Андрей Коваль. Подмосковные вечера православной журналистики
Второй международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово»
Подмосковные вечера православной журналистики
Андрей Коваль
По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II представители православных СМИ из Украины, Беларуси, Латвии, Германии и самых отдаленных уголков России собрались в Подмосковье, чтобы обсудить проблемы, связанные с участием Православной Церкви в медиапространстве наших стран. Четыре дня на секциях и круглых столах журналисты обменивались опытом, высказывались по различным вопросам, волнующим современное общество, предлагали свои идеи и способы реализации творческих проектов. Первый день работы международного фестиваля православных СМИ открылся молебном, который совершили митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. На первом пленарном заседании выступили управляющий делами РПЦ митрополит Климент, председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев, член Общественной палаты РФ, вице-президент МедиаСоюза Елена Зелинская, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, руководитель Издательского отдела Киевской Митрополии архимандрит Иларий (Шишковский), ответственный за работу со СМИ Белорусского Экзархата архимандрит Алексий (Шинкевич).
В своем выступлении митрополит Климент отметил: «Если мы обратимся к прошлому, когда не было интернета, телевидения и радиовещания, когда роль СМИ выполняло эпистолярное наследие старших поколений, то мы увидим, что духовный облик человека XIX-XX веков определялся выдающимися творениями отечественной литературы от древних летописей до высокохудожественных произведений XIX века, несущих в себе высокий нравственный потенциал. Читатель того времени воспитывался православными писателями. Внутренний мир наших современников, особенно молодежи, в большинстве случаев формируется рекламными и развлекательными передачами. Многие люди перестают читать, увлекаясь легкой, не побуждающей к размышлению информацией, теряя вместе с тем чувство реальности окружающего их мира. Как следствие этого происходит девальвация слова, когда язык из средства выражения мысли и орудия мышления становится в лучшем случае одним из многих средств коммуникации, а в худшем – просто декоративным элементом бытия наших современников. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны противопоставить пороку добро, показав, что оно несет в себе мир и радость, и призвать людей быть его носителями. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике, способной сказать о высших идеалах и назначениях человека. Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ, но и искать пути к созданию собственных информационных каналов, способных свободно вести созидательную и врачующую церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было внешних условий. И потому более активное присутствие Церкви в информационном пространстве будет служить благу общества. Требование времени — создание целостного информационного пространства Православной Церкви. В настоящее время вырабатывается общецерковное понимание информационного служения. В связи с этим необходимо учитывать широкое использование новых технологий — цифровое телевидение, радио и интернет. Часто задают вопрос, каким образом Церковь может привлечь талантливых людей для журналистской деятельности во благо Православия? Скажу следующее, православная среда это не какое-то гетто, и православный журналист — это не закомплексованный человек. В нем профессионализм и церковность должны сочетаться органично, и его поле деятельности каждый человек, который берет в руки газету, слушает или смотрит передачу. У нас есть примеры плодотворной работы профессионалов в церковных СМИ, и работают они успешно. В Екатеринбурге, например, епархия приняла под свое руководство один из региональных телеканалов «Союз», и всем сотрудникам, которые пожелают работать на церковном телевидении, было предложено остаться. Остались почти все. Основы православной журналистики должны присутствовать в семинарских программах. Каждый семинарист, готовясь к пастырскому служению, должен быть знаком с теми правилами журналистики, которые приняты в нашем обществе. Ведь в своем пастырском и общецерковном служении им приходится обращаться к людям посредством прессы, телевидения и радиовещания.
Вместе с тем, чтобы привлекать людей, особенно молодежь, ко Христу необходимы осведомленность в жизни современного общества, знание того, чем живет и как мыслит современный человек, ибо его ментальность сильно отличается от образа мысли человека предыдущих столетий. Но, понимая мировосприятие и душевные движения современников, журналист должен стараться очистить свой внутренний мир от окружающего греха. Только имея веру и стремление жить по вере, он сможет донести истину о Христе до самых разных людей в доступной их пониманию форме».
Вице-президент Медиа-Союза Елена Зелинская выразила согласие со словами владыки Климента, подчеркнув при этом, что главной проблемой светской журналистики является отсутствие чувства сопричастности и сопереживания. «Отсутствие регуляторов в светских СМИ привело к размыванию понятий добра и зла в нашем обществе, – отметила журналистка. – Необходимо отличать творчество от зарабатывания денег, а сегодня, к сожалению, СМИ превратились в хозяйственный объект. Вместе с этим хотелось бы отметить, что есть и положительные тенденции в современной журналистике, поэтому не стоит сгущать краски. Я уверена, что у наших коллег, как светских, так и церковных, есть хорошие перспективы для творческого роста».
Председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев отметил процессы коммерциализации нынешней журналистики: «Мне уже не раз приходилось говорить о том, что СМИ сегодня превратились в крупный бизнес. И именно бизнес-подход определяет те основные правила, по которым играют все национальные СМИ. Взаимодействие с читателем, слушателем или зрителем строится как акт «купли-продажи». Телевидение продает зрителю содержание, формируя новую «экономику впечатлений», где каждое последующее впечатление должно быть сильнее предыдущего. Очевидно, что при этом практически полностью игнорируются не только духовные потребности человека, но и те реальные ценности, которые он исповедует. Если в прежние годы только Церковь предостерегала от той угрозы, которую несут СМИ, забывшие о своей ответственности перед обществом, то в последнее время серьезную озабоченность проявляют общественные организации, ряд государственных и политических деятелей.
Мы прекрасно понимаем, что изменить ситуацию трудно. Но это необходимо сделать. Мы рады, что среди организаторов, участников и гостей фестиваля есть и авторитетные представители журналистского сообщества, и руководители государственных учреждений. Очень надеюсь, что в дни работы фестиваля «Вера и слово» будут предложены конкретные и реальные меры по изменению существующего положения дел. Если же для кого-то наш призыв может быть безразличен, давайте сделаем это не ради нас самих, а ради наших детей!»
Руководитель Издательского отдела Киевской Митрополии архимандрит Иларий (Шишковский) в своем выступлении раскрыл специфику православной журналистики в Украине: «Украинской Православной Церкви пришлось в тяжелых условиях возрождать церковную жизнь в Украине после семидесяти лет атеистических гонений. Нам приходилось самим многому учиться и с нуля начинать издательское дело, журналистскую работу. На сегодняшний день многое уже достигнуто. Издательский отдел УПЦ выходит на высокие рубежи, налажена работа пресс-службы УПЦ и ее епархиальных подотделов. Перед нами стоят проблемы, о которых уже говорилось – взаимодействие со светскими СМИ, проблема подачи материала и т.д. Но я хотел бы акцентировать внимание на наших специфических проблемах. До сих пор Украина находится в состоянии церковного раскола, учиненного гражданином Денисенко. Борьба с расколом, отстаивание канонического православия накладывает определенный отпечаток на деятельность церковных СМИ в Украине. Однако проблема раскола является актуальной не только для жителей Украины. Это проблема всего православного мира, и мы должны сообща искать способы исцеления церковного организма. Кроме того, продолжается экспансия католицизма на Украину. Недавно кафедра львовских униатских митрополитов была перенесена в Киев, оживилась деятельность униатов в высших учебных заведениях. При этом подавляющее большинство светских журналистов не разбираются в церковных вопросах, не владеют элементарной терминологией, следовательно, не способны адекватно реагировать на происходящие события в жизни Церкви. Это накладывает особую ответственность на православных журналистов Украины, ведь от их профессионализма зависит, будет ли озвучено в обществе истинное положение вещей».
Второе пленарное заседание первого дня работы фестиваля прошло в Саввино-Сторожевском монастыре. Святая обитель с более чем 600-летней историей своего существования является главной святыней Звенигородской земли. В храме Рождества Пресвятой Богородицы по случаю прибытия в него участников форума был отслужен молебен, после которого все присутствующие приложились к мощам преподобного Саввы – основателя монастыря. В актовом зале обители прошло заседание, на котором выступили и.о. наместника Саввино-Сторожевского монастыря игумен Савва (Фатеев), пресс-секретарь управляющего Нижегородской епархией протоиерей Игорь Пчелинцев, профессор МДА Алексей Осипов. Наместник обители поблагодарил представителей православной прессы за посещение монастыря и пригласил всех на торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы, которое будет отмечаться в 2007 году. Протоиерей Игорь Пчелинцев остановился на том, что главной проблемой современной православной журналистики является нехватка профессиональных кадров и слабое финансирование православных медиапроектов. «Проблема самоокупаемости церковных СМИ переводит миссионерскую задачу в область коммерческого спроса, – сказал он .– Однако мы должны помнить, что православная пресса не должна быть коммерческой в смысле продаваемости. Главное, чтобы качество продукта соответствовало высокому уровню современных технологий. Только при таком условии церковные издания будут конкурентоспособными».
Оживленный интерес вызвал доклад профессора Московской духовной академии Алексей Ильича Осипова о богословских аспектах церковной миссии в современном мире. После доклада он ответил на вопросы присутствующих.
Следующие два дня фестиваля были посвящены проведению секций и круглых столов. Были затронуты такие актуальные темы, как задачи церковной журналистики, влияние СМИ на формирование мировоззрения молодежи, православие в интернете, манипулирование общественным сознанием в СМИ и др. Руководитель Пресс-службы УПЦ Василий Анисимов выступил на секции главных редакторов православных СМИ, посвященной задачам церковной журналистики. Он отметил основные тенденции развития православных масс-медиа в условиях современного секулярного общества, рассказал об особенностях украинской церковной журналистики, существующей в условиях церковного раскола и униатского прозелитизма. «Наша задача – сделать православные СМИ профессиональными, – отметил В. Анисимов. – Мы должны адекватно реагировать на все вызовы современного мира, а для этого нужно привлечь к работе в церковной журналистике компетентных людей, которые хорошо знают журналистскую кухню».
Священник Александр Ильяшенко, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир», руководитель сектора Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями выступил на круглом столе «Задачи церковной журналистики» с докладом «Православная журналистика: пути выхода из информационного гетто». Священнослужитель считает, что православные журналисты не должны замыкаться в своей среде, а должны быть открытыми миру и понимать механизмы функционирования информационных технологий, чтобы не позволить собой манипулировать. Игумен Петр Мещеринов, руководитель школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, также выступил на круглом столе «Задачи церковной журналистики». Он обратил внимание на принципиальную разницу между светской и православной культурой: православная культура основана на слове, передается через слово, тогда как светская культура сегодня в основном клиповая. Игумен Петр Мещеринов считает, что «освоив язык светской культуры, Церковь может использовать его в своей миссионерской работе». Далее он обозначил некоторые проблемы, которые возникают в церковной среде: «Зачастую сегодня евангельская нравственность нивелируется, церковность подменяется национализмом, Церковь и Христос – державничеством. Церковь, конечно, несет функции национального самосознания, но для нее национальное сознание не главное. Необходимо пастырски, с амвона, через СМИ и в личных беседах объяснять, что Церковь имеет вселенскую сущность». Отец Петр также отметил, что очень многие воцерковленные люди не руководствуются постановлениями Церкви в своей жизни, официальная позиция Церкви, выражаемая священноначалием, игнорируется. По его мнению, православная журналистика должна участвовать в формировании правильного церковного мировоззрения, быть честной и основываться на евангельской нравственности, а не на мифотворчестве.
Перспективы использования современного брэндинга в области миссионерской деятельности и оформлении православных СМИ обсудили на проектном семинаре «Современная визуальная культура и возможности ее миссионерского использования». Проектный семинар открылся докладом священника Андрея Лобашинского и был посвящен общим тенденциям в современном процессе визуализации православной культуры. Церковь не живет обособленно – во все исторические периоды на нее оказывает влияние секулярное культурное поле. С одной стороны, можно отметить негативные аспекты этого влияния. Прежде всего, это процесс утраты сакраментального значения иконы, ее превращение в культурный артефакт, безразличный к его применению: распространение образа, к сожалению, не послужило освящению мира, а привело к профанации самого образа. Но с другой стороны, необходимо моделировать визуализацию православной культуры по законам современного медиа мира. Павел Бусалаев, сотрудник научно-исследовательского центра «Церковь в информационном обществе», заметил, что для православного издания существует два источника образности – литургического искусства, которое «мы должны нести миру», и образный ряд, который продуцирует современное искусство. В рекламе также широко распространено использование библейской, церковной образности. В процессе «войны брэндов» компании стремятся захватить все более высокие области: от космической («Вместе мы заставляем мир двигаться» компания «МегаФон» и McCann Erickson) до надкосмической, то есть сакральной (питьевая вода «Благая весть», рекламная кампания IKEA «Прикрой наготу мужа своего» и т. д.). По мнению Павла Буслаева, этого не стоит бояться – такую ситуацию можно использовать в миссионерской деятельности. Отталкиваясь от неверной трактовки, представленной в брэнде, можно увлекательно рассказать, что такое на самом деле Благая Весть и кто «заставляет мир двигаться». Большинство православных изданий обращается к читателю все еще на языке 19 века. При попытке вписаться в новый контекст многие обращаются к литургическому искусству и снова попадают впросак.
Выход из такой ситуации, по мнению Павла Бусалаева, – разговор в притчах и использование рекламных образов. На церковную журналистику тяжелым грузом легла ноша благонамеренности, о сохранении которой «заботится» даже «Московский комсомолец». «Рыночный образ православия – главный враг Православия, – заметил Павел Бусалаев. – Но мы можем быть креативными и свободными».
Главный редактор журнала «Russia Profile», советник генерального директора РАМИ «РИА-Новости» Андрей Золотов отметил качественный рост православной прессы: «В последние несколько лет отмечается качественный рост журналистского мастерства в региональных православных изданиях, а также уход от шаблонов в освещении жизни Церкви». Среди отрадных тенденций в региональной православной печати Золотов отметил «серьезное желание говорить с читателем человеческим языком, а не «утилизированным» языком православной субкультуры».
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин выступил на заключительном заседании фестиваля православных СМИ «Вера и слово». «Нашу информационную силу стали уважать. В том, что в наших храмах теперь много молодежи и молодых семей, большая заслуга тех, кто свидетельствует о Христе через СМИ. Пространство СМИ – это пространство жизни нашего народа, ждущего мудрого пастырского слова», – отметил протоиерей Всеволод.
В последний день фестиваля в Экспоцентре Москвы состоялись общественные слушания «Народное единство. Преодоление политического противостояния XX века». В заседании, на котором председательствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, приняли участие представители старообрядчества, мусульманства, еврейских общин, общественные и политические деятели РФ.
Заключительный торжественный акт фестиваля состоялся в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратившись к участникам форума «Вера и слово», отметил: «Тот, кто, пребывая в ограде Матери Церкви, избирает поприщем своей жизни журналистику, берет на себя трудную задачу — свидетельствовать об истинах веры в эпоху тотального господства информационных технологий, которые слишком часто попирают основы христианских представлений о достоинстве человека. В редакциях печатных и электронных СМИ, стремясь достичь коммерческого успеха любой ценой, иногда забывают о том, что высокий профессионализм журналиста неразрывно связан с его моральной и гражданской ответственностью. Тяжкие последствия этой профессиональной болезни ощущает на себе все общество. Кроме того, в одном из выступлений на фестивале прозвучал тревожный факт: большое число светских журналистов не имеет специальной подготовки. Может быть, в этом причина? Нравственный нигилизм журналиста не только ранит душу каждого из тех, кто составляет его многочисленную аудиторию, но и отзывается моральным опустошением, социальными и духовными язвами. Православные люди, призванные к служению в сфере массовой информации, должны понимать, что мириться с таким положением вещей нельзя, а противостоять бездуховности — их первоочередной профессиональный долг. Но не менее ясно нужно осознавать и то, что исполнение этого долга требует новых творческих подходов, способных изменить сам характер освещения событий и подачи материала в современных СМИ. Понадобится большая и напряженная работа, и если не взяться за нее уже сегодня, то завтра исторические судьбы нашего народа могут оказаться под угрозой».
Затем состоялось награждение лауреатов международного фестиваля православной журналистики. На премию было выдвинуто 130 соискателей из 100 редакций печатных изданий, теле- и радиостудий, интернет-СМИ.
В жюри под председательством протоиерея Владимира Силовьева входили редакторы церковных и общественно-политических изданий, представители духовенства. В номинации «Призвание» (о миссионерской деятельности и социальном служении Православной Церкви) I место заняла редакция интернет-сайта «Милосердие.ру». В номинации «Образ любимой России» (о патриотизме и исторических судьбах Родины) I место заняла редакция газеты «Нижегородские епархиальные ведомости». В номинации «Лики Православия» (о замечательных людях Православной Церкви) I места удостоена студия «Лествица» (г. Днепропетровск). В номинации «Свет Православия» (о роли и месте Православия в современном обществе) I премию завоевал телеканал «Спас». В номинации «Радость нашей веры» I место занял творческий коллектив ИА «Дорога к храму» (г. Кемерово). В номинации «Дебют» награду получила телеведущая и актриса Оксана Федорова. В номинации «Признание» – Петр Толстой, ведущий программы «Воскресное время» на ОРТ. Помимо основных наград, жюри приняло решение учредить ряд специальных премий. Так, дополнительную награду в номинации «Призвание» получил авторский коллектив телепрограммы «Патронатная семья» (Смоленско-Калининградская епархия). За вклад в развитие православной журналистики были награждены главный редактор газеты «Православный Петербург» Александр Раков и ведущий программы «Москва: легенды и мифы» (ТВ-Столица) священник Валерий Степанов. Специальный приз жюри как лучший ведущий духовно-просветительской программы получил священник Димитрий Предеин (г. Одесса). За лучший фоторепортаж награды удостоен Алексей Чурилов (г. Красноярск).
В эмблеме фестиваля православных СМИ «Вера и слово» использовано древнее иконописное изображение святого пророка Божия Ионы. Как заявили организаторы фестиваля, это связано с тем, что Иона — яркий пример творческого, напряженного и порой весьма драматичного сотрудничества Бога и человека в деле проповеди Слова. Пророк призван возвещать Слово Божие людям, и в то же время он не пассивный и безвольный посредник-медиатор, а сознательный участник, пропускающий Слово через свои разум и сердце. Но Бог ждет не только этого. Точнее, Он готов не только к этому, — Он терпит немощь и сопротивление человека, чтобы Слово Божие всецело стало Словом Человеческим.
01.12.2006. ВІННИЦЯ. Відроджується спалена місяць тому зловмисниками церква