Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумен Тихон (Полянский), кандидат философских наук. Православный приход перед вызовами современного мира

Православный приход перед вызовами современного мира

Игумен Тихон (Полянский),
канд. филос. наук,
настоятель Троицкой церкви с.Захарово
Клинского благочиния Московской епархии

Предложенная мною тема лежит скорее в богословско-практической плоскости. Напомню, что выдающиеся богословы XX в., памяти которых посвящена наша конференция, были не только церковными учеными, но, прежде всего, «практиками» духовной жизни. Поэтому среди итогов наших религиозно-философских исканий должен быть и практический аспект. Далеко не на все обозреваемые вопросы современной церковной жизни есть однозначные ответы, и здесь мы имели возможность обсудить их в ходе конференции.
Церковь как Богочеловеческий организм, по слову Спасителя, неодолима (Мф. 16:18). Ее не одолеет не только мир, но даже врата адовы. Церковь – «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Эта экклезиологичсская аксиома в качестве своего следствия содержит тот факт, что проблема секуляризации имеет сугубо человеческое измерение, может касаться только внешних организационных структур Церкви, и конкретных чад церковных. Не может изменяться, подвергаясь мирскому влиянию, Церковь как мистическое Тело Христово (Кол. 1:24), но меняется человек в Церкви, степень его участия в ее таинственной жизни. Мы либо движемся к обожению и спасению, либо уходим на «путь язык» и удаляемся от Бога. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).
Бытие Церкви в материальном мире осуществляется в определенных формах, в которых немалая составляющая детерминирована культурным прошлым и настоящим человеческого общества. Свидетельство о Боге звучит в дольнем мире на вербальном и прочих символических языках конкретных культур. Поэтому вопрос о том, насколько адекватно Благовестие свидетельствуется и принимается на языках и в формах нашей эпохи, далеко не второстепенный.
Сердцевина христианской жизни – Евхаристическая жизнь Церкви –с первых веков христианства реализуется в собрании, в общей общине, институциализированной формой которой в давней традиции Русской и прочих Поместных Церквей является приход. И сегодня большинство православных участвуют в Таинствах Церкви именно в приходских храмах. В эпоху духовного возрождения современный приход не только выполняет свою главнейшую функцию литургического центра, но и возвращает себе качества хозяйственной, культурной, миссионерской структуры. Поэтому именно здесь сталкиваются противоречия сакрального и земного, и как в малой капле воды отражаются общие проблемы взаимоотношений Церкви и мира.
Господь устами Апостола Иоанна предостерегает нас от мирских соблазнов: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Как бы ни были многообразны вызывающие соблазны князя тьмы, направленные к современному приходу, по словам апостола, их итог будет один – утрата «любви Отчей». Эти различные искушения с их одинаковым исходом повторяют классическую схему трех искушений Спасителя Иисуса Христа: искушение материальным богатством, искушение властью, и искушение веры (см.: Лк. 4:1–13). Руководствуясь таким членением рассмотрим, те риски духовной и хозяйственной жизни, с которыми сталкиваются наши приходы и прихожане.
I. Искушения веры.
1. Маловерие, суеверие, обрядоверие и оккультизм. «Главная беда современной жизни – стремительная утрата людьми духовных ориентиров», – отметил в своем Обращении к участникам Ежегодного Епархиального собрания города Москвы Святейший Патриарх Алексий II1. Даже в среде «номинальных» прихожан до сих пор бытуют суеверия и прочие элементы язычества. Подобные взгляды на духовный мир укореняются в мировоззрении верующего благодаря особенностям религиозной психологии современного человека. Такие черты религиозности многих наших людей, как обрядоверие и магизм, являются серьезной проблемой современной церковной жизни2.
Здесь следует назвать встречающуюся среди прихожан как в деревне, так и в городе веру в приметы, колдовство и магию, сглаз и порчу, существенно расширенную и подпитываемую деятельностью современных «целителей» – экстрасенсов. В этом случае мы имеем дело с наслоением современного оголтелого оккультизма на присущую старому язычеству веру в знахарство. Несмотря на однозначную и резко отрицательную оценку обоих явлений со стороны Церкви, невзирая на ясные рекомендации, данные по этому поводу еще в Ветхом Завете (см.: Исх. 22:18; Втор. 18:10–13), даже среди частых посетителей православных храмов встречаются люди, прибегающие к помощи всевозможных чародеев. Нередко верующие обращаются к священнику с просьбой разрешить лечение у так называемой «бабки» или экстрасенса, врачующих якобы «от Бога» и имеющих на то церковное благословение. И хотя ни один трезвомыслящий пастырь никогда не даст благословения на такое целительство, эти колдуны обманывают своих пациентов, используют православную символику, зажигают свечи, читают молитвы и обставляют свои кабинеты иконами и храмовой утварью.
С целительством часто сосуществуют и другие, не менее опасные оккультные явления: это астрологические прогнозы, гороскопы, гадания, т.н. «диагностика кармы», ясновидение и тому подобные вещи. Сегодня немногие астрологи осмеливаются открыто говорить о враждебности своей доктрины церковному учению. Напротив, для большей авторитетности они стараются использовать в своих измышлениях православные святцы. Многие духовно некрепкие прихожане всерьез воспринимают тиражируемые в средствах массовой информации предсказания, и, только поделившись этими «открытиями» со священником, с удивлением узнают, что Церковь отрицает астрологию. Удручающую статистику приводит диакон Андрей Кураев3.
Также среди сельских прихожан весьма популярны так называемые «Лунные календари посевов», в которых рекомендуются сроки агрономических работ. Эти книжечки охотно приобретаются огородниками, не придающими значения астрологической и оккультной символике в календарных таблицах (при внешне современном и наукообразном характере календарей, типологически они роднятся с древним жанром так называемой «отреченной» книжности – «Лунниками»4). Большинству священников затруднительно квалифицированно судить о том, являются ли данные календари действительно научным агрономическим пособием, или же эти книги содержат астрологическую подоплеку. Здесь пастыри нуждаются в руководстве авторитетным решением Церкви, основанном на совместной оценке богословов и ученых-специалистов.
2. Религиозная неразборчивость и уступки мирской культуре.
Утрата духовных ориентиров, о которой говорил Святейший Патриарх, выражается не только в проблеме секуляризации и бездуховности общества, но и в религиозной неразборчивости, в убеждении, что любая религия правильна и приемлема. Человек сегодня, как и во времена равноапостольного князя Владимира, живет в условиях «выбора веры», но ситуация осложняется тем, что приходится делать личный выбор из большого числа религиозных течений. Зачастую в душах людей слишком опасно размываются границы между православным исповеданием веры и иными религиозными учениями.
Искушения в диалоге с современной культурой красноречиво проявляются на примере вопроса о рок-музыке, актуального для тех приходов, где имеется значительный процент молодежи. Ситуация стала еще более запутанной после признания себя православными со стороны известных музыкантов и последовавших вслед за этим выступлений и публикаций некоторых клириков с прямой личной поддержкой рок-культуры5. При некоторых приходах нашли поддержку молодежные инициативы по созданию любительских музыкальных коллективов, сочиняющих и исполняющих современную музыку. Понятна заинтересованность священников в привлечении интереса молодежи к христианству, но стремление расширить сферы проповеди до сцены рок-концертов и предоставление приходских помещений для исполнения рок-музыки вызывает серьезные вопросы и нарекания. Весьма категорично свою оценку выразил проф. МДА М. М. Дунаев, назвавший рок-культуру «искусственно созданной духовной отравой», а ее защитников – «совершающими несомненное преступление перед русской культурой»6.
Пастыри, работающие с молодежью, должны осознавать такую особенность современных прихожан: «многим людям тяжело воспринимать евангельскую весть и церковные традиции» именно потому, что «их внутреннее устроение и внешняя среда культурно не вмещают полноту христианства»7. И насчет рок-музыки. Есть весьма обоснованное церковное мнение, которое выражено в словах игумена Петра (Мещеринова): «эстетика рока не может вместить в себя весть о Христе»8.
II. Искушение властью.
1. Власть светская.
Господь ясно сказал нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Мы намеренно оставим за скобками разговор о теократии и монархии, который потребовал бы отдельной конференции, к тому же они не являются нашим политическим настоящим. В нынешних переменчивых реалиях, руководствуясь словами преосвященного Иннокентия Херсонского, можно полагать, что «отделение христианской религии от политики доказывает ее Божественность». Тот же святитель напутствует нас, говоря: «Религия новозаветная не соединена с гражданственностью потому, что это и трудно, и невозможно, и в дальнейших своих последствиях вредно»9. Для нынешнего политического дня это очень верно.
Есть такие приходы и прихожане, деятельность которых угрожающе напоминает политизированное сектантство. Они категорически требуют от священноначалия канонизации или однозначного осуждения тех или иных деятелей истории, чьи имена ассоциируются с определенными формами политического строя или протестом – Ивана Грозного, Григория Распутина, Иосифа Сталина и даже современного исполнителя Игоря Талькова. При этом они не готовы к беспристрастному аргументированному диалогу, а всех несогласных тут же записывают в ряды изменников Православию.
На постсоветском пространстве сегодня не менее актуальна проблема национализма. Какой выбор по отношению к национальному началу сделает Церковь: воспримет ли она его как средство быть ближе к своей пастве, или как способ оторвать своих прихожан от исторических и духовных корней, ради благородно звучащей идеи построения новой демократической государственности?
Политические элиты молодых суверенных республик, не исключая Россию, обращают свои взоры в сторону Церкви, ожидая с ее стороны осязаемых политических дивидендов. Но, даже будучи лояльной к режиму, Церковь, в отличие от политиков, не может ориентироваться исключительно на ближайшие выборы президента или мэра города, поскольку у нее иной ориентир – вечность. Сказанное не отрицает необходимости такого диалога Церкви и власти, при котором, по слову Апостола, «соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10).
В обществе Церковь сталкивается и с прямым противостоянием со стороны организованных в секты приверженцев националистических языческих культов, эксплуатирующих тему патриотизма. Подчас эти последователи настроены весьма агрессивно по отношению к Православию, рассматривают православную молодежь как потенциальную среду для пропаганды своих взглядов. Сюда же относятся те ультрарадикальные политические течения неофашистского толка, которые в своей идеологической доктрине используют псевдославянские, языческие и оккультные верования или маскируются под православной фразеологией. Используя патриотические лозунги, они совершают работу по развалу общественного согласия. В этом отношении они действительно являются наследниками идеологии Гитлера, который рекомендовал в случае завоевания России и Украины поощрять возникновение наибольшего числа языческих, сатанинских и оккультных исповеданий на покоренной территории.
Сегодня, несмотря на внешний для Церкви характер этих форм проявления неоязычества, они являются духовно и социально опасным вызовом для православных10. Используя присущее христианам чувство патриотизма и любви к родной земле, подобные «волки в овечьих шкурах» стремятся завлечь к себе людей с неокрепшей верой и искренней душой. Осознавая всю опасность религиозного экстремизма, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь, лично Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Митрополит Владимир сегодня делают многое для сохранения общественного мира и согласия. Однако, в этом направлении и со стороны государства необходима продуманная и согласованная с представителями традиционных для России и Украины религий законодательная, а подчас – и силовая политика. Не последнюю роль призвана сыграть научная общественность, которая здесь представлена, богословы, историки, философы и культурологи, профессиональные политологи – в своих исследованиях развенчивающие идеологические фальсификации и подделки.
2. Власть духовная.
Искушение в отношении духовной власти касается и духовенства, и прихожан. Со стороны пастырей нередко заметен соблазн так называемого «младостарчества», при котором возникает стремление всецелого подчинения своему влиянию не только духовной, но и бытовой стороны жизни прихожан. Увы, безответственные и самонадеянные рекомендации не имеющих достаточного духовного опыта батюшек, высказываемые в категорической форме, нередко серьезным образом травмируют внутренний мир и судьбу людей.
Не менее опасна и другая крайность, образно называемая «реформацией справа», когда в вопросах вероучения и церковной политики миряне не принимают голоса священноначалия. В делах прихода это чаще случается в вопросах хозяйственных, а в общецерковном масштабе особенно ярко проявилось в последние годы на примере отношения групп мирян к канонической церковной юрисдикции, к участию Церкви в экуменическом диалоге, к канонизации Царственных Страстотерпцев, проблеме «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), отношение к ИНН и электронным паспортам. Не разрешая здесь сути этих проблем, не вдаваясь в детали имевшихся споров, можно констатировать, что на их примерах в последнее время регулярно демонстрировалась готовность немалой части клириков и мирян к отделению от канонических структур, к расколу. Печальный опыт церковного раскола XVII столетия уверяет нас, что слишком долго могут кровоточить раны разногласия на теле церковном.
Любопытно, что аналогичные порывы непослушания иерархии проявляли не только современные «консерваторы», но и их антиподы – сверх меры решительные обновленцы, усердствовавшие на своих приходах во введении модернизированных традиций, нового стиля, современного языка в богослужении. В этих грозных фактах видится серьезная угроза нашему церковному единству, их разрушительный вектор направлен против онтологического единства в служении священства и мирян в Церкви.
III. Искушение материальными благами.
1. Плата за требы и приходская торговля. Мы живем в рыночное время когда идеалы многих людей бизнеса и предпринимательства, да и не только их, глубоко поражены стремлением к наживе, корысти и максимальному удовлетворению материальных потребностей. В Святом Евангелии Спаситель неоднократно в притчах и прямыми словами предостерегал своих учеников от поклонения идолу земного богатства: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), «потому что всего этого язычники ищут» (Мф. 6:32). Языческая по характеру идеология успеха и наживы зачастую провоцируют магическое отношение к священнодействиям. Случается, что светские люди с неплохим достатком обращаются к священнику с просьбой освятить автомашину, жилище или офис, мотивируя свое желание плохим течением коммерческих дел, стремлением «привлечь к себе удачу». При этом их духовная связь с Церковью ограничивается редкими посещениями храма для постановки свечей. Случается, что такие высокопоставленные люди из политики и бизнеса даже не умеют правильно осенять себя крестным знамением, не говоря уже об исповеди, причастии, соблюдении постов! Часто руководствуясь нуждой и потребностями восстановления храма, встретив материальное участие со стороны этих людей, настоятель прихода выполняет их просьбы, однако мало заботится об изменении их духовного облика. А ведь от того, насколько церковные пастыри смогут привить православную веру «сильным мира сего», прямым образом зависит будущее нашего общества.
На многих прихожан, особенно новоначальных, весьма тягостное впечатление производит такой порядок требоисправления в храме, при котором возникает ощущение, что священник и его помощники пытаются этим путем поправить материальное положение прихода, а то и пополнить свой собственный бюджет. Духовное при этом отходит на второй план.
Тот же печальный факт касается и распространения предметов церковного обихода, утвари и духовной литературы за свечным ящиком и в церковных лавках. Нельзя забывать, что это, со стороны прихода, – средство проповеди, а со стороны приобретающих – жертва на содержание храма, и никоим образом не коммерческое мероприятие, направленное на извлечение прибыли.
2. Приходское предпринимательство.
Помимо чисто финансовых соблазнов здесь таится опасное размытие понятия «православного», которое пытаются расширить дополнительными и не свойственными ему признаками. «Православная ярмарка», «православная выставка», «православная мастерская». В целом, никакой крамолы эти сочетания не содержат. Понятно желание их организаторов, надеюсь искреннее, указать на собственную конфессиональную идентичность, их стремление послужить Церкви. Однако в глазах общественного мнения зачастую православие начинает ассоциироваться с народными традициями, промыслами, традиционной кухней, одеждой – одним словом – с умиляющей стариной. Безусловно, Церковь благословляет сохранение благочестивых традиций нашего народа, но, нарядившись в сарафаны и смазные сапоги, присев к угольному самовару, человек вовсе не становится православным! Значит, приходы и связанные с ними предприниматели должны приложить усилия для изменения сформировавшихся стереотипов и наполнить в умах людей образ Православия его подлинным смыслом.
И, наконец, назову последний и наиболее ответственный вызов со стороны современного общества – это требовательный вызов-ожидание. Как ни парадоксально, но при всей секулярности, мирское общество не только искушает, не только местами открыто противопоставляет себя Церкви, но и ждет ответа, жаждет слова, нуждается и вопиет о помощи! (К примеру – мне еще ни разу не встречался человек, пусть даже весьма светский, который в минуту жизненных трудностей отказался бы от участливого и сочувственного внимания священника, не желал бы почувствовать, что он не одинок и со своими проблемами нужен).
О миссии в мире Господь говорит нам: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35) Человек в меняющемся мире ищет опоры в вечных ценностях, нуждается в слове Церкви по вопросам власти, семьи, культуры, нравственности, исторического пути наших народов. Поэтому и миссия Церкви на земле ответственна перед Богом за просвещение человечества. Отсюда нам и следует почерпнуть критерий правильности духовного пути прихода –прежде всего, нести миру благовестие о Христе, преодолевая мирские соблазны, и быть, тем самым, по-настоящему необходимым своей культуре и своей эпохе.
И завершить свой обзор мне хотелось бы убедительно верными словами Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины: «На фоне… проблем, которые сегодня стоят перед Церковью, излишними являются внутри- и межцерковные распри, отнимающие силы, которые могли бы быть направлены на выполнение нами своей прямой христианской обязанности – нести свет веры Христовой и служить Христу через служение своему ближнему»11.

__________________

1 Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы // Журнал Московской Патриархии. № 1. 2001. С. 21. 2 См.: Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Интервью с корреспондентом журнала Московской Патриархии // Журнал Московской Патриархии. № 4. 2001. С. 25.
3 См.: Кураев Андрей, диакон. Код да Винчи.
4 Исследование и характеристику см.: Перетц В. Н. Материалы к истории апокрифа и легенды: II. К истории Лунника. СПб., 1901.
5 См. например: Кураев А. Рок и миссионерство. М. 2004. Сергий (Рыбко), иером. Современная культура: сатанизм или богоискательство. М., 2002.
6 Дунаев М.М. Не богоискательство, а сатанизм? // Церковный вестник. № 13-14 (338-339). С. 14.
7 Петр (Мещеринов), игумен. Рок-музыка и рок-проповедь // Церковный вестник. № 13- 14 (338-339). С. 10.
8 Там же. С. 10.
9 Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский. О религии христианской // Сочинения. Единецко-Бричанская епархия, 2005. С. 210.
10 Обстоятельные наблюдения над отношением к христианству в современном русском неоязычестве см. в работе З.И. Пейковой: Отношение к христианству в современном русском неоязычестве (на примере книги Б. Истархова «Удар русских богов») // Миссионерское обозрение. № 3(77) — 6(80). 2002 г.
11 Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Открытое письмо Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Папе Римскому Бенедикту XVI в связи с перенесением кафедры главы Униатской церкви из Львова в Киев // Церковный вестник. № 15-16 (316-317). С. 14.