Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

01.11.2006. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Свято-Николаевский храм со столетней историей все еще не возвращен Украинской Православной Церкви

27 апреля 1987 года в бывшем храме по случаю открытия Дома органной и камерной музыки состоялся первый концерт. Для культурно-общественной жизни города это было знаменательное событие. Но в свете яркого торжества забыли спросить: а что же чувствовали в этот день верующие?
И вот уже 20 лет в храме не звучат молитвы…

Судьба Брянской церкви
Последним храмом, воздвигнутым до кровавых революционных событий 1917 года в Екатеринославе, был Свято-Николаевский храм, именуемым в народе Брянской церковью.
В 1913 году в Российской империи громко праздновалось 300-летие Дома Романовых – последней царской династии. Официальные круги губернской столицы приняли решение — возвести величественный храм в честь русского императора Николая II и всей царской династии. Будущий храм планировалось освятить в честь Небесного Покровителя самого царя – святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
С самого начала строительство храма было запланировано на территории Яковлевского сквера (в настоящее время на месте уничтоженного сквера построен Театр оперы и балета). Но по предложению дирекции Александровского Южно-Российского (Брянского) завода храм был заложен в быстрорастущей промышленной части города, на Первой Чечеловской улице (ныне – проспект Калинина) в так называемой Брянской колонии. Отсюда происходит и второе название храма — Брянский.
Авторами проекта нового храмового здания стали екатеринославский епархиальный архитектор Г.И.Туровец и петербургский архитектор-художник Е.И.Константинович. Возводился он на пожертвования, а не на казенные деньги. Средства вносили как владельцы завода, так и простые рабочие Брянского и Трубного заводов, добровольно отчисляя 0,5% зарплаты (это 50 копеек с каждых 100 заработанных рублей). Несмотря на тяготы Первой мировой войны (с Брянского завода в действующую армию тогда забрали 2 тысячи человек) строительство велось быстрыми темпами и завершилось всего за два года.
Это была народная церковь в самом буквальном смысле этого слова: ее строили по желанию простых людей, на их деньги; эти же простые люди стали ее прихожанами. Они не изменили ей даже в годы большевизма: палачи из ГПУ в 1928 году рапортовали, что церковь по-прежнему посещается рабочими, в основном — высококвалифицированными, и их семьями, причем по сравнению с годами «военного коммунизма» ее посещаемость значительно повысилась.
В начале 1915 году строительство было завершено, и Свято-Николаевский храм был торжественно освящен епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вышневским). Это событие стало эпохальным для Екатеринославского края, ведь Николаевская церковь стала одним из красивейших архитектурных сооружений города начала XX столетия.
Построенный в стиле неоклассицизма с использованием элементов барокко, пятикупольный собор в форме ротонды, до сих пор поражает своей архитектурной изысканностью горожан и гостей города. Выверенная пропорциональность и пластическая выразительность всех форм ее объемно-просторной композиции в соединении с умеренным декором придает храму некую картинность, и даже сказочность – пять куполов, колокольня с часами, портики с колоннами ионического ордена, заалтарная апсида с полуциркулярной открытой колоннадой.
Также было оригинальным и художественно-архитектурное оформление интерьера — стен, иконостаса с металлическим плетением и настенной росписи.
Но не долго Никольский храм служил по своему назначению – по решению большевистского Днепропетровского исполкома от 8 февраля 1929 года он был закрыт со стандартной в то время формулировкой: «… на основании проявленного желания широких масс трудящихся города». В здании расположили детскую техническую станцию, со второй половины 30-х годов XX века – металлургическую выставку завода имени Петровского, и, в конце концов, приспособили красивейшее здание под складское помещение. Естественно, подобное отношение принесло свои горькие плоды: храм начал постепенно разрушаться.
С 1941 по 1961 год храм снова принадлежал верующим, но потом постановлением Ленинского райисполкома был передан гороно «для использования его по назначению». То есть, в глазах хрущевских руководителей назначение храмовой постройки может быть каким угодно, кроме одного: быть домом молитвы. Радетели о «народном благе» закрыли церковь именно потому, что она была нужна народу. Затем руководители городской власти, которым культовое здание в пролетарском районе города, тем более, недалеко от дворца культуры им. Ильича, давно мозолила глаза, решили окончательно покончить с ним — снести с лица земли. Но, благодаря протесту работников культуры города, ставших на защиту архитектурной ценности, до реализации варварской акции дело так и не дошло.
В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и отдела культуры области здание Свято-Николаевского храма было внесено в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. 22 июня 1982 года облисполком принял решение о том, что после реставрации храмовое строение преобразовать в Дом органной и камерной музыки. К исполнению приступили немедленно. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О.Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986 года.
Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней – полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В.Данилова и С.Исаева, в центральной части построен подиум, к подвальному помещению пристроен дополнительный подземный блок для технических нужд и благоустроена территория вокруг храма. После окончания реставрации целый год монтировали двенадцатитонный двухмодульный концертный орган произведенного специалистами всемирно известной немецкой фирмы «Зауэр». 27 апреля 1987 года в бывшем храме по случаю открытия Дома органной и камерной музыки состоялся первый концерт.

Дом молитвы или храм искусств?
Итак, в Свято-Николаевском (Брянском) храме сегодня находится Дом органной и камерной музыки. В глазах множества светских людей это делает церковь своего рода «храмом искусства», неприкосновенным для христиан, у которых он раньше был отобран. Претензии Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви на храм очень легко представить как нападение «мракобесов» на культуру. Тут в ход идут, как правило, аргументы, к которым прибегают протестантские вольнодумцы: Бог вездесущ, молиться Ему можно везде, главное — искренность чувств, а не роскошный храм. В конце концов, если бы эти верующие были чуть-чуть поскромнее и попросились бы служить по воскресеньям свои службы — то им, может быть, что-нибудь и перепало бы… И вообще, зачем эта дискуссия, ведь музыка тоже приближает людей к Богу и засевает души жизнеутверждающими зернами!
Такова точка зрения не равнодушного большинства, а той части горожан, которая заинтересована в сохранении Дома органной и камерной музыки и самого органа, занесенного в каталог ЮНЕСКО и оценивающегося специалистами в 3,5 миллионов долларов. Это, как правило, образованные, культурные люди, живущие концертной жизнью областного центра. Это люди, как уже было сказано, либеральные и «широко мыслящие» — иными словами, они верят в принципиальную достижимость какого-то компромисса и считают, что вполне способны понять верующих, потому что «духовность» им тоже близка.
На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее – не ошибается ли наша культурная элита?
Вопреки распространенному мнению о презрительном отношении христиан к культуре и искусству, оказывается церковные люди тоже слушают Баха и Генделя, Моцарта и Вивальди, любят хорошие стихи, и признают, что музыка и поэзия могут возвысить душу человека и приблизить к Богу. Но они при этом также и знают, что могут и не возвысить, и не приблизить. Тот трепет, который испытывает светский человек, слушая хорошую музыку, знаком и христианам — но христиане никогда не примут его за духовное переживание. Они знают разницу между эстетическим наслаждением и молитвенным общением с Богом по одной простой причине: они молятся!
То, что испытывает христианин, входя в Божий храм, — совсем не то, что испытывает почитатель искусства, входя в концертный зал, музей или театр. Я заостряю на этом внимание, потому что немногие об этом знают. Мы не говорим, что чувства поклонника искусств плохи — мы сами, в конце концов, их испытываем; но они совершенно отличны от того, что называется словом «благоговение». Чтобы объяснить упорство верующих и их нежелание идти ни на какие компромиссы по отношению к храму, нужно рассказать о том, что, с точки зрения верующего, в этом храме происходит. А происходит там Евхаристия — Божественная литургия, Таинство, являющееся средоточием и смыслом существования Церкви и человека. Если вы войдете в православный храм не для того, чтобы полюбоваться архитектурой и послушать пение, а для того, чтобы увидеть службу, вы поймаете тот момент, когда священник, поднимая хлеб и вино, произносит «Твоя от Твоих Тебе приносяща от всех и за вся». Происходит истинное Боговоплощение, и люди испытывают благоговейный трепет. Почему? Потому что в этот самый момент в Святых Дарах происходит великая тайна — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, Которые через несколько минут верующие примут в Святом Причастии. Ни музыка, ни пение, ни храмовая архитектура не возвышают человека до Бога — напротив, Бог Сам нисходит к людям, нисходит на жертвенный алтарь.
Именно на том самом месте, где во время концертов в Доме органной и камерной музыки стоит конферансье, присутствовал Христос. И присутствует! Вот почему верующие не могут «взять и поделить» храм со «служителями муз»: это место освящено присутствием Господа. Он не может приходить по графику: пятница, суббота, воскресенье — Бог, понедельник, среда, четверг — конферансье. Церковь — Его дом, люди в нем — гости.

Остается только надежда…
«Ну что ж,– скажет антиклерикально настроенный читатель. — Раз вопрос стоит так, то пусть верующие подыщут для своего Бога другой дом. Если нужно решать — церковь или органный зал, пусть будет органный зал».
Но на самом деле вопрос стоит не так: «церковь или органный зал». Вопрос стоит так: сохраненный храм или груда строительного мусора.
Существует интересный документ под названием «Техническое заключение дома органной и камерной музыки по пр. Калинина, 66» за подписью главного инженера В. Т. Белик, датированное 1999 годом. Этот документ гласит, что в результате осмотра здания было установлено следующее:
«1. Снаружи здания имеются многочисленные трещины как в штукатурке, так и в несущих конструкциях. (…) Ступени и площадка входа со стороны ул. Маяковского имеют деформации, характер которых свидетельствует о значительной осадке здания.
2. На газоне вокруг здания имеются отдельные провалы грунта. Колодец теплотрассы на вводе на территорию заполнен наполовину водой.
3. Внутри здания во всех четырех арках, поддерживающих барабан главного купола в замке (верхней точке арки) имеются сквозные трещины с раскрытием до 5 мм, далее трещины переходят на ограждающие стены, проходя по стенным росписям».
И итог: «Без принятия срочных мер по определению причин деформаций Дома органной музыки и его ремонта может возникнуть аварийная ситуация».
Другой документ, который датирован уже 2003 годом, называется «Припис №2», выданный территориальным управлением Госнадзорохрантруда по Днепропетровской области. Согласно ему, «Днепропетровский дом органной и камерной музыки внесен в реестр аварийноопасных объектов Украины. (…) Вердикт государственного инспектора Н. К. Онищенко: «Эксплуатацию Днепропетровского дома органной и камерной музыки ЗАПРЕЩАЮ». Дата, подпись. В графе «Отметка об исполнении» — пусто. Аварийное здание продолжают эксплуатировать.
Брянская церковь находится под угрозой полнейшего разрушения. Из-за плохого дренажа, расположенных рядом трамвайных путей и милых с виду, но собирающих всю дождевую воду газонов начинает проседать грунт. Проложенное под здание метро увеличивает риск. Здание настойчиво требует капитального ремонта, а не регулярных подкрашиваний, и единственная организация, которая собирается провести этот ремонт, — Днепропетровская епархия Украинской Православной Церкви.
Можно заполнить еще три-четыре страницы ссылками на официальные документы и цитатами из них, апелляциями к Конституции, гарантирующей гражданам Украины право на религиозную жизнь, указам Президента (279/2002 от 21. 03. 1992 г.), которые требуют возвращения религиозным организациям культового имущества — это ничего не прибавит к одному простому факту: Брянская церковь, или, если хотите, Дом органной и камерной музыки, — рушится, и никто, кроме православных христиан, не собирается спасать это здание.
Чиновнички, конечно, могут поступить по принципу «Так не доставайся же ты никому» — и, оттягивая момент возвращения церкви, довести дело до полного разрушения. В таком случае, один из самых красивейших храмов Украины, построенных в начале XX века, не встретит своего столетнего юбилея торжественной Литургией.
Диакон Георгий Скубак