09.11.2006. КИЕВ. Какая судьба ожидает Софию Киевскую?
Вот уже более двух лет православные киевляне являются свидетелями реставрационных работ на территории Софийского храмового комплекса, охватывающих церковные постройки 18-19 веков, в ходе которых некоторые старинные здания попросту заменяются стилизованными под старину новоделами. Уже сам масштаб начатого около двух лет назад «евроремонта» и невиданная скорость, с которой осуществлялись работы, свидетельствовал о коренном изменении функционального назначения старинных церковных построек.
Проведение реставрационных работ сопровождалось громкими заявлениями со стороны претендующих на главный храм Киевской Руси греко-католиков и раскольников. Осенью прошлого года лидер украинских униатов кардинал Любомир Гузар заявил о том, что желает разместить собственную «патриаршу рэзыдэнцию» в одном из относящихся к комплексу Софийского собора зданий.
Еще дальше пошли представители раскольнического «киевского патриархата», якобы сумевшие зарегистрировать свою «религиозную общину» при музейной церкви Рождества Христова, находящейся на территории комплекса.
Впрочем, уже весной 2006 года стало известно, что относящиеся к Софийскому собору сооружения украинские чиновники, в духе безбожных властей 30-х годов прошлого века, намерены использовать исключительно в собственных нуждах, разместив в церковных помещениях ряд государственных и иных учреждений. Так, 23 октября на территории национального заповедника София Киевская был торжественно презентован первый этап «реставрации» Дома киевских митрополитов, ныне перепрофилированного под официальную резиденцию президента Украины Виктора Ющенко для проведения представительских мероприятий.
Идею приспособления православной святыни для подобного рода мероприятий, которая, по словам гендиректора Национального заповедника «София Киевская» Нели Куковальской, принадлежит лично президенту Виктору Ющенко, сложно признать удачной.
Из истории известно, что вышеупомянутый митрополичий дом с церковью Воскресения Христова был возведен в первой половине 18 века, когда благодаря ассигнованиям русской императорской власти на прилегающей к Софийскому собору территории стало возможным каменное строительство. На протяжении более чем двухсот лет здесь проживали киевские первосвятители, из которых Филарет (Амфитеатров), Владимир (Богоявленский), Никодим (Кротков) — прославлены нашей Церковью в лике Святых. Бывавший в его стенах экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей. В домовой церкви Митрополичьего дома, позже освященной в честь Священномученика Макария Киевского, мощи которого почивали в Софийском соборе, совершались постоянные богослужения.
В настоящее время основные усилия «реставраторов» Дома сосредоточены на создании в его стенах нескольких фешенебельных залов для дипломатических приемов, «комнат, где будут разливать напитки и готовить к подаче разные закуски», а также современного санузла. Таким образом, православная святыня, связанная с именами благочестивых киевских митрополитов, как правило, весьма скромных в быту, должна стать своеобразным местом развлечения для должностных лиц Украины и дружественных последней стран. Необходимо отметить, что значительная часть данных реставрационных работ финансируется благотворительным фондом «Развитие Украины», в рамках программы «Культурное наследие». У людей, знакомых с историей Киева, этот факт не может не ассоциироваться с действиями киевского отделения Союза воинствующих безбожников, непосредственно перед закрытием Софийского собора в 1933 г. выбросивших громкий лозунг о немедленной «переделке культовых сооружений в культурные учреждения». И думается, неспроста во главе Попечительского совета «Софии Киевской» находится никто иной, как известный своими антиправославными выпадами бывший вице-премьер Николай Жулинский.
Отказывая православным верующим в праве молиться в древнем Софийском соборе, представители государственных структур всегда говорят о «высоких стандартах охраны этого памятника истории и культуры», соблюдение коих будто бы несовместимы с проведением в его стенах богослужений. В то же время для нас же не подлежит сомнению, что правопреемницей церковных объектов, возведенных в период Российской Империи может быть только Украинская Православная Церковь. Так почему же, в соответствии с указом президента Украины о реституции церковной собственности, не возвратить ей те храмы Софийского комплекса, которые подобно церкви при митрополичьем доме возведены в 18-19 вв., а сегодня, видимо как не представляющие значительной культурно-исторической ценности, повергаются столь необычной «реставрации»?
Андрей Широков, Православное братство Александра Невского, Киев
09.11.2006. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Похищенный колокол возвращен сельскому храму