Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион: «Если мы хотим возродить духовность, то её нужно возрождать всем миром»

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион: «Если мы хотим возродить духовность, то её нужно возрождать всем миром»

– Ваше Высокопреосвященство, Донецкая епархия отметила 15 лет со дня своего основания. Юный возраст епархии и глубокие исторические корни Православия на Донецкой земле, как они сочетаются?
– Мы отметили 15-летие самостоятельной кафедры, существующей на территории Донецкой области. Если вспомнить историю, то Православие в Донбассе имеет глубокие корни. Мы связаны и с Екатеринославом, и с Харьковской губернией, часть территории нынешней епархии входила в состав земель Войска Донского. Так что мы не очень-то юные. С 1944-го года первым епископом Ворошиловградско-Донецкой епархии был владыка Никон (Петин). А в 1991 году Ворошиловградско-Донецкая епархия была разделена, и Донецкая епархия стала самостоятельной в управлении. Вот этот юбилей мы в этом году и отметили.

– Что является самым трудным в служении современного епископа?
– Епископ поставлен быть архипастырем и над народом Божиим, и над духовенством. Самые трудные моменты в служении современного епископа, как мне кажется, – это постоянное движение раскольников в сторону усугубления раскола. Вот никак они не могут угомониться с этим своим расколом, никак не могут понять, что уже хватит делить. Уже нужно соединяться, врачевать эту рану, а не рвать Церковь на части и делить. Они все еще стараются, как хищные волки, что-то урвать, что-то откусить, что-то взять себе, кого-то сманить, кому-то пообещать. Противодействие раскольникам отнимает время и силы, которые можно было бы употребить на что-то более важное.
Кроме того, существуют и проблемы с духовенством. В современном секуляризированном мире в среде священнослужителей появляются «сыны века сего». Их немного, но они есть. Для них, к сожалению, материальное выше, чем духовное. Легкомысленное отношение к сану, к своим пастырским обязанностям приводит к ситуациям, когда стоит вопрос о применении к ним канонических санкций, а в ответ слышишь: «Ну и что? Я уйду».
Я не знаю, как для других архиереев, но для меня проблема и то, что священники сегодня не ценят тот сосуд, который дает Господь им, не ценят тот залог, который получают от архиерея при святой хиротонии. Очень часто они залог этот опускают. Вот это самое для меня тяжкое.

– Какую роль в жизни епархии играет Святогорская Лавра?
– Святогорская Лавра всегда была форпостом Православия. И труды монахов, и молитвы монахов всегда привлекали людей в это святое место. И люди получали там духовное окормление. А сегодня – это самая молодая Лавра на Руси, но она играет важную роль в жизни духовного воспитания жителей Юго-Востока Украины. Приезжают к нам паломники и из Молдавии, и из России. И Лавра исполняет свою главную функцию, которую необходимо исполнять монастырю, – направлять ко спасению человеческие души.

– В чем специфика архипастырского служения в Донецком регионе?
– Мне уже не раз задавали этот вопрос. Скажу одно: Донбасс и его люди не терпят обмана. Здесь что труженики, что верующие люди, а мы не отделяем одних от других, тяжело переносят обиды. Это показали события последних лет и в политической жизни, и духовной жизни, и я могу свидетельствовать, что люди обмана не терпят. С людьми Донбасса надо разговаривать на Вы. Эти люди могут находить общий язык. Украинец или русский, грек или еврей, если он живет жизнью Донбасса, всегда будут в мире и спокойствии. Пример того – мое пребывание на Донбассе. Я львовянин, с Западной Украины, здесь уже 25 лет. Это свидетельство того, что с людьми надо уметь разговаривать. Такова специфика региона. Ну, и, конечно, твердость стояния в каноническом Православии – это вторая составляющая

– Какие события Вы назвали бы главными в Вашем архиерейском служении?
– Трудно сказать. Мне кажется, что в архиерейском служении каждый день – главный для меня, самый главный. Я не праздный человек, мне есть чем заниматься. Я уже около трехсот храмов освятил. Если брать более личные моменты, то, пожалуй, важными для меня стали посещения святых мест. Я, пока не был архиереем, нигде не был. А так, слава Богу, и в Иерусалиме побывал, и на Афоне, и в Бари, и почти во всех монастырях Русской Православной Церкви побывал.

– Как Вы считаете, что мешает сегодня Православию раскрыть весь свой потенциал в полной мере?
– Церковный раскол. Только он один мешает сегодня Православной Церкви в Украине, забирает много сил и времени. К тому же с 1992 года появились новые ветви раскола. Он, словно раковая опухоль, разрастается и пускает новые корни. Причем не только в Украине. Раскольники появляются в Грузии, в Белоруссии, в Молдавии, в Греции. И раскол, как медуза, расплывается и своими щупальцами жалит человеческие умы и сердца. Вот это и есть то вредное, что не дает возможности спокойно проявиться Православию не только на Украине. Какую мощную деятельность могла бы развернуть Православная Церковь, если бы мы были едины, если бы мы были без этих всяких раскольников! Ведь только в единстве мы сможем противостоять тоталитарным сектам и новым псевдорелигиозным движениям… Тогда им было бы сложно с нами вести разговор. Но это бесовское семя, которое насеял «враг рода человеческого», эти плевелы часто не дают развиться пшенице.

– Владыка, иногда священнослужителей упрекают в том, что они не живут насущными проблемами паствы.
– Церковь знает насущные проблемы паствы, да и священники не с неба спускаются по воскресеньям. Просто нравственному учению Церкви противостоит мощнейшая система греха и растления. Этот жесткий вопрос нужно задать не только Церкви, но и общественности в целом. Церковь проповедует нравственные законы, данные Господом людям, а современное общество не желает жить по этим законам. А ведь нарушение хотя бы одной заповеди ведет к разрушению человеческой личности. Посмотрите, с каждым годом все ниже падает нравственная планка. Особенно это касается греха блуда. Ни родители, ни учителя сейчас не в силах противостоять развращению молодежи. А иногда и особого желания не проявляют, чтобы оградить детей от греха. Когда-то были (я не говорю, что к этому надо возвращаться буквально) молодежные организации, которые хоть как-то воспитывали дисциплину. Сейчас же на молодых людях просто паразитируют дельцы грязного бизнеса. И последствия искажения и нарушения Божиих Заповедей видны уже сейчас. Каждый второй брак распадается, даже если он венчанный. Сегодня молодые люди не хотят рожать детей, и только на пятом-шестом году супружеской жизни решают «завести ребенка». И если родят одного, так это уже потолок. Оправдываются низким уровнем жизни. Но ведь на Святой Руси всегда строили храмы не от избытка, а от недостатка.
Мы видим свою миссию в том, чтобы снова привлечь людей к духовному. Человек не сможет обрести истинного счастья и спокойствия своей душе ни в спорте, ни в богатстве, ни в хобби. Душа-то требует Бога, потому что она по природе своей христианка. А ведь сегодня даже относительно безвредные занятия становятся страстью. Например, были же когда-то футбольные болельщики, нормальные люди. А сейчас футбольные фаны становятся какими-то бесноватыми. Проблема глубже, проблема не только в деятельности Церкви. Если мы хотим возродить духовность, то её нужно возрождать всем народом, всем миром. Тогда мы будем духовными. А как мы будем возвращать духовность, если мы не едины? Здесь снова встает проблема раскола. Если мы говорим, что учение Филарета – лжеучение, и он злится на нас за это и начинает нас поносить по всем прокуратурам, то государство при этом просит не портить межконфессиональных отношений. Вот и все.

– И последний вопрос: что бы Вы посоветовали тем молодым пастырям, которые только начинают свое служение в Церкви?
– Каждый архиерей что-то желает молодому пастырю, когда посылает его на служение. Я думаю, что любой архиерей, и я в том числе, внимательно смотрит на кандидата в священнослужители. Подготовка пастырей – дело непростое. И семинарии, и духовные училища дают возможность подготовить и выявить достойных. Хотя и среди апостолов нашелся предатель – Иуда Искариот. Назидание архиерея проявится и через рукоположение, когда Божественная благодать, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет», наставит ученика на путь истинный. И главное для молодого священника – молиться Богу и охранять в благочестии свою семью.

Пресс-служба Донецкой епархии