Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Дмитрий Лавров. Кто взорвал Успенский собор?

Кто взорвал Успенский собор?
65 лет назад, 3 ноября 1941 года, православная святыня была уничтожена

Дмитрий Лавров

Когда я кому-нибудь говорю, что родился на территории Киево-Печерской лавры, то предвижу коварный вопрос: «Неужели в пещерах?» У большинства наших сограждан сложилось ошибочное мнение, что Лавра всегда была тихой Божьей обителью. Ничего подобного. С 1926 года древний прославленный монастырь был превращен в антирелигиозный заповедник с названием «Музейный городок».

Атеисты в монастыре
Согласно статусу заповедника, наглядная агитация тут была на высоте. Над центральными Святыми воротами красовался плакат со строчками из «Интернационала»: «Не ждіть рятунку нi від кого, ні від богів, ні від царів. Позбудеться ярма тяжкого сама сім’я пролетарів!» С обратной стороны Троицкой церкви лозунг был покороче: «П’ятирічкою по релігії!» Известные слова Маркса об «опиуме для народа» начертаны были на отдельном стенде возле Всехсвятского храма. А самый обидный транспарант для монастырской братии висел на фасаде главного храма Успенского собора: «Ченці — кровопивці трудового народу».
Правда, самих монахов в «Музейном городке» уже давно не существовало, а в кельях отшельников разместились на жительство семьи рабочих «Арсенала», обувной фабрики, инвалиды, служащие, учителя, работники музея. Чем ближе подступали немцы к Киеву, тем беспокойнее становилось на территории Лавры. Чаще появлялись военные. Временами на Соборной площади выставлялось оцепление, подъезжали и отъезжали грузовики. Чувствовалось, что нам долго не продержаться. Поэтому местные жители с пониманием относились к таинственным передвижениям — ведь надо было спасать лаврское добро.

Нацистский флаг над Лаврой
19 сентября жители цитадели (адрес заповедника был: Киев-15, цитадель) с грустью наблюдали за «конвульсиями» любимого всеми Цепного моста через Днепр. Его металлические фермы были погружены в воду, стоял запах гари, а кое-где еще просачивались струйки дыма… В тот же день на территорию «Музейного городка» через Святые ворота въехала колонна немецких мотоциклистов. Остановившись возле собора, они развернули рацию и о чем-то долго докладывали начальству. Над Лаврой затрепетал нацистский флаг. Новые «хозяева» взобрались на колокольню и зазвонили в колокола. На Соборной площади состоялся короткий митинг в присутствии местных жителей и оставшихся работников музея.
О минах людям сказали немцы
Видимо, гитлеровцы сразу обнаружили, что Успенский собор заминирован, так как в первые дни нашли и обезвредили несколько взрывных устройств, что дало повод тщательно обследовать лаврские строения и дворы. И первую весть о страшной угрозе жители городка услышали именно от оккупантов. «Шнель! Мины! Партизанен!» Такими выкриками в середине октября началось «великое переселение» обитателей цитадели с насиженных мест. Вооруженные солдаты недвусмысленно показывали автоматы, а это означало, что обратного пути уже не будет. В трехдневный срок корпуса и кельи Верхней лавры были освобождены от гражданского населения, но еще на протяжении двух недель охрана пропускала на территорию работников музея.

Рвануло на площадке
Первое «ЧП местного масштаба» произошло на «Виде». Так лаврские жители называли смотровую площадку, прилегающую вместе с аркбутанами к старинной типографии, с которой открывался изумительный заднепровский пейзаж. Им во все времена любовались выдающиеся деятели мировой и отечественной культуры. «Кто, посещая Киево-Печерскую лавру, не отдыхал на типографском крыльце, про того можно сказать, что был в Клеве и не видел киевской колокольни», — писал Тарас Шевченко.
Эту местную традицию в октябре 1941 года решила поддержать и большая группа высокопоставленных немецких офицеров. Но только они подошли к месту осмотра, как раздался страшный взрыв. Опорная стена завалилась. Работник «Музейного городка» Андрей Гуржий позднее вспоминал: «Мать мне рассказывала, что ходила смотреть на взорванную смотровую площадку. Видела обрывки генеральских мундиров и погоны на деревьях… Взрыв произошел в тот момент, когда фашисты любовались видом Киева…»
Уже более 60-ти лет идет ожесточенная дискуссия: кто же подорвал собор? Ищут обличающие документы. И, конечно, не находят. (Какой преступник будет держать при себе вещественные доказательства, которые его компрометируют?) Начинается «перетягивание каната» между советской и немецкой версиями. Загадка века… Тайна последней войны… Секреты спецслужб…

Взорвали немцы?
В пользу советской версии, гласящей, что собор взорвали именно немцы, говорит несколько фактов. Самый главный — взрыв зафиксировала официальная немецкая фотохроника. А это значит, что о предстоящем уничтожении памятника немцы знали. Даже в газетах предупредили, чтобы жители соседних домов укрепили оконные стекла и приняли другие меры предосторожности. Однако историки удивляются тому, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал гауляйтер Украины.

Взорвали красные?
Впрочем, в то, что взорвали собор именно оккупанты, верят далеко не все. В общем-то, немцы относились к православной церкви толерантно. Войдя в город, они открыли все церкви и монастыри, закрытые при советской власти. Очевидцы рассказывали, что по городу даже разбрасывали листовки о планируемой торжественной службе в стенах главного собора Киево-Печерской лавры.
А вот в пользу версии, что взорвали храм именно партизаны, говорят следующие факты. Немцы сразу после занятия Киева заявили, что, наряду с прочими объектами, советскими властями был заминирован и Успенский собор. Правда, его тогда не успели взорвать, но затем партизаны решили наверстать упущенное.
Возможно, было и так: заминировали собор партизаны, немцы об этом узнали и решили обезвредить заряд, но не смогли. Тогда решили собор взорвать, попытавшись затем свалить вину на советских подпольщиков.
Была еще и версия о том, что немцы, взорвав собор, пытались замести следы разграбления. Советская печать так писала о взрыве: «Фашистские вандалы заблаговременно заминировали Успенский собор и другие корпуса, ожидая удобного момента для взрыва. 3 ноября 1941 года Лавру посетил предатель словацкого народа Тисо. Это послужило подходящим моментом для провокации. Как только Тисо покинул территорию Лавры, раздались взрывы. Оккупанты пытались приписать эти злодеяния советским патриотам, которые якобы покушались на Тисо. Но даже такой матерый бандит, как подсудимый Шеер, вынужден был признать, что это — дело рук немецко-фашистских захватчиков”. В любом случае к данным как немецкой стороны, так и советской следует относиться осторожно — и то, и другое может быть банальной пропагандой с целью очернить противника.

Восстановили за два года
Восстановление собора началось в августе 1998 года, а закончилось в 2000 году. Правда, была завершена только часть работ. Иконостас и отделочные работы продолжались в соборе несколько лет. Как заверяли современные строители храма, по правилам Успенский должен был простоять без украшений несколько лет. Кстати, от закладки фундамента восстановление Успенского собора снималось на видео: как готовили фундамент, возводили стены, поднимали купола… Так что потомки наши смогут увидеть не только все величие храма, но и историю его возрождения.

Газета «Сегодня»