Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

.Профессор Татьяна Суходуб: «Духовное начало в человеке – это способ перевода убеждений и знаний в реальную плоскость, в поступки»

Шестые Международные Успенские чтения

Профессор Татьяна Суходуб: «Духовное начало в человеке – это способ перевода убеждений и знаний в реальную плоскость, в поступки».

– Татьяна Дмитриевна, Вы уже не первый год принимаете участие в конференциях, которые проводятся под патронатом Блаженнейшего Митрополита Владимира. Какие Вы видите перспективы развития научного диалога между светской творческой элитой и Церковью?
–Я очень рада, что этот диалог в Украине есть, он развивается. Сегодня можно назвать много различных конференций, в том числе международных, где светская научная элита и православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тесно сотрудничают на научной и творческой ниве. Это говорит о том, что в тех темах, проблемах, которые поднимаются на конференциях, существует обоюдная заинтересованность и это здорово! Особую благодарность я хотела бы выразить проректору КДА и С, председателю Киевского религиозно-философского общества отцу Николаю Макару, который никогда не отказывался от участия в наших конференциях. Отец Николай сердечный и добродушный человек, и мы ему благодарны за то, что он всегда с готовностью откликается на наши просьбы, приглашения. Его доклады всегда с интересом воспринимаются аудиторией.

– Расскажите о Ваших впечатлениях от Успенских чтений. В чем их актуальность?
– Редкая конференция создает такое международное общение. Очень важно, что светская научная общественность имеет возможность общаться с церковными представителями разных конфессий. Конференция – это возможность сравнить отдельные видения. Язык участников конференции был очень близок друг другу, я увидела возможность единения. Выявлены были настолько многочисленные аспекты различных вопросов, что это позволило расширить собственное понимание. Конференция – это обмен мыслями, опытом, возможность поделиться научными наработками, теми знаниями, которые несут в себе мудрость, увидеть людей, которые работают в том же направлении. В дискуссиях и обсуждениях рождаются выводы, которые могут как-то перестраивать нашу общую мысль. Но не те выводы, которые можно записать на листочек, утвердить и сделать руководством к действию. Я не верю в писаные универсалы, потому что любые идеи произрастают из души человеческой, из его сердца. А такие конференции делают нас другими, они заставляют нас видеть по-другому, расширяют видение этого мира.
Уже дважды на Успенских чтениях мы с Виктором Малаховым ведем секцию, посвященную проблеме города, идентичности и городской культуры. Любая культура – это, прежде всего, память. В наше время самое не укорененное право – это право памяти. Но всякая культура развивается по праву памяти. Поэтому не случайно я посвятила свой доклад Закржевскому – это одно из забытых имен киевского круга серебряного века. Восстановить традицию на уровне памяти ныне живущих поколений – одна из задач Успенских чтений. И она выполняет ее, потому что публикация материалов конференции расширяет круг посвященных в ее проблематику.

– В течении последних 70-ти лет атеистическая тоталитарная система пыталась отделить науку от церковной мысли. Происходят ли в современной Украине обратные процессы?
– Классическая русская философия, которая истоками своими связана со славянофилами, всегда несла в себе религиозно-мистическую линию мысли, философствования. Начиная от славянофилов и заканчивая отцом Сергием Булгаковым, Соловьевым – великие русские мыслители соединяли в себе философию и религиозный дух. Отделить одно от другого просто не представляется возможным. Славянофилы были одними из критиков западного варианта рациоцентрического мировоззрения, которое господствовало в то время в философии. В то же время, Киреевский, Хомяков и другие философы отталкивались от православного мировоззрения. Их идеи изначально несли религиозную сторону и оказали влияние на становление всей философской культуры серебряного века. Приведу маленький пример – «Философия имени» отца Сергия Булгакова. Большинство разделов этой книги несут сугубо философский срез проблемы языка, понимания что есть язык. Отец Сергий говорил, что это самая философская книга из всех ним написанных, но, тем не менее, завершается «Философия имени» теологическим разделом. Как может философ анализировать это произведение? Я сочла возможным для себя более коснуться собственно философии, но теологических вопросов сознательно не касалась, ибо считаю, что профессионально не компетентна касаться этой темы. Здесь проходит межа, которая должна быть различима. При этом я не могу оставаться вне этих идей. Здесь присутствует элемент сотрудничества. Между философией, религией и собственно философией проходит тонкая линия.

– Наверное, каждого философа, можно назвать человеком не от мира сего. В чем заключается специфика философского мировосприятия? Как она соотносится с религиозным чувством?
– В отличие от всех других способов человеческого отношения к миру, специфика философии заключается в том, что она имеет вечные вопросы, но не имеет вечных ответов. Функция философа в этом мире заключается в том, чтобы заставить людей задуматься над тем, каковы основания бытия, что такое мир, каково отношение человека и мира. Что касается таких глубоко личностных, интимных вопросов веры, надежды, любви, то они решаются сугубо индивидуально. Другое дело, что философия может расширить границы человеческого понимания, смыслообразующих категорий, что философия и делает. Вера, надежда и любовь – это три основания, которые составляют духовный мир любого человека. К моему глубокому убеждению не верующих людей нет. Другой вопрос – что является предметом человеческой веры? Вот здесь мы наталкиваемся действительно на разные позиции. В истории философии, человеческой культуры мы можем наблюдать многообразные варианты ответов на этот вопрос. На современном этапе заставить кого-либо верить не возможно. Вера выстраждывается.

– Тем не менее, философия, как и религия, затрагивает аспекты духовной жизни человека…
– Единственное, что делает философия – это позволяет знакомиться с историей человечества, традициями, с всевозможными ответами на интимные вопросы смысла жизни. Расширяя разнопредметный опыт, дает человеку возможность выбрать свои собственные убеждения.

– В определенном смысле философию можно назвать анатомией человеческого духа. Наблюдая многочисленные техногенные и экологические катастрофы, проявления национальной и религиозной вражды, можно заключить, что дух человека болен…
– Многочисленные проблемы современного мира не случайны, потому что в этих условиях человек как никогда имеет повод задуматься о том, в каком мире он живет и попытаться найти пути к диалогу. Многочисленные конфликты, которые сейчас можно наблюдать в нашем мире, касающиеся мировоззрений, этнических, религиозных различий, внутри гражданские, военные, говорят о том, что мир при всей своей глобальной целостности, напоминает расстроенное пианино. Причина в том, что отсутствует общая культура диалога, философия взаимопонимания. В русской философской традиции, начиная от славянофилов, серебряного века возникала проблема того, как одному человеку понимать другого. Владимир Соловьев много говорит о соборности, ведь соборность – это не унификация, соборность – это ситуация, когда я слышу голос другого, утверждая себя. Это как в хоровом пении, чтобы петь правильно, синхронно, обязательно нужно слышать голос другого человека. Это единство, которое предполагает внимание к единичному, к тому, что от меня отличимо, не похоже на меня. Мне думается, будущее человечества в том, что эта культура диалога должна к нам прийти. Разноликому человечеству нужно искать то, что его объединяет, точки соприкосновения культур и традиций. То, что нас разъединяет сегодня, может объединить в будущем, потому что для нас станет важным начало другого человека. К сожалению, в современном мире имеет место религиозный и политический фанатизм, сильно баррикадное сознание, действующее по принципу исключенного третьего: «кто не с нами, тот против нас». Мы не должны забывать про философию третьей правды. Это ситуация, когда мы, находясь в разных мирах, пытаемся осознать наш общий мир и искать эту третью правду. В данном случае этой третьей правдой может быть названа культура диалога, внимание к другому.

– Философия уносит человека в пространство внеземных категорий. Однако современный человек нуждается в реальном решении многих назревших вопросов, касающихся духа, творчества, мировоззрения…
– Мудрость – это истина, нацеленная на нравственность человека. Это нравственно выверенная истина. Если научное знание раскрывает положение человека среди вещей, то философия интересуется положением человека среди людей. Здесь появляются ценностные духовно-практические отношения, которые не возможно осуществить без понятий прекрасного, доброго, героического. Это ценностное измерение несет смысложизненное начало. Что такое ценность? Это то, что значимо настолько для меня, без чего меня, как человека просто не существует.
Говоря о том, как мудрость совмещает плоскость знаний и плоскость деяний, я бы ответила так, что нельзя абсолютно утвердить идею добра, нельзя доказать, что мир справедлив, человек честен кроме как через образ жизни. То, насколько я добр, говорит не то, как красиво я умею говорить, а то, как я действую в этом мире. То, насколько крепка и сильна моя вера, мои убеждения говорит не то, как я рассуждаю об этом, а то, как я живу. Духовное начало в человеке – это способ перевода убеждений и знаний в реальную плоскость, в поступки.

– Закржевский, которому Вы посвятили свой доклад, много внимания уделял поэзии…
– Философию и поэзию роднит очень много. Они касаются интимного смысложизненного вопроса «кто есть человек?» Проблемы, над которыми работает философия и поэзия одни и те же, но только решают поэты и философы эти проблемы по-разному. Как пример могу привести выражение Альберта Камю: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» Это, по сути, главный вопрос философии. А вот как на этот вопрос отвечает поэт: «Значит в жизнь, значит в повесть о том, как нечаян конец» (Пастернак). Одна фраза и трактаты уже не нужны. Китайский поэт, мыслитель Чуандзы, которого называли китайским Сократом, пишет такую образно-поэтическую строчку: «Жизнь человека похожа на прыжок белого коня через расщелину. Мгновение и она пролетела». Поэзия и философия сливаются воедино и постигают все. Не случайно многие философы писали стихи. Соловьев особо мистические философские произведения писал только в стихах, он объяснял это тем, что невозможно это выразить текстом. Для этого у него существовала поэзия. Философия и поэзия это две сестры, которые существуют вместе в одном пространстве. Я недавно нашла редкую фотографию – Марина Цветаева в гостях у Бердяева. Она посещала философские вечера у Бердяевых. Поэзия раздвигает рамки бытийного восприятия. Вот, к примеру, строчка из стихотворения Пастернака: «Улицы угл был смугл и на небо глядел исподлобья». Как такое можно увидеть в совершенно обыденных вещах?! Благодаря поэту мы можем увидеть то, чего увидеть никак не могли бы. Поэзия это особое измерение жизни. Если оно входит в человеческое бытие, то человек видит другой мир. Тот мир, который существует на ряду с нашим.

Беседовал Андрей Коваль