Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

13.02.2007. КИЕВ. Газета «2000»: «Дух любоначалия и празднословия». По поводу заявлений общественной организации «Возрождение»

Не нужно объяснять верующим людям, что начало Великого поста, как правило, знаменуется разного рода искушениями. Мы помним из Евангелия, как Иисуса Христа искушал враг в пустыне и обещал все царства земные, если Тот, «падши, поклонится ему» (Мф.4,9). Но мы также помним слова Спасителя о том, что созданную Им церковь врата ада не одолеют, и что будет она сохраняться до скончания века (Мф.16,18). В какой-то степени соблазном для многих стало инициирование неизвестно откуда появившейся и, по-моему, нигде не зарегистрированной общественной организацией «Возрождение» разного рода мероприятий, направленных против решений Священного Синода УПЦ и лично Блаженнейшего Митрополита Владимира. Отметим также, что в листовках, распространяемых у храмов и монастырей УПЦ речь идет об опасности возможного принятия автокефалии Украинской Православной Церковью и предоставления ей статуса Поместной Церкви.
Если лица, возглавляющие это движение, выступали бы от имени какого-либо правящего архиерея, то свою деятельность они должны также, согласно церковным канонам и правилам святых отцов, распространять в пределах указанной епархии. Но, судя по всему, «Возрождение» действует самочинно. Очевидно, данное движение не понимает, что согласно Томосу, дарованному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1990 году, Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в управлении, имеет все полномочия автономной Церкви, находясь в канонической взаимосвязи и каноническом подчинении Московского патриархата.
Вызывает удивление, что эти закулисные люди проявляют такую недальновидность, необдуманность, и нагнетают проблему, где ее нет. Чего стоят угрозы Священному Синоду УПЦ о том, если, скажем, УПЦ получит канонический статус автокефалии, то «Возрождение» будет формировать приходы РПЦ, не желающие статуса Поместной Церкви в Украине. Какие-то «тайные собрания» с приглашением киевского духовенства, анонимные заявления и угрозы в адрес Блаженнейшего напоминают смутные времена средневековья и униатские заговоры с католиками на протяжении всей истории Русской Православной Церкви.
Да будет известно этим господам, что Украинская Православная Церковь находится на одном историческом пространстве с Русской Православной Церковью, имеет общую историю, общие святцы, молится одним угодникам Божиим, на Богослужениях возносится имя Святейшего Патриарха Московского и Блаженнейшего Митрополита Владимира. И украинским верующим так же дорог в молитве преп.Серафим Саровский, Сергий Радонежский, как и святые киевские мученики Борис и Глеб, святой князь Игорь, святой равноапостольный князь Владимир: сонм святых ходатаев пред Богом не делится по национальному признаку, но все являются Христовыми, Божьими угодниками и ходатаями за род людской. Нужно помнить также, что древняя Киевская кафедра является «матерью» московской кафедры, что некоторые святители Московские, прославленные святой жизнью, именовались митрополитами Киевскими и всея Руси, и что Киев испокон века был «матерью городов Русских», и из купели Днепра воссияла благодать Божья для всех славянских народов. И что никогда не стоял вопрос определения Церкви по национальному признаку, но лишь по территориальному, и то лишь условно, поскольку границам свойственно передвигаться в силу различных исторических причин, а Церковь Христова остается Единой Соборной на небе и на земле, и никаким доморощенным братствам и движениям разъединить Ее не удастся.
Справедливо заметил известный миссионер РПЦ диакон Андрей Кураев о том, что у Украинской Православной Церкви больше полномочий в некоторых вопросах, чем у РПЦ. Например, чтоб рукоположить нового архиерея РПЦ, требуется согласие Блаженнейшего Владимира, как Постоянного члена Священного Синода РПЦ, а архиерейские хиротонии в УПЦ совершаются независимо и самостоятельно, как сказано в дарованном и уже упоминаемом мною Томосе Патриарха Московского.
Попутно замечу, что г-н Денисенко в свое время также заявлял, что УПЦ определяется по территориальному, а не национальному признаку, так как по слову ап. Павла, в Церкви «нет ни иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3,28). Но вот, огласив создание некой УПЦ-КП, нарек ее национальной и независимой. Неужели следует думать, что каноническая Церковь в Украине может повторить эту трагическую ошибку, обособившись от церковной вселенской соборности, утратить благодать апостольской преемственности, чистоту веры и благодать святых Христовых Таин? Чтобы так думать, нужно быть или слишком наивным, или же действовать по указанию враждебных Церкви сил.
Божественная природа Церкви Христовой возвращает утраченное Адамом первенство благодати, давая человеку в первую очередь быть Божиим сыном или дочерью, а потом уже представителем того или иного этноса. Мы знаем также, что первая этническая смута возникла еще на заре христианства как раз иудействующей частью христиан, которые также стали подменять свое христианское призвание национальными амбициями, и апостол Павел, сам, будучи евреем по крови, вразумлял неразумных братьев.
Став человеком и победив грех, Господь вновь открыл людям возможность осуществить богоподобное единство. Он преподает людям объединяющую любовь – этот высший дар Святого Духа. Богоподобное единство людей достигается через Христа в Церкви. При этом нужно помнить, что обман и самообман – это неправильно понятая свобода, вера в клевету. Так во все времена возникали разного рода ереси и расколы якобы под благовидным интересом сохранения веры и Церкви.
Как можно поделить Единую Соборную и Апостольскую Церковь? Апостол Павел вразумлял, и святые отцы на Вселенских Соборах не раз возвращались к раскольническим вопросам, борясь со всякой националистической ересью, поясняя, что ни цвет кожи, ни наречие, никакой этнос не может и не волен разделять единого человека, «всего человека» (Ин.7,13) — ибо мы все на земле братья, все от Одного Отца. Но в силу гордыни, страстей и алчности люди воют друг с другом, нарушая Заповеди Создателя, утопая в этнических амбициях, вынося национальные, кровные и плотские интересы выше благодати Христовой, выше братской любви. История знает, что не было страшнее и кровопролитнее войн, чем на национальном, а тем более на нацистском грунте. История знает, и наше время тому свидетельством – как опасно вмешательство политики в церковную жизнь. Ведь, по большому счету, Священный Синод УПЦ в рождественские дни еще раз довел до сведения Президента страны и представителям высших политических кругов Украины о законах автокефалии не для того, чтобы завтра ее провозглашать, но чтобы еще раз отвести политические страсти от церковной огорожи. Мы видим и из истории знаем, как дискредитировали себя раскольники в Украине еще в начале 1920-х годов, став карманной церковью большевиков.
Господь сказал, горе тому, через кого соблазн приходит (Мф.18,7). Мы же, не успев окрепнуть в вере, не зная элементарных законов церковного устройства, страдаем младостарчеством, рядимся в учителя и религиозные лидеры.
Впереди Прощенное воскресенье, скоро в храмах и обителях Украины зазвучит покаянная молитва Ефрема Сирина, в которой, между прочим, есть и такие слова: «Дух любоначалия и празднословия не даждь ми!», «Дай мне зрети моя пригрешения и не осуждати брата моего!»
Сергей ГЕРУК, журналист, выпускник заочного сектора КДС для «2000»