Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ярослав Берест. «Мертвые души» хотят завладеть храмом»

«Мертвые души» хотят завладеть храмом»

Ярослав Берест

С довольно необычной проблемой обратились в редакцию ВШ жители Ярославца Кролевецкого района. Как они рассказали, уже много лет в селе существует приход Украинской Православной Церкви.
Еще в 1989 году этой общине был выделен заброшенный и практически разрушенный храм, который она постепенно восстановила буквально из руин. Несколько месяцев назад православные ярославцы обратилась в Сумскую облгосадминистрацию с просьбой официально передать храм общине. У них не было даже сомнений, что их законная просьба будет удовлетворена. Но каково же было их удивление, когда вместо этого они получили из ОГА следующий ответ: «На ваше обращение сообщаем, что на данный момент этот вопрос не может быть решен, поскольку аналогичное заявление относительно этого сооружения поступило также от верующих Украинской Православной Церкви Киевского патриархата». Ответ был подписан начальником управления по вопросам внутренней политики ОГА Александром Хоруженко. Удивление ярославцев было не случайным. Ведь, по их словам, в селе отродясь не было никакой общины Киевского патриархата. Чтобы понять мотивы такого неожиданного ответа, мы обратились к начальнику отдела облгосадминистрации по вопросам религий Анатолию Ярошу.
Анатолий Яковлевич не стал отрицать того факта, что в Ярославце община Киевского патриархата никогда не регистрировалась и что Свято-Михайловский приход УПЦ здесь единственный. Выяснилось также, что основанием для такого, мягко говоря, странного отказа послужило лишь обращение Сумского «епископа УПЦ КП» Мефодия, в котором он от имени несуществующей общины требовал забрать храм у православных верующих и передать его Киевскому патриархату. Но если позиция Мефодия у нас удивления не вызвала (это не первый случай, когда его заявления провоцировали межконфессиональные конфликты), то позиция официальной власти выглядела более чем странной. Ведь даже если бы община КП в этом селе и существовала, то все равно она не имела бы никакого права требовать передать ей храм, много лет занимаемый верующими УПЦ. В данном случае обращение Мефодия вообще не могло служить основанием для отказа…
Чтобы окончательно поставить все точки над «і», мы решили побывать в самом Ярославце. Разговорить местных жителей было нетрудно — многие из них искренне переживают за судьбу своего храма. Мы задавали одни и те же вопросы на разных улицах, но суть ответов была одна.
— Сколько лет существует ваша община?
— Она была зарегистрирована в 1989 году, и тогда же нам было выделено бесхозное помещение. Мы его не раз ремонтировали, в том числе и очень серьезно, по всему селу собирали иконы для иконостаса и пожертвования. Платили налоги и за комуслуги, тоже из пожертвований прихожан. Все это время у нас один батюшка, очень справедливый, хороший и знающий человек.
— А много у вас прихожан, постоянно посещающих церковь?
— Человек 60-70. А на большие праздники намного больше, в церкви места не хватает. И из соседнего села тоже приезжают сюда. Когда подали документы, чтобы нам передали церковь, нам обещали, что все оформят до конца июня. Но ничего не оформили, а 10 июля мы получили ответ из администрации, что у нас есть верующие «Киевского патриархата», и они тоже претендуют на это помещение. Но в селе нет общины «Киевского патриархата», ни одной службы не проводилось, и мы никого из односельчан не знаем, кто был бы верующим «УПЦ КП, кроме одного приезжавшего из Сум нашего уроженца. Он пытался собирать подписи за то, чтобы была в селе община «Киевского патриархата» и ей передать церковь. Пошел в один край села — люди отказываются подписывать, в другой — отказываются. Уговаривали оставить нас в покое, не заводить между нами раскол и вражду. Но он не слушает. Ходят слухи, что у него зять работает в администрации, как раз там, где эти вопросы решаются. Он, видно, этим и пользуется.
Обратились мы и в сельсовет. Нам удалось побеседовать с секретарем совета
Галиной Моргун:
— У нас одна община Православной Церкви. Есть верующие и других церквей. Но это не общины, а просто семьи. А община — только Свято-Михайловской церкви.
— И вы ей выделили помещение?
— Помещение не наше. Оно вообще ничье. Это была полуразрушенная церковь при сельском кладбище. Когда-то была и в селе, но ее разобрали после революции, построили на том месте клуб. А эта стояла закрытая, ее поджигали, там вся крыша сгорела, стены рушились. Фактически она была разрушена. И верующие ее отстраивали из такого состояния своими силами, все атрибуты собирали и покупали. Разрешение ее занять давал райсовет, но она ему тоже не принадлежит.
— А кто на нее претендует сейчас?
— Только эта община. Они к нам приходили за справкой, что у нас на балансе церковь не стоит.
— А верующие «Киевского патриархата» не обращались?
— Так у нас нет таких, у нас все православные одной общины. И не регистрировалось другой, и никто не узнавал, какие нужны для этого документы. И за помещение никто ничего не спрашивал, кроме православной общины.
Как говорится, комментарии излишни. С трудом верится, что власть, опираясь на недостоверные факты, предоставленные «епископом УПЦ КП» Мефодием, и отказав законным владельцам храма, не знала о реальном положении вещей (для этого достаточно было сделать один звонок в сельсовет). Может быть, кто-то надеялся на неудавшийся сбор подписей в пользу «КП», который превратил бы «мертвые души» во что-то более реальное? А может быть, был расчет на то, что впоследствии общину удастся «убедить» перейти под юрисдикцию «Киевского патриархата»? Но каковы бы ни были мотивы, настораживает то, что искра межконфессионального конфликта, подброшенная сумским руководством УПЦ КП, не только не была потушена властью, но еще более раздута ею. А ведь в результате может вспыхнуть такой пожар, от которого будет жарко многим не только в Ярославце…»

Газета «Ваш шанс», г.Сумы