были на молебне у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Был там и Президент Украины, который по нашей просьбе пообещал встретиться с членами Священного Синода и с епископатом. Это обещание он выполнил, такая встреча состоялась. На ней, кроме всех проблем церковных, снова обсуждался вопрос о поместной церкви. Скажу вам так: беда в том, что те, которые ратуют за поместную церковь, не понимают смысла и значения самого этого слова и положения дел в Церкви. У нас есть Поместная Церковь, она идет от князя Владимира и, даст Бог, будет стоять непоколебимо.
Наша Церковь, начиная с Харьковского Собора, 15-летие которого исполняется в наступающем году, неоднократно и открыто выражала свою позицию и отношение к расколам, которые, к сожалению, возникли на нашей земле. Все должно свершаться согласно канонам – этой своеобразной конституции Церкви.
Президент говорил на встрече, что он уважает канонические правила нашей Церкви. Но в то же время он хочет, например, чтобы проходили экуменические молитвы в Софии Киевской. Было несколько случаев, когда Президент звонил мне и спрашивал, буду ли я на том или ином мероприятии. Я спрашивал, будет ли там так называемый «патриарх». И он отвечал: «Будет непременно. Вы будете стоять с правой стороны, а он – с левой». То есть Президент, к сожалению, все же не понимает важности церковных канонов.
Его встреча с епископатом нашей Церкви была полезной и нужной. Были достигнуты и определенные результаты. В частности, мы десять лет просили выделить землю под строительство кафедрального собора. И десять лет – молчок. А на встрече Президент пообещал, что на следующий же день займется этим вопросом. Слово свое он сдержал, последовал звонок в Киевсовет с тем, что землю надо найти и начать оформлять документы на выделенное для строительства собора место.
С 1992 года Синод обращался с просьбой к прежним президентам, чтобы день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, был объявлен государственным праздником. На нынешней встрече Виктор Ющенко пообещал поддержать нас».
Затем собрание перешло в русло вопросов и ответов. Темы поднимались разнообразные, они касались сугубо церковной жизни и церковно-государственных отношений. Отвечая на вопрос, правомерно ли подменять вычитки с чтением заклинательных молитв под «молебны о здоровье», Блаженнейший Митрополит сказал, что благословение делать вычитки не давал никому. Священник имеет право читать заклинательные молитвы из Требника в индивидуальном порядке, но не должен превращать это в доходный «бизнес».
Звучал вопрос и о так называемых «леонтиевцах» – последователях старца Леонтия, которых достаточно много на Ровенщине. Владыка ответил, что эта проблема находится на рассмотрении Священного Синода. «Вопрос этот сложный, – сказал Митрополит Владимир. – Почаевское духовенство, например, даже не допускает к Причастию почитателей Леонтия. Но, насколько мне известно, сам старец Леонтий не делал ничего противоречащего церковному учению. Во время атеистических гонений он многое сделал для защиты православных общин. Проблема в его последователях. Некоторые из них, говорят, почитают старца чуть ли не как одно из лиц Святой Троицы. Поэтому необходимо изучение этого вопроса, что и поручено комиссии Священного Синода, который даст соответствующее определение».
Подобный ответ прозвучал и на вопрос о почитании матушки Алипии Голосеевской. «Некоторые очень рьяно почитают ее, – сказал Владыка, – и любыми способами пытаются увеличить число почитателей. Но после кончины матушки Алипии прошло очень мало времени, и пока трудно судить о развитии событий. Появилось много поддельных пророчеств от ее имени. Вопрос ее возможной канонизации – дело будущего».
На вопрос о том, можно ли отпевать умерших, которые завещали себя кремировать, Митрополит Владимир ответил, что для самого покойного не суть важно, каким образом его похоронят. «Мы не можем рекомендовать или благословлять кремацию умерших, но и не вправе отказываться от отпевания христианина на основании того, что тело будет поддано кремации».
Из вопросов священнослужителей также выяснилось, что в Киеве есть группа людей, которые в один день посещают несколько храмов и по несколько раз причащаются, более того, прячут в баночку полученную Святую Частицу, а затем одеваются в рясу, ходят в больницы и причащают больных. Блаженнейший Митрополит так прокомментировал подобное явление: «Я говорил с одним таким человеком три часа, и никакого результата. Такие люди не придерживаются общих церковных требований подготовки к причастию. К ним нужно относиться с терпением и не оставлять назидания».
Конечно же, иереев волновали вопросы, связанные с действующими в Украине раскольническими группировками. В частности, был задан вопрос о возможности создания в Киеве отдельного храма для ведения богослужений исключительно на украинском языке. Он звучал так: «Вводить такую практику в существующие приходы сложно, потому что церковный народ любит церковнославянский язык, и приход этого не воспримет. Можно ли, из пастырских соображений, специально создать один приход с миссионерской целью, с тем, что бы те, которые желают посещать службы на украинском, приходили к нам, а не шли в раскол, в котором существует практика ведения служб на украинском языке?»
Владыка ответил: «Желание создания такого прихода должно исходить из уже сформировавшейся общины, когда все обращаются к правящему архиерею с подобной просьбой. Кроме того, уже есть два таких прихода в Киевской области, где некоторые богослужения – всенощное бдение, каноны, кроме литургии, совершаются на украинском языке. Так что я не вижу в этом большой проблемы. Но если вы специально создадите такой приход, это вызовет нежелательные волнения среди верующих».
Остро встал вопрос о крещениях и венчаниях. Все чаще выявляются факты, когда подвергшиеся безблагодатным крещениям в различных раскольнических группированиях люди намереваются принять Таинство венчания в храмах УПЦ. Причем причастность к общению с раскольниками при этом скрывается.
Значительно возросла и потребность в отпевании тех, кто при жизни находился вне богоспасаемой Православной Церкви, прибегал к услугам псевдоцерковных общностей. За пятнадцать лет такие структуры вовлекли в свою деятельность немало доверчивых и, к сожалению, не владеющих настоящими знаниями о сущности расколов людей.
На это Митрополит Владимир ответил: «Если человек осознанно покидает раскол и в дальнейшем видит свое спасение только в лоне канонического Православия, то от него мы должны ожидать не только раскаяния, но и открытого признания в принятых на себя в расколе крещении и венчании. Это необязательно должно носить публичный характер, об этом он может поведать священнику на исповеди. В таком случае кающийся мирянин будет принят в Церковь без каких-либо оговорок. Необходимо внимательно относиться к таким людям и стараться всячески оказывать им духовную помощь. Все Таинства, начиная с крещения, требуют безусловного повторения в наших храмах».
Обсуждались на собрании и многие другие вопросы.
Завершая собрание, Блаженнейший Митрополит Владимир сказал: «Призываю Божие благословение на ваши труды, чтобы вы светили людям, которые сегодня верят Церкви и стремятся к Церкви, и дай Бог, чтобы мы их не разуверили и не разочаровали».