28.09.2006. КИЕВ. «Киевские ведомости»: «Кому помешал будущий храм в честь князя Владимира»
Гражданское сопротивление строительству новых домов в столице по соседству с уже существующими вчера явило общественности прецедент — уже и православные храмы с чьей-то нелегкой руки заносят в «запретный список». Речь идет о ситуации, сложившейся на улице Олеся Гончара, в которой оказалось под вопросом возведение храма в честь равноапостольного князя Владимира. Того самого, заметим, от которого в 988 году пошла православная вера по нашей земле.
КАК заявили вчера на пресс-конференции в УНИАН представители духовенства, против возведения нового храма выступают, как оказалось, не большинство жителей, а всего-то десяток семей из нескольких сотен проживающих в этом микрорайоне.
— По-видимому, недоразумение — дело рук какой-то влиятельной персоны или организации, — сделал предположение протоиерей отец Андрей Ткачев. — Иначе оно не стало бы достоянием СМИ. Наша пресс-конференция — попытка разъяснить (опять же, через средства массовой информации) свое видение ситуации.
Разъяснение начали, пожалуй, с самого внушительного аргумента — юридической безупречности проекта. Почетный президент компании «Київмiськбуд-1», депутат Киевсовета Алексей Омельяненко уверил присутствующих, что все необходимые разрешения у прихода имеются. Журналисты получили документальное подтверждение правомочности возведения храма на ул. О. Гончара.
— Строительство храма не причинит урона ни одному дереву, — заявил г-н Омельяненко, — пусть никого не тревожит, что оно планируется в уютном сквере на углу улиц Гончара и Хмельницкого. Важно отметить, что изначально для храма отводилось другое место в том же районе, но по просьбе соответствующих инстанций, в том числе жилищного совета, переназначили сюда, близ памятника Зои Космодемьянской.
— В этом и абсурд, — дополнил настоятель храма отец Андрей Миткалик. — У жителей района специально спрашивали мнение, а теперь нашлись протестующие.
— Какие претензии выдвигают жильцы прилегающих домов? — поинтересовались «Ведомости».
— Самые нелепые, — ответил отец Андрей. — В том числе сетуют, что, якобы, негоже строить церковь рядом с памятником Космодемьянской. Попросту люди не ведают о происхождении фамилии прославленной героини. Дед Зои был священником в приходе святого Косьмы Демьянского. Так что памятник и церковь обретут логичное соседство. Другие возражают, что храм в честь равноапостольного князя Владимира в Киеве уже есть (на бульваре Шевченко. — Прим. авт.). Известно, что до революции у нас было три храма, названных именем крестителя Руси… Забывают, к тому же, что две главные святыни Украины — Киевская и Почаевская Лавры — Успенские, то есть посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. И никому не приходит в голову жаловаться на это. Кто-то недоволен, что наша часовенка помешает выгуливать собаку. А иные не рады, что она напоминает церковь на Аскольдовой Могиле. Наш храм строится в ротондном, базиличном стиле, и таким образом лишь разбавит общую крестово-купольную архитектурную традицию, в которой построено большинство столичных церквей. Архитектор Юрий Бородкин, разработавший проект, известный и авторитетный в своей области специалист.
Высказал свое мнение и девяностолетний киевлянин, прихожанин УПЦ, писатель Евгений Карпов:
— Мне трудно поверить, что в наше время в Киеве, на месте крещения святой Руси, люди категорически против строительства православной церкви. Наш город — это, прежде всего, — столица Православия. Ведь политической столицей Украины были и Батурин, и Глухов, и Каменец-Подольский, и Харьков… Но Киев неизменно оставался главным православным центром. И в связи с этим мне тем более горько видеть, что кто-то противится волне восстановления разрушенных в период богоборческой власти церквей. До революции считалось, что на тысячу жителей в Киеве должно быть по церкви. Сегодня храмов гораздо меньше, чем нужно. Мне, 90-летнему старику, очень грустно смотреть на это противление.
— Есть ли у вас группа поддержки? — поинтересовались журналисты, учитывая сложившуюся ситуацию.
— Вся полнота Православия — наша группа поддержки! — ответил отец Андрей Ткачев. — Все православные люди за то, чтобы строились храмы. Но издревле считается, что церковь — для одних мед, для других полынь, кому — живительный источник, а кому-то — яд. Тут все закономерно. Но Христос победит!.. Наша группа поддержки тиха, в силу христианской нравственности. Знаете, доброе не лезет в глаза, оно мирно. А строить церкви надо. Если мы устроим экскурсию на тему «Киев, который мы потеряли», то через каждые полкилометра будем плакать о разрушенных храмах…
Словом, мирской эгоизм с заботой о хлебе насущном и бытовой борьбой за бетонно-квартирный покой явил нам непростую ситуацию, в которой на одной стороне баррикады оказались право и мораль, а на другой — общественно-социальная активность, разыгранная, как следовало из логики участников пресс-конференции, на потребу «заказчикам от политики».
Может, не следует путать грешное с праведным?
НАША СПРАВКА
В 2003 году Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, благословил возведение часовни. После этого православной общиной было подано заявление в Киевсовет о выделении земельного участка. Инициативу парафии приняли к рассмотрению и 23.10.2003 г. депутаты Киевсовета приняли решение о выделении земли площадью 0,10 га в долгосрочную аренду сроком на 25 лет для строительства, эксплуатации и обслуживания храма по адресу: Киев, ул. О. Гончара, 55-б в Шевченковском районе Киева (решение № 121-3/995).
9 марта 2004 г. заключен договор об аренде данного земельного участка. 1 мая того же года строительство было освящено Блаженнейшим Владимиром. 23 января нынешнего года было получено разрешение на строительство, а 23 мая планировалось начать возведение. Однако возникший по необъяснимым причинам конфликт с местными жителями и некими общественными организациями, как значилось в пресс-релизе, помешал этому.
Дмитрий Белов, «Киевские ведомости»
28.09.2006. КИЕВ. Секта «Посольство Божье» начинает атаку на журналистов