Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

16.02.2007-12.03.2007

16.02.2007. ЖИТОМИР. Православные областного центра против застройки охранной зоны
В праздник Сретения Господнего епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После Литургии духовенство и верующие храмов, общественные организации, представители политических партий совершили крестный ход улицами города, чтобы выразить отношение православных житомирян к планам по застройке охранной зоны вокруг Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Возле памятника воинам-освободителям, на площади Победы, состоялся митинг, где представитель городской администрации сообщил о единогласном принятом решении депутатами на сессии горсовета о запрете строительства на территории охранной зоны, прилегающей к кафедральному собору.
Пресс-служба Житомирской епархии

20.02.2007. СИМФЕРОПОЛЬ. Инкерманский монастырь под угрозой
Севастопольский городской совет обратился в Министерство культуры и туризма Украины и в Кабинет Министров Украины с просьбой о размежевании территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» под сооружение памятника археологии «Крепость Каламита» и территории, которая занята культовыми строениями Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря.
«В 2005 году городской совет дал согласие Инкерманскому монастырю на составление проекта отвода, но, выполняя поручение совета, монастырь столкнулся с тем, что заповедник «Херсонес Таврический» также претендует на данный участок», – сообщается со ссылкой на пресс-службу Севастопольского горсовета.
Свято-Климентовская обитель ходатайствовала перед городским советом, чтобы депутаты обратились в Кабинет Министров и Министерство культуры и туризма для разрешения конфликтной ситуации.
Свято-Климентовская Инкерманская монашеская обитель расположена на правом берегу реки Черной при ее впадении в Северную бухту в окрестностях Севастополя. Основана в 18-19 веках, состоит из нескольких храмов и комплекса жилых и хозяйственных пещер.
Все они связаны высеченными в скале ходами друг с другом и с расположенной на скале крепостью Каламита, сооруженной византийцами в VI веке для защиты подступов к Херсонесу.
ForUm

21.02.2007. ЧЕРНИГОВ. В городе состоялось собрание православной общественности Украинской Православной Церкви
Оно прошло по инициативе Черниговского областного отделения Всеукраинского православного братства Александра Невского. На собрании поднимались вопросы укрепления единства Украинской Православной Церкви, о недопустимости вмешательства известных государственных лиц в дела Церкви, об обострении ситуации вокруг Свято-Екатерининского храма в Чернигове. Важное место в решении собрания православной общественности Чернигова занимает требование ко всем государственным структурам власти немедленно рассмотреть вопрос о передаче Екатерининского храма, в соответствии с нормативными актами о реституции церковной собственности, законному правопреемнику – Свято-Екатерининской общине УПЦ. Кроме того, православные требуют от правоохранительных органов не допускать в дальнейшем провокационных действий в отношении Свято-Екатерининской общины и наказать тех раскольников, которые недавно угрожали физической расправой настоятелю общины священнику Александру Ледовому.

05.03.2007. СИМФЕРОПОЛЬ. «Крымская правда»: «Тернистый путь к храму»
В селе Клиновка Симферопольского района сохранился фундамент старой церкви. Рядом – источник с водой, которую местные жители считают целебной. Нельзя назвать оставшийся от храма фундамент действующей церковью. Но и бездействующей не назовёшь. Потому что местная православная община проводит здесь, прямо на развалинах, богослужения во время церковных праздников. И уже десять лет пытается получить от местных властей разрешение на восстановление церкви, на землеотвод для церковного подворья. Безрезультатно пытается. И указ Президента о возвращении культовых сооружений религиозным общинам как-то не работает на этой территории.
Нашли прихожане разрушенного храма спонсора, добрый человек готов восстановить храм и уже даже заказал проектную документацию. Но все эти действия как бы и незаконны – сельсовет ведь никаких документов не подписывает, решений не принимает.
Зато весьма оперативно выдано разрешение на использование ставка, расположенного рядом с храмом. Человек, которому оно выдано, живёт не в Клиновке, а совсем в другом районе. И до православных святынь дела ему нет, потому что вероисповедания он мусульманского. И теперь сельсовет, не рассматривая вопрос о храме, предлагает прихожанам договариваться самостоятельно с человеком, которому приглянулся не только ставок, но и прилегающая к нему территория. Она же примыкает и к разрушенной церкви, и к источнику. Человек, которому до православных святынь, как вы уже поняли, дела нет, сказал православным, мол, восстанавливайте свою церковь. А на берегу, где источник, я сделаю что-нибудь такое увеселительно-питающее.
То есть прихожане храма, который, возможно, будет восстановлен, пробираться на службу будут мимо какой-нибудь чебуречной, водой из целебного источника пользоваться не смогут, и никого не волнует, каково им будет молиться в чаду чебуреков и под грохот музыки, которой обычно так много в питейно-развлекательных заведениях. И почему вопрос использования территории и восстановления храма сельчане должны решать не в родном сельсовете, а с заезжим предпринимателем? Надо понимать так, что свои вопросы он с местной властью уже «порешал»?
Лидия Ильина

06.03.2007. ПОЛТАВА. Председатель Союза православных граждан Украины Валерий Кауров прокомментировал захват раскольниками Свято-Никольского храма
Представители раскольнического «Киевского патриархата» осуществили на днях силовой захват Свято-Никольского храма в Полтаве.
«Захват произошел после того, как апелляционный суд Полтавской области отменил решение суда первой инстанции, передававшее храм так называемому «Киевскому патриархату», – сообщил «Интерфаксу» председатель Союза православных граждан Украины Валерий Кауров. Он уточнил, что в соответствии с украинским законодательством решение апелляционного суда «вступает в силу немедленно, хотя и может быть обжаловано в Верховном суде». Однако сторонники главы раскольнического патриархата Филарета Денисенко отказались признавать данное решение и наняли охранную фирму, чтобы помешать общине Свято-Никольского прихода пройти в собственный храм. Сотрудники охранной фирмы, прибыв к храму в количестве 15 человек, при помощи двух взрывпакетов взорвали массивные старинные двери церкви, уничтожив при этом расположенные на них иконы святителя Николая и Божией Матери, и ворвались в храм. В ответ на попытки прихожан во главе с председателем приходского совета Сергеем Знаменским выдворить раскольников «филаретовцы» вызвали наряд милиции, который в грубой форме вытолкал из храма верующих Украинской Православной Церкви.
По словам В. Каурова, прибывший на место конфликта губернатор Полтавской области Валерий Асадчев после закрытых переговоров с представителями «Киевского патриархата» объявил, что Свято-Никольская церковь отныне будет принадлежать только раскольникам, и отдал приказ милиции немедленно очистить храм от верующих Украинской Православной Церкви.
СПГУ, как сообщил его председатель, уже обратился к премьер-министру Украины Виктору Януковичу и спикеру Александру Морозу с заявлением о «недопустимости злоупотребления государственной властью в межрелигиозных и межнациональных конфликтах», как происходит на Полтавщине.
Интерфакс-Религия

07.03.2007. ЛЬВІВ. Уніати чинять насильство над православними віруючими
Архієпископу Львівському і Галицькому Августину надійшов рапорт настоятеля Свято-Михайлівського храму с. Верчани Стрийського благочиння
протоієрея Петра Самоїла. Цей документ ще раз засвідчує факти утисків, яких зазнають православні з боку уніатів на Львівщині. Громада УГКЦ заявляє про свої права на храм. Чуються погрози не пустити православних на почергове богослужіння.

12.03.2007. ПОЛТАВА. Архієпископ Филип направив офіційне звернення до керівників обласних органів влади, правоохоронних і судових органів з приводу захоплення розкольниками-філаретівцями Свято-Миколаївського храму
У тексті звернення говориться: “У травні 2002 року представники громади Свято-Миколаївської церкви УПЦ-КП м. Полтави звернулися до керуючого Полтавською єпархією Української Православної Церкви з проханням прийняти їх до юрисдикції УПЦ. Відповідним наказом єпископа Полтавського і Кременчуцького, у відповідності до церковних канонів (законодавства щодо внутрішнього устрою Церкви), громаду було прийнято до складу Полтавської єпархії Української Православної Церкви.
Однак, оскільки частина громади вирішила залишитися у складі УПЦ-КП, між цією частиною та громадою, яка перейшла до Української Православної Церкви, виник конфлікт щодо приналежності споруди Свято-Миколаївського храму та церковного майна парафії.
Незважаючи на часом гострі ідеологічні суперечки, конфлікт вирішувався у правовому полі. Численними судами розглядалися справи щодо внесення змін до статуту громади і визначення права власності на церковне майно. Приміщення храму було опечатане до остаточного рішення суду.
Полтавська єпархія Української Православної Церкви, визнаючи повну законність повернення вірних із безблагодатного розколу до канонічної Української Православної Церкви, від початку конфлікту наполягала на можливості тільки й виключно законного вирішення суперечки. Незважаючи на нав’язувану думку про політичне підґрунтя конфлікту, ми завжди визнавали його внутрішньоцерковну суть. Керівництво єпархії заперечувало саму можливість самочинного проникнення віруючих усередину храму та початку богослужінь громадою канонічної Церкви, хоча підстав у вигляді численних рішень суду було більше, ніж досить. Ми також утримувалися від поширення неперевіреної інформації щодо конфлікту та робили все, щоб запобігти втягненню до нього сторонніх сил. Вважаємо, що тільки виважена позиція керівництва Полтавської єпархії Української Православної Церкви та стриманість і богоугодне миролюбство вірних УПЦ дали змогу тривалий час утримувати ситуацію у спокої та правовому полі.
Однак останні події змушують нас піднести голос на захист правди Божої та законів людських. Будь-яке нехтування рішеннями суду, намагання самочинно, за законами сили і правом сильнішого, вирішити питання є грубим і брутальним порушенням самої ідеї правової держави. Не хочеться вірити, що деякі високі посадовці в присутності багатьох осіб намагаються на власний розсуд вирішити те, що має вирішувати тільки суд. А проникнення до храму із використанням ледь не вибухівки, як свідчать численні очевидці, не можна назвати інакше, як грубим блюзнірством та відсутністю елементарною поваги до святині. Вірні обурені також численними фактами свідомого спотворення назви нашої Святої Церкви (яка зареєстрована чинними державними органами як «Українська Православна Церква»), до яких вдаються і високі посадовці для створення у спостерігачів враження про «ворожу сутність» Української Православної Церкви.
Ситуація загострилася вкрай. Мені із великими зусиллями вдається стримувати намагання багатьох віруючих, представників суспільних організацій і політичних партій втрутитися в конфлікт. Переконаний: якщо все триватиме так, як і нині, то через короткий час Полтава може стати точкою гострого конфлікту за участі багатьох політичних сил осередком нестабільності та розбрату між братами і сестрами по крові і вірі.
Прошу Вас особисто втрутитися в ситуацію та зробити все для нормалізації становища довкола Свято-Миколаївської церкви і вирішення питання у виключно правовому полі.
Водночас мушу зазначити, що Полтавська єпархія Української Православної Церкви, яка постійно закликала до правового вирішення суперечки і миру між вірними, віднині не несе відповідальності за можливі наслідки конфлікту, оскільки до нього можуть у будь-який час втрутитися сили, які бажають використати його у власних цілях. Через певний час навряд чи можна буде стримати і вірних, які планують вдаватися до публічних акцій задля висловлення своєї позиції та заклику громадськості до захисту порушених прав вірних Української Православної Церкви”.

12.03.2007. КИЕВ. Народный депутат Украины Леонид Грач выступил против вмешательства государства в дела Церкви
В заявлении, распространенном пресс-службой народного депутата Украины Л. Грача, говорится: «Политическая ситуация в Украине характеризуется усилением антироссийских акций. Ведомые Госдепартаментом, проамериканские ставленники не пытаются скрыть своей зависимости от заокеанских установок, в том числе направленных на обострение украинско-российских отношений. Окружением В. Ющенко проводятся действия, в том числе направленные в конечном итоге на раскол Украинской Православной Церкви”. «В Украине набирает обороты движение по вторжению государства в дела Православной Церкви. Украинская Православная Церковь с легкой руки президентского окружения становится объектом нападок. Это нужно для утверждения националистических позиций в русле антироссийской заинтересованности. Вопреки уже высказанному отрицательному мнению УПЦ по поводу навязчивой идеи Виктора Ющенко о создании своего варианта «Украинской Поместной Церкви» брат президента народный депутат Петр Ющенко встает во главе созданной на днях некоей общественной организации «За поместную Украину». Конечная цель понятна. Вопреки позиции Священного Синода канонической Украинской Православной Церкви государственные чиновники, злоупотребляя своим служебным статусом, с привлечением административного ресурса, пытаются утвердить «единую поместную церковь». Причем не на «твердом камне – на базе Украинской Православной Церкви», а в первую очередь на базе раскольнической, по сути политической, псевдоцерковной структуры давно отлученного от церкви Филарета. В. Ющенко не склонен прислушиваться к обращениям УПЦ и форсирует события. После заявления Священного Синода он из резиденции лжепатриарха раскольника Филарета Денисенко не просто еще раз призвал Синод канонической Украинской Православной Церкви к объединению с раскольниками в общую церковную структуру поместного статуса, но и поставил УПЦ перед фактом уже работающей в секретариате Президента некоей группы по выработке концепции государственно-церковных отношений с привлечением к этой работе и филаретовцев. Подобное игнорирование мнения канонической Церкви, навязывание ей светских подходов в разрешении проблем вызвало в широких слоях общества возмущение. Нежелание Президента отказываться от общения с раскольниками автоматически предопределило бесперспективность результата инициируемого им процесса создания «раскольническо-православной» поместной церкви. В. Ющенко не может не понимать, что УПЦ никогда не станет участвовать в подобных авантюрах и идти на сближение с анафематствованными, с теми, кто упорствует в расколе, кто не соглашается покаяться и вернуться в лоно канонического Православия. Филаретовско-раскольническая организация, как это видно из действий В. Ющенко, должна стать в стране центром религиозной жизни. Все это станет источником большой смуты как внутри государства, так и за его пределами».
Леонид Грач заявил, что «под вывеской мнимого миротворчества представители проамериканского крыла украинской власти беспардонно вторгаются в пространство духовных святынь, пытаются перекроить народный дух соборности, подорвать канонические устои Православия, чьи киевский и московский духовные полюса представляют единое целое. Идея создания единой поместной церкви насильственным путем носит политический заказной характер. Делают все, чтобы народ расколоть, оторвать от России уже не только территориально, но и духовно, завершить начатый 16 лет назад процесс разделения народов».
Народный депутат обратил внимание, что острота недружественных высказываний уже переходит рамки приличий, как можно это увидеть на примере заявления народного депутата Украины от пропрезидентской партии «Наша Украина» В. Стретовича, выступившего в грубой форме с бездоказательными обвинениями в адрес РПЦ и УПЦ. «Когда подобное допускается в адрес высшего церковного руководства, когда мирянин присваивает себе право навешивать хулительные ярлыки на священников, то тогда остается сделать вывод о внутреннем разложении всех тех, по чьему политическому заказу в стране развязана буквально травля Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви», – подчеркнул Л. Грач.
Л. Грач обратил внимание, что в Украине достаточно здоровых сил, чтобы дать отпор антироссийским акциям националистов. Он высоко оценил результаты состоявшегося 2 марта совместного заседания Конфедерации российских соотечественников Украины и координационного совета Союза православных граждан Украины, по результатам которого было принято обращение к народным депутатам Украины, широким кругам общественности с выражением протеста против проведения учений «Си-бриз», против инициативы Президента по созданию «поместной украинской церкви», с предложением начать процесс импичмента Президента страны Виктора Ющенко.
«В этом обращении отражена суть общественных настроений и обозначены болевые полюса современной ситуации в стране: с одной стороны – насильственное навязывание народу американской установки на вступление Украины в Северо-Атлантический альянс, с другой стороны – насильственное навязывание народу другой евро-атлантической установки – на отторжение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата», – сказал Л. Грач. «Разные по направленности, но одинаковые по прогнозируемому результату данные провокационные действия «оранжевых» структур власти в обоих случаях работают на раскол страны, народа».
Л. Грач высказал мысль о необходимости в эти тяжелые для УПЦ времена всем здравомыслящим политикам консолидироваться для поддержки как самой Церкви, так и ее паствы. «Мне видится в связи с этим, что и народным депутатам Украины, и широким кругам общественности, и разным партиям следует поддержать данное, созидательное по своей направленности, обращение Конфедерации российских соотечественников Украины и координационного совета Союза православных граждан Украины. Нужно в том числе показать прозападным националистическим силам, что жив в нашем народе дух славянского единства. Нужно не просто продемонстрировать это единство, но на деле достичь его во имя укрепления государственных устоев, во имя укрепления братских связей с Россией, спасения духовных православных святынь».