Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Андрей Коваль. Человек на переломе эпох и цивилизаций

Человек и культура

Шестые Международные Успенские чтения
«Человеческая целостность и встреча культур»

Человек на переломе эпох и цивилизаций

Андрей Коваль

Вот уже шестой раз в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре собираются богословы, философы, религиозные мыслители Европы, России, Беларуси, Ближнего Востока. Успенские чтения – это не просто добрая традиция. Один из крупнейших международных богословских форумов стал своего рода «витриной» научной жизни Вселенского Православия. Знаковым можно назвать то, что именно в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре начинается и завершается четырехдневная работа конференции. Изначально Лавра являлась центром книжности и просвещения Киевской Руси, и сегодня великая православная святыня не утратила своего значения как научный и богословский центр, поэтому святые лаврские холмы на несколько дней становятся местом, где пересекаются пути современного православного богословия.
Четыре дня Успенских чтений – это не только презентации новых книг и научных работ, попытка осмысления исторических явлений и комментарии к современным событиям, но и возможность личного, живого общения с выдающимися богословами, всемирно известными учеными. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже архимандрит Иов (Геча), священник Владимир Зелинский являются постоянными гостями чтений. Важным событием нынешнего года можно назвать приезд в Киев богослова с мировым именем митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра). Накануне Успенских чтений прошла презентация его книги «Призыв Духа», а доклад, прочитанный им в первый день конференции, вызвал оживленную дискуссию.
Открылись VІ Международные Успенские чтения в Синодальном зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры приветственным словом Предстоятеля Украинской Православной Церкви, которое огласил управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. В своем обращении Блаженнейший Митрополит, в частности, отметил: «В современном мире мы являемся свидетелями двух тенденций. С одной стороны, это процесс объединения разных государств, обществ и культур, с другой – крайне негативный процесс противостояния разных народов, религий и культур, последствием которого являются войны, теракты, отсутствие простого взаимоуважения, не говоря уже о любви. Эти две тенденции взаимоисключающи, и поэтому современный мир стоит перед опасностью самоуничтожения. Для того чтобы сохранить этот мир, человечество и все творение, необходимы единство, целостность, способность видеть в другом человеке, кем бы он ни был, образ и подобие Божие».
Международный богословский форум аккумулировал важный процесс богословского диалога культур, поднял насущный вопрос места и роли человека в условиях нарастающих кризисов – культурных, национальных, демографических, религиозных. Архимандрит Иов (Геча), профессор, декан Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж), в интервью Пресс-службе УПЦ сказал: «В XXI веке мир становится совершенно маленьким в условиях современных коммуникации, транспорта, глобализации, кроме того, существуют конфронтации разных народов, культур, религий, тем более в условиях высокой опасности терроризма во многих государствах. Поэтому тема конференции «Человеческая целостность и встреча культур» является очень актуальной.
На Успенские чтения собрались люди из разных стран, религиозные деятели разных конфессий, представители интеллигенции, а также верующие миряне. Они ждали этого диалога – и это очень важная черта конференции. Однако на завершающем круглом столе некоторые выступающие подчеркнули, что было много докладов, но мало дискуссий.
В наше время каждый человек должен знать сначала себя, а потом быть открытым, чтобы узнать других. Когда человек не уверен в себе и плохо знает других, тогда появляется фундаментализм, который мы наблюдаем во всех религиях, особенно в исламе, иудаизме и некоторых христианских. Они не знают себя, потому боятся других, становятся агрессивными по отношению к другим. Выходит, чтобы состоялся диалог, необходимо знать себя и в то же время быть открытым и слышать других. Необходимо всегда иметь толерантность, любовь и снисходительность. Примером диалога может служить то, что древние отцы Церкви, такие как Иустин мученик, преподобный Иоанн Дамаскин, византийский император Эммануил II и многие другие, разговаривали с нехристианами, т.е. в современном понимании – это был диалог с атеистами, неверующими. Но, не теряя толерантности к иноверующим или неверующим, мы должны точно знать, во что веруем и как необходимо веровать, поскольку наши убеждения это не просто наше мнение, а наши догматы и Божественное откровение.
Нельзя так противопоставлять Восток и Запад. Европа страдает от секуляризации, зато она не знала тоталитарного режима.
Церковь – живой организм, который живет в мире и вместе с ним, потому должна присутствовать везде. Она должна активно участвовать во всех сферах общества, стать душой, или так называемыми дрожжами, мира. В наше время Церковь должна миссионерствовать всеми возможными способами. Ей недостаточно проповедовать только в храмах, она должна быть в местах обучения, больницах, в армии, в СМИ. Таким образом, мы можем донести миру благую весть о спасении человечества.
Успенские чтения связывают Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, Киевскую духовную академию и семинарию, научные академии, университеты и другие учебные заведения. Это помогает Церкви участвовать в жизни общества».
Люди платят слишком дорогую цену за неспособность слышать и понимать друг друга, за неумение вести диалог. Любовь – это дар Божий, это особая харизма, которая недоступна для ограниченного, враждебного и фанатичного сознания. Но любой индивидуум хранит в себе начатки Божества, носит образ и подобие Творца. Войны, вражда, бесконечный поток слез и крови человеческой свидетельствуют о вселенском искажении божественного замысла о единстве твари. Митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр), представляющий на конференции в Киеве древнюю многострадальную Антиохийскую землю, воочию увидел все ужасы войны. «Наша христианская община находится в религиозном меньшинстве в мусульманском Ливане, – сказал владыка Пресс-службе УПЦ, – мне, как никому другому, известно, что такое вражда и противостояния и каковы их реальные плоды. На нынешней конференции я высказал мысль, что Церковь и политика – две несовместимые вещи, два взаимоисключающих понятия. Церковь Христова должна нести свою вневременную миссию, невзирая ни на что, и каждый православный должен осознавать, что существенным фактором процветания Церкви являются не временные ценности, не сильные мира сего, не политическая или финансовая основа, а единство во Христе. С нами Его вечное обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Также важным аспектом церковной миссии является диалог с миром, поиск путей взаимопонимания и взаимосуществования с различными культурами. В процессе недавней войны христиане Ливана активно помогали всем пострадавшим в результате боевых действий без различий этнической или религиозной принадлежности страждущего. В этом я вижу адекватное проявление христианства, его идей, его сущности».
Идеи мира всегда звучали с высоких трибун, являлись предметом пафосных рассуждений. Поднимая эту тему, VІ Международные Успенские чтения рисковали приобрести элемент демагогии, характер возвышенных, но не действенных рассуждений. Однако соединение церковного и светского научного сознания, широкая география форума, его межконфессиональный характер создали необходимые условия для консолидации различных мировоззренческих и философских теорий, осмысления богословских подходов к решению тех или иных вопросов. Круглый стол, за которым собрались представители научной и церковной элиты, представители различных конфессий, богословских школ, явил живой пример диалога культур и его пользу в поисках целостности как отдельного индивидуума, так и общечеловеческого сознания в целом.