Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Виктория Титаренко, кандидат философских наук. «Без наркоза и гипноза»

«Без наркоза и гипноза»
Виктория Титаренко, кандидат философских наук

«Приход к власти в Киеве Леонида Черновецкого оживил интерес СМИ к церкви «Посольство Божье», с которой до сих пор был тесно связан банкир-христианин. Новыми пиар-возможностями не замедлил воспользоваться лидер церкви Сандей Аделаджа. Экстравагантный нигериец дал серию пресс-конференций, «засветился» на телеэкранах. При этом была очевидной неготовность журналистов к триумфу Аделаджи. Многие из них сохраняют настороженное, если не скептическое отношение к «Посольству». Но почти никто не разбирается в деятельности харизматических церквей, к которым относится и структура Аделаджи, а потому не может квалифицированно вести дискуссию с напористым пастором.
«Трибуна» попросила специалиста-религиоведа внести ясность. Ниже речь пойдет о том, как устроена церковь «Посольство Божье» и ей подобные.
Как написали бы в былые времена, «материал пригодится пропагандистам-агиаторам в качестве справочного пособия».

Что такое харизматическая церковь
Слово „харизма” по-древнегречески означает „дар” „подарок”, способности”, „талант”. Вначале оно употреблялось без религиозного подтекста, со временем под харизмой начали понимать “дар Божий”, а не просто талант. В Библии это слово означает вполне конкретные дары Духа Святого, разделенные по тройственному принципу: дары откровения — мудрость, знание, умение различать духов; дары силы — вера, чудодействие, исцеление больных; дары языка — пророчество, говорение другими языками (глоссолалия), толкование.
Харизматические теологи разделяют историю современных харизматических движений на три больших периода, называя их „волнами Святого Духа”. Все они берут начало из Америки.
„Первая волна” приходится на начало ХІХ века. Это возникновение традиционных пятидесятнических церквей, где крещение Святым Духом проявляется в глоссолалии (говорении другими языками).
Многие исследователи считают основателем движения Чарльза Перхема, молодого методистского пастора из г. Топека (штата Канзас). Перхем и его ученики решили молиться до тех пор, пока сами не получат „крещение Святым Духом”, а с ним и дар говорения языками. Они молились с утра до вечера без какого-либо результата, пока молодая прихожанка не предположила, что в этом эксперименте не хватает одной детали: возложения рук. Перхем положил свои руки на голову девушки, и она начала говорить „незнакомым языком”.
Второй “волной Святого Духа” считают распространение харизматического движения внутри уже существующих церквей.
Где-то в начале 80-х годов ХХ века господствовала мысль, что харизматическое движение прошло кульминацию своего существования. Но с того времени, когда “вторая волна” стала терять динамику развития, начинается эпоха “третьей волны Святого Духа”.
“Третья волна” поднялась в начале 80-х годов ХХ в. Это движение было направлено в первую очередь на охват христианских общин, которые еще не стали харизматическими, и создание новых. Интересно, что эта волна берет свое начало (как и обе предыдущие) в Калифорнии (США). Она охватывает Епископальную, Объединенную методистскую и Объединенную пресвитерианскую церкви. Характерной чертой этого периода является создание собственно харизматических Церквей.
Причины успеха
Успеху такого способа христианского возрождения в постхристианском мире способствовало несколько факторов.
Во-первых, это состояние религиозности в традиционных христианских конфессиях: миллионы христиан чувствуют, что их религия рациональна, сводится к внешней ритуальности и лишена пылкости и силы.
Во-вторых, важным фактором харизматизма являются личностные переживания человека, которые переполняют его и называются „крещением в Святом Духе” или „Святым Духом”. Как следствие — люди верят в разнообразные харизматические явления, включая исцеление, говорение языками, пророчества и толкования.
В-третьих, это движение имеет ярко выраженный экуменический уклон и является религиозным отражением процессов модернизации и глобализации общества.
Еще одна причина — харизматические церкви много дают человеку в плане самореализации. Кроме общих богослужений, они проводят и дифференцированные богослужения, скажем, по полу (имеются мужские, женские богослужения), по профессиональным интересами (для юристов, медиков, банкиров), художественные — танцевальные, хоровые.
Харизматы в Украине
Зарождение харизматических церквей в Украине произошло в начале 90-х годов. Харизматизм здесь проявляется как своеобразный симбиоз харизматических черт, присущих и восточной, и западной христианским традициям. Направленность этого достаточно специфического конфессионального образования социально-евангелизационная.
Харизматические церкви возникли на базе пятидесятнических общин и молодежного крыла баптистских общин. Одними из первых были церкви „Благодать” и „Любовь Христа”. Их возникновение произошло после проведения в 1991 году Джоном Гестоном евангелизации на территории Украины.
Сегодня общины таких церквей действуют во всех областях Украины, но с разной интенсивностью. Значительная их часть (18,5%) сосредоточена в Донецкой области, где церкви харизматов составляют 11,8% от общего количества общин, а также в Запорожской, Сумской областях. На Западе Украины харизматических общин меньше, поскольку там сохраняется более тесная связь с традиционными Церквами по сравнению с Востоком, Юго-востоком и Центром Украины.
Существует Объединение независимых христианских харизматических церквей Украины (ОНХХЦУ). Самая большая харизматическая церковь — «Посольство благословенного царства Божьего для всех народов (полное название) Сандея Аделаджи — в объединение не входит.
Если взглянуть на контингент этих церквей — это социально активная прослойка людей. Около 50-60% прихожан составляют молодые люди от 30 лет.
„Посольство Божье”
Сначала эта церковь была известна под названием „Слово веры”. Отвечая на вопрос, почему переименовали церковь, пастор Аделаджа говорил, что она выполнила свою миссию под прежним названием. И поскольку поклонников стало очень много, церковь стала „Посольством Божьим” для всех народов — здесь, по его мнению, заложены большие возможности, большая ответственность и т.д.
Однако есть мнение, что церковь была переименована, поскольку за первоначальным названием тянулся шлейф скандалов, связанных со становлением харизматов в Украине.
По приблизительным данным, церковь насчитывает свыше 20 тыс. верующих. Сам Сандей говорил о миллионе верующих на территории Украины, учитывая дочерние церкви (их больше сотни), однако социологическая выборка этого не подтверждает.
Церковь насчитывает более 200 приходов в странах Восточной Европы и дальнего зарубежья (Германия, Балканы, Израиль, Индия, США, ОАЭ и т.п.).
«Посольство Божье» имеет благотворительную столовую «Стефания», реабилитационный центр «Любовь» по освобождению от наркотической и алкогольной зависимости, Институт реабилитации при Центре обновления личности и возрождения общества, центр «Милосердие», где верующие присматривают за лежащими больными. Также при церкви открыто «Всеукраинское женское общество христианок Украины», которое неоднократно проводило конференции, посвященные проблемам женщины в современном обществе.
Для харизматов в целом и для „Посольства Божьего” в частности характерна масштабность планов. Они ставят перед собой задание достичь достаточно высоких показателей — 5 млн. спасенных, 10 млн. тех, кто покаялся в Украине, 50 тыс. рукоположений пасторов и 500 млн. тех, кто познал Христа в мире. А известно, что тот, кто ставит очень высокую планку, даже если и не подходит к ней, имеет результаты.
Методика обращения
Методика обращения новых адептов у„Посольства Божьего” специфична. Среди прочего существует так называемая „система 12-ти” (по количеству учеников Иисуса Христа). Суть ее в том, что каждый адепт должен привлечь в церковь еще 12 человек. В идеале 12, может, и не привлекают, но если даже удается обратить одного-двух, система в целом работает.
Дальше — активная социально-евангелизационная деятельность. Любая помощь (бесплатные обеды, освобождение от алко-, табако- и наркозависимости) сопровождается евангелизацией и обращением. Обычно православные священники, проводя богослужение в церквях, ожидают, что к ним придут люди. Харизматы проводят евангелизацию и на улицах, и на рабочих местах. Хотя в этом плане «Свидетели Иеговы» остаются непревзойденными.
Важным моментом является ориентованность харизматов на успех. «Теология процветания», которой руководствуются харизматы, кое в чем основана на учении Кальвина об избранности людей, что подтверждается успехом в жизни. У харизматов также считается, что если ты искренне веришь у Бога, то должен процветать. Их установки содержат в себе объективно выгодную для рыночных отношений идеологию, согласно которой „доход является зримым выражением благословения Богом труда верующего и тем самым богоугодности его экономической деятельности”.
Имеется еще один момент, касающийся практики исцелений. На вопрос, почему не все люди, которые ходят в церковь „Посольство Божье”, являются здоровыми, пастор Аделаджа ответил (вполне, кстати, логически), что это зависит от глубины веры человека. С научной же точки зрения можно сказать, что аутосуггестию, то есть самовнушение, пока еще никто не отменял. И исцеление человека в значительной мере зависит от самовнушения.
„Посольство Божье” и национальное возрождение
Мы исследовали вопрос относительно национального возрождения, стремление к которому декларирует церковь. Ответ на него отнюдь неоднозначен. С одной стороны, превалирование русского языка никоим образом не способствует национальному возрождению и национальному самоосознанию украинцев, с другой — ими широко применяется национальная символика, украинские мотивы в песнях и гимнах, национальные костюмы. Но это, скорее всего, чисто фрагментарная внешняя расцветка. Ведь с точки зрения их богословских представлений „Бог не смотрит на национальность”, „Бог не может быть национальным”, „Религия не может иметь национальных черт, потому что она потеряет евангельский смысл”.
Харизматическое предпринимательство
Для деятельности харизматов характерны попытки войти во все сферы общественного бытия, не присущие религии. Это касается и такой сферы, как политика. Конечно, в Украине по законодательству церковь отделена от государства. Однако то, что это — электорат, многим не дает покоя. Во-первых, харизматы организованы, социально активны. Во-вторых, многие известные деятели посещают именно харизматические церкви, принадлежность к которым постоянно подчеркивают. Например, бизнесмен Евгений Бабич, звезды шоу-бизнеса Катерина Бужинская и Виктор Павлик, которые так или иначе декларировали свою поддержку харизматам, а харизматы им. Владимир Шушкевич — первый украинский пастор из г. Торез Донецкой области, который стал депутатом Верховной Рады в 1998 году по спискам партии «Громада».
Почти все сферы человеческой деятельности четко регламентируются и прописываются харизматическими деятелями. Скажем, пастор Аделаджа является автором более 30 книг, где жизнь верующего расписана практически на каждый момент, как в семье, так и на работе. Черновецкий декларировал способность прочитать лекцию «Как заработать миллион».
Важно отметить их направленность на процветание, так называемое «позитивное мышление». Во-первых, они привлекают к себе успешных людей — таким образом вход в разные сферы общественной жизни происходит через отдельных личностей.
С другой стороны, они воспитывают свою новую генерацию бизнесменов, экономистов и т.п.. Об этом говорит тот факт, что проводятся специальные профессиональные консалтинги, семинары, конференции, съезды, где люди, которые принадлежат к харизматической церкви, обмениваются профессиональным опытом. Они открывают свои охранные фирмы, фирмы по обслуживанию, то есть воочию наблюдается чисто «харизматическое предпринимательство».
Откуда деньги
Финансовое положение церквей основывается на десятине и добровольных пожертвованиях. Практика десятины имеет очень глубокие корни в религии (есть даже информация, что и отдельные православные церкви практикуют десятину). „Система 12-ти”, о которой мы говорили, — это система евангелизации, а не сбора денег.
Неизвестно, помогают ли таким церквам заграничные миссии, возможно и с этой стороны существует финансовое вливание. Однако помощь заграничных миссий существует и в других протестантских церквах.
Если учесть то, что харизматы пытаются привлекать активных, процветающих людей и ориентируют верующих на то, что они должны зарабатывать много денег, то, конечно, уровень финансирования церкви должен быть достаточным. Этот вопрос остается открытым. Мы не видели их финансовую документацию.
Метод Эриксона
Говорят, что на собраниях харизматов используется массовый гипноз. Но в конечном итоге религиоведы сходятся во мнении, что, возможно, здесь присутствует так называемый метод Эриксона. Никто из присутствующих на таком собрании не может утверждать, что его, скажем, загипнотизировали. Поскольку гипноз ассоциируется с вполне определенными действиями — суггестология, сон, беспамятство. Но все они в той или другой мере почувствовали себя в „измененном состоянии сознания”. И это изменение произошло медленно, незаметно для них.
Это состояние сравнивают с психотерапевтическим методом лечения неврозов и психических расстройств, разработанным американским психологом и психоаналитиком Э. Эриксоном. Метод заключается в том, что в отличие от обычного гипноза человек не засыпает, а, оставаясь при полном сознании, все предлагаемые мысли принимает как свои личные убеждения. И если гипнозу поддаются лишь 6% населения, то данный метод действует на всех. Человек, присутствующий на так называемом богослужении, не чувствует какого-то давления внушением, а воспринимает те или другие ощущения как продукт собственного опыта. Потом человек искусственно ассоциирует свои ощущения со словами оратора, а со временем эти слова начинают вызывать определенные реакции.
Адепты харизматических церквей становятся зависимыми от эмоциональной поддержки, которую дает им общение с единоверцами. Но это состояние свойственно не только харизматам. Возможно, в более мягкой форме оно присуще верующим вообще. Но, опять же, измененное состояние сознания не является чем-то патологическим. Наш сон, повышенное давление, недосыпание, алкогольное, наркотическое опьянение — это тоже состояние измененного сознания. Оно не считается патологией, пока не нарушается граница между нормой. Сама норма проявляется в том, что эти состояния контролируются человеком и исчезают тогда, когда исчезает фактор, их предопределяющий.
Театр одного актера
В академическом религиоведении считается доказанным, что лица присоединяются к новым религиозным движениям не в результате какого-то зомбирования или промывания мозгов, а в результате добровольных поисков ответов на постоянные экзистенциальные запросы. Что касается насильственного метода, здесь он отсутствует.
Что касается психотехник, они не отличаются от других распространенных методов влияния на человека. Такие же психотехнологии действуют на других массовых мероприятиях. Например, психолог и психиатр Владимир Леви в своем труде «Искусство быть собой» считает, что убедить в чем-то большое количество лиц легче, чем отдельного человека. Согласно его теории «разброса вероятностей», феномен этого явления заключается в том, что в массе людей всегда найдется кто-то, кто почувствует, поверит в то, что говорят, кто-то, на кого влияние подействует. Дальше срабатывает взаимонаследование, взаимоубеждение, потом вступает в действие цепная реакция, которая, по сути, превращает малую достоверность в большую и т.д.
Обратим внимание на тот факт, что на каждом собрании присутствующих размещают таким образом, чтобы между ними не было свободных мест. С одной стороны, такая компактность размещения имеет свои преимущества, с другой же — включение механизмов поведения, характерных для большого количества людей, происходит внесознательно и с необходимостью. И в результате весь зал или поет псалмы (если это харизматическое богослужение), или рукоплещет поп-исполнителю (если это массовый концерт звезд шоу-бизнеса). Просто харизматы это умело используют.
Что касается проповедей, то нейролингвистическое программирование, в котором их тоже отчасти обвиняют, используется повсюду — это и реклама, агитация, с которой мы тесно столкнулись в предвыборный период, и речи самих политиков, и т. п. Кроме того, пастыри часто наделены актерским талантом. Но собственно и стать пастором может человек, который наделен определенными способностями, талантами, о которых мы говорили в начале, что это и есть харизма. Часто богослужения выглядят как театр одного актера. Проповедник, который выступает со сцены, пытается показать, что он такой же простой, как и те, кто присутствует в зале. Часто это происходит через сравнение: как было плохо, пока не уверовал, и как хорошо сейчас, когда уверовал. Они используют юмор, что расслабляет и убирает барьер между теми, кто на сцене и кто вне сцены. Это тоже можно воспринимать как определенную психотехнику, способы манипулировать человеком.
Библия для «чайников»
Говорят, что Сандей Аделаджа не совсем точно трактует Библию в своих книгах. Здесь есть интересный и опасный момент. У харизматов не существует развитого корпуса аутентичного богословия. Скорее, речь идет о своеобразной форме пропаганды общественных представлений и социальной практики харизматов (ибо, опять же, у них нет каким-то образом кодифицируемой общей социальной концепции, как у католиков). Они говорят, что этого и не может быть, ибо все, во что они верят, — это Библия. Но Библия — это настолько глубокий и сложный текст, что если вырвать из контекста отдельный стих, его можно трактовать по-разному. Мы видим, сколько протестантских направлений базируются на Библии, однако они догматически отличаются между собой. Даже генетически близкие христианские направления — православие и католицизм — в некоторых догматичных вопросах не могут прийти к общему знаменателю.
Харизматам присуще «утонченное упрощение» для того, чтобы «было понятно». Это рассчитано на круги молодежи, которая стремится получить исчерпывающие и понятные ответы на „проклятые жизненные вопросы”. Ответы предлагаются вызывающе простые: спасение дастся даром, грех предельно конкретизируется так же, как и путь, обеспечивающий вечную жизнь. Для сравнения, у католиков, например, нужен год, чтоб пройти катехизацию. У харизматов обращение происходит спонтанно: зашел человек на харизматическое собрание, оно на него повлияло. Он вышел к сцене, покаялся — и все, этого достаточно.
Несколько упрощенную трактовку Библии они пытаются использовать для конкретных насущных проблем — как вести себя в семье (причем даются советы и интимного характера), как вести себя с подчиненными, как зарабатывать деньги и относиться к бизнесу и т. п.
Пришел. Увидел. Полюбил…
Обращению адептов в харизматической церкви служит именно спонтанность. Кроме того, к каждому потенциальному члену относятся так, будто его здесь ожидали, то есть происходит «бомбардировка любовью». Стоит сказать и о специфической эмоциональной зависимости: то эмоциональное напряжение, которое существует на собраниях, становится просто необходимо человеку, он чувствует своеобразный катарсис — очищение. Это психологическая разрядка.
Для людей очень привлекательной является и манифестация даров Духа Святого, исцеление. Многие люди хотят быть здоровыми, богатыми, уверенными, что они правильно живут. Кое-кто считает, что он нашел это в харизматической церкви.
Многих завлекает активность, которую в такой церкви может развивать человек. И здесь тоже присутствует двойной момент. С одной стороны, человек стремится себя реализовать, с другой — он ограничен канонами церкви и находится под ее контролем.
Харизматы и нехаризматы
Спектр отношения к харизматическим церквам в Украине разнообразен — от полного непринятия их православными церквами до попыток провозгласить такое проявление религиозности истинно библейским и апостольским в самих харизматичных церквах. Мы видим попытку католиков „вписать” харизматические проявления в контекст своего богословия и взять фактически под контроль такие проявления.
Среди протестантов, в частности пятидесятников, тоже нет враждебного отношения. По словам их лидера Владимира Паночка, для них просто неприемлемы некоторые методы, которыми пользуются харизматические церкви, неприемлемы такие формы богослужений и т.п.
Харизматы и Черновецкий
Любопытным в сегодняшней политической жизни Киева является избрание на должность городского головы Леонида Черновецкого. С одной стороны, он позиционирует себя как человека православно верующего, с другой — всем известна его пылкая дружба с харизматами. Вполне возможно, что акцентирования на этом Леонид Михайлович избегает, поскольку наше общество все-таки медленно привыкает к харизматам и все равно воспринимает их неоднозначно. Леонид Михайлович, на мой взгляд, использовал все доступные ему возможности — и как православный, привлекая на свою сторону людей преклонных лет, и как харизмат, где поклонники церквей являются очень активными, и посредством адресной материальной помощи. К этому можно по-разному относиться, но в результате и в совокупности оно сработало.
Когда Черновецкий претендовал на должность президента Украины и действовал в масштабах страны, у него было мало шансов. Расположение харизматов в Украине в основном региональное. Если учесть, что среди всех религиозных общин Украины харизматы занимают 3,8%, среди общин христианского направления — 5%, а среди протестантских — 15,2%, то достоверность того, что Черновецкий стал бы президентом даже при поддержке всех харизматов, мала. А вот ставка Черновецкого на то, что он именно в Киеве сможет чего-то достичь, себя оправдала. Ибо Киев является центром дислокации харизматов. С 1991 по 2000 гг. их численность в столице выросла на 50%, хотя интенсивность роста все-таки в последние годы спадает.
Как повлияет избрание мэром Леонида Черновецкого и его причастность церкви «Посольство Божье» на общество — сказать проблематично. Однако харизматы существуют где-то около 16 лет, и общество начинает к ним потихоньку привыкать. В середине 90-х на них был навешен ярлык «секта» с огромным знаком «минус». Была лавина критических, обвинительных публикаций. Но они тоже немного меняются, адаптируются к украинскому социуму.
Проблемы у харизматов те же, что и у многих других церквей, — место для богослужения. Был уже скандал с легкоатлетическим манежем, когда у «Посольства Божьего» закончился срок аренды. Тогда они отстояли свою позицию. Они достаточно сильны, чтобы самим лоббировать свои интересы.
Сам Черновецкий в этом какую-то роль может сыграть, но не решающую. На территории Киева его участие, возможно, может вылиться в предоставление земельных участков харизматическим церквам. Но это мы с вами сможем наблюдать.
И последнее. Леонид Черновецкий стал мэром, получив 32% голосов киевлян. Следовательно, остаются еще 68% горожан, которые мэром его не выбирали. Среди них — представители других религиозных общин, кроме харизматических. Следовательно, это реальная сила, которая в случае перегибов сможет на них прореагировать. Приведенная выше статистика говорит о том, что харизматы не являются монополистами в сфере религии на просторах Украины и даже Киева. Другие протестантские церкви также укрепляют свои позиции — адвентисты седьмого дня, пятидесятники, баптисты. Главное помнить, что рядом находятся другие люди, нуждающиеся в толерантном отношении, к какой бы вере они ни принадлежали в нашем поликонфессиональном государстве.

Справка. Вехи в истории харизматической церкви «Посольство благословенного царства Божьего для всех народов»:
1993 г. Первые программы с участием Сандея Аделаджи, подготовка к созданию церкви.
1994 г. Создание харизматической церкви «Слово веры».
1995 г. При церкви создана духовная академия.
1997 г. Экспертиза деятельности лидера церкви С. Аделаджи. По ее итогам экспертная комиссия пришла к заключению, «что во время своих проповедей пастор Сандей Аделаджа не использует лечебных методик». (Министерство здравоохранения Украины. Украинский научно-исследовательский Институт социальной и судебной психиатрии. Экспертное заключение 2/2 от 22.09.97 г. — № 1.01.-412).
1998 г. Деятельность церкви «Слово веры» (среди других харизматических церквей) рассматривается на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины.
1998 г. Киевгоргосадминистрация считает нелегитимным пребывание лидера церкви С. Аделаджи в Киеве.
1998 г. Министерство просвещения Украины рассылает информационно-методическое письмо, в котором даются «рекомендации о предупреждении привлечения детей и подростков к деятельности религиозных организаций харизматического направления». Письмо от 20.04.98 направлено руководителям управлений, облгосадминистраций, просветительских учреждений.
1999 г. Исполнительный совет Объединения НХХЦУ ПЕ (независимых христианских харизматических церквей Украины полного Евангелия) инициирует несколько судебных исков к Министерству просвещения о защите чести, достоинства и деловой репутации.
1999 г. Представители объединения подают ходатайство о подписании мирного соглашения, которое заключается в следующем: «ответчики до 01.08.99 обязуются опровергнуть сведения, изложенные в информационном письме №1/9-168 от 20.04.98».
1999 г. В прессе опубликовано более 30 критических статей о деятельности харизматической церкви «Слово веры».
2001 г. Основано ежегодное проведение «Марша жизни» в День памяти жертв СПИДа.
2002 г. Церковь «Слово веры» переименована в церковь «Посольство благословенного царства Божьего для всех народов».
2002 г. Мэр Киева Александр Омельченко обращается с приветствием на конференции по случаю 8-летия церкви.
2003 г. Конфликт относительно помещения легкоатлетического манежа (ул. Тычины, 18), который арендовала церковь.
2005 г. Спецвыпуск газеты «Посольство Божье» в поддержку «оранжевой революции».

Интернет-газета «Трибуна»