Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

11.09.2006. КИЕВ. Завершила работу Международная научная конференция «Православие и мир: эккллезиология – антропология – культура»

Организаторами научного форума выступили Киевское Религиозно-философское общество, Киевские духовные академия и семинария, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Государственная историческая библиотека Украины. Конференция посвящена памяти выдающихся церковных мыслителей и богословов прототоиереев Сергия Булгакова, Василия Зеньковского, Александра Шмемана, Иоанна Меендорфа. Торжественное открытие состоялось в синодальном зале Киево-Печерской Лавры в присутствии участников, гостей и студентов киевских духовных школ. Заседание открыл наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел, который обратился к присутствующим с приветственным словом, отметив актуальность проведения международных научных симпозиумов в наше сложное время, когда безверие и секуляризм стали приобретать угрожающие масштабы. «Позвольте вас поздравить с этим великим событием в науке и культуре – с открытием IV-й конференции, – сказал владыка Павел. – Хочу пожелать, чтобы она была плодотворной, и призвать всех нас подражать жизни подвижников науки, которых мы сегодня вспоминаем. Мне очень приятно, что эта конференция опять проходит в стенах Свято-Успенской Києво-Печерской Лавры. Именно в ней началась и наука, и культура, и вообще духовная жизнь нашей родины. Пусть же и в дальнейшем проводятся такие встречи. И пусть Господь вашими трудами помогает найти тот путь, который ведет к Царству Небесному. Бог вам всем в помощь». Владыка благословил благое начинание и пожелал, чтобы эта конференция стала отправной точкой для решения научных, богословских и других вопросов, волнующих современный мир.
Затем выступил управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, который подчеркнул, что православное вероучение, богословие всегда было той солью, которая сохраняла мир от тления. «Сегодня весьма актуальна эта тема – православие и мир, – отметил владыка. – Она обнимает все сферы человеческой жизни. Нам говорят, что православие консервативно. Но это совершенно не так. Именно эти люди – богословы и мыслители, о которых мы вспоминаем сегодня – отец Сергий Булгаков, отец Василий Зеньковский, отец Александр Шмеман и отец Иоанн Мейендорф – живя на Западе, в католической и протестантской среде, показывали неизмеримое богатство и красоту православия. Раскрывая святоотеческое учение, которое дает ответы на многие животрепещущие вопросы современности, мы показываем, что православие это именно то, чего ищет человеческая душа. Сегодня нам особо необходимо показать миру спасительность православного вероучения, красоту и гармонию богословской мысли, святость жизни. Современный мир все больше стал отдаляться от христианских ценностей, погружаться в суету житейских проблем. Я уверен, что подобные конференции привлекают внимание к извечным истинам Христовым, способствуют воцерковлению научного сообщества, интеллигенции, рождают интерес к богословским вопросам. Надеюсь, пять дней, проведенных в тесном общении с церковными учеными, мыслителями, богословами, будут плодотворными и интересными для всех участников нынешнего форума. Хочу от имени Блаженнейшего Митрополита Владимира пожелать успехов в работе конференции. Чтобы все дискуссии были плодотворными и интересными, чтобы результаты конференции имели реальный выход в жизнь. Желаю вам помощи Божьей и благословения на ваши труды».
Затем слово взял ректор КДА и С профессор-протоиерей Николай Забуга. В своем выступлении он особо отметил, что целью православного богословия является показать спасительность церковного вероучения, его насущную необходимость для каждого живущего на земле. «Главной задачей всех наших научных изысканий было есть и будет только одно – приведение душ человеческих ко Христу. Это главный приоритет любой богословской науки. От нас ждут евангельского благочестия, поэтому сейчас наша задача – убедить современников в том, что только православие спасительно», – заявил отец ректор.
Пленарные заседания начал председатель Киевского Религиозно-философского общества, проректор КДА и С протоиерей Николай Макар. В своем докладе «Православное учение о мире» отец Николай раскрыл истинность православного взгляда на окружающую вселенную. Один из иностранных гостей, прибывших на конференцию – доктор богословия, профессор богословского факультета Афинского университета архимандрит Николай Иоаннидис рассказал о роли православных византийских богословов в западной схоластике в своем докладе «Встреча православного и схоластического богословия в Византии».
Вопрос о богословском взгляде отца Иоанна Мейендорфа на человека в Церкви раскрыл в своем докладе Йоост Ван Россум (доктор богословия, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж)). Докладчик обозначил достижения отца Иоанна Мейендорфа в области изучения богословия Григория Паламы.
После перерыва конференция продолжила свою работу в Государственной исторической библиотеке Украины, где после докладов организаторы провели презентацию выставки «Русское религиозно-философское возрождение начала 20 века: С. Булгаков и В. Зеньковский (из дореволюционных фондов киевских библиотек). Первый рабочий день научного форума завершился показом православных документальных фильмов.
Следующие три дня участники конференции провели в гостях у Института философии имени Г. Сковороды НАН Украины, где прошли второе пленарное заседание, работа секций и круглых столов. Вниманию слушателей были представлены доклады профессора Киевской духовной академии протоиерея Георгия Соменка, который раскрыл нравственно-психологические аспекты православной веры в свете церковной истории и
Святоотеческого предания; зав. кафедрой Киевской духовной академии протоиерей Владимир Савельев рассказал собравшимся о сложности вопроса филиокве и его значении в диалоге между Востоком и Западом. Также вызвал интерес доклад доктора философских наук Института философии имени Г. Сковороды Виктора Малахова, который провел параллель в соотношении культуры и благодати, обозначив свою тему как попытку онтологического осмысления такого многогранного и объемного понятия как культура.
На многочисленных секциях и круглых столах участники обсудили широкий спектр научных проблем, дискуссировали по поводу различных богословских вопросов.
В интервью Пресс-службе УПЦ профессор-протоиерей Георгий Соменок отметил, что конференция, посвященная православию и миру, причем в аспекте эклизиологии, антропологии, культуры необычайно важна. «Она помогает нам не только разделить различные аспекты христианского богословия, но и помогает нам как можно глубже, шире и правильнее понимать Православное богословие. – сказал отец Георгій. – В этом суть Православия – правильно верить и правильно понимать. Православное богословие – это та область религиозного и философского мировоззрения, я бы даже сказал историко-филосовского мировозрения, которое не может замыкаться в самом себе. Православие, и православное богословие в частности, всегда выше тех человеческих представлений, исторических условностей, которые его ограничивают. И более того, православие невозможно ограничивать! В том и актуальность, и значимость православного богословия для нашего времени, оно помогает человеку выйти за пределы тех условностей, тех исторических наслоений, которые были присущи для конфессиональных институтов и даже для истории христианства. Я глубоко убежден, что для Православия в будущем открываются большие горизонты. Перспектив у Православного богословия очень много, необходимо только работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы не ограничивать себя только одной лишь дисциплиной или областью. Мы должны стараться вникать как можно глубже в ту богословскую ниву, которую дал нам для возделывания Иисус Христос».
Последнее пленарное заседание и закрытие конференции состоялось в синодальном зале Киево-Печерской Лавры. Свои доклады прочитали гости из Москвы – зав. сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства шимени преподобного Андрея Рублева Олег Ульянов и настоятель храма Святой Троицы в д. Захарово Клинского района Московской Области, кандидат философских наук игумен Тихон (Полянский). Оба доклада вызвали оживленный интерес присутствующих, так как затронули важные вопросы, касающиеся приходской практики. Олег Ульянов поднял вопрос литургической реформы в аспекте Евхаристического богословия, а отец Тихон затронул не менее важную проблему, которая непосредственно касается приходской жизни – православный приход перед вызовами секулярного мира.
Игумен Тихон (Полянский) поделился с Пресс-службой УПЦ своими впечатлениями от конференции: «Каждый раз я с радостью приезжаю в Киев, где нас всегда ждет теплый прием и возникает удивительное чувство той братской любви, единства нашей Церкви и веры, которое, несмотря на имеющиеся политические нюансы, на все нестроения нынешнего времени сохраняется между нами христианами.
Сейчас мы только начинаем ряд наработок над преодолением того 70-летнего засилья материализма в науке, и данные конференции, которые представляют собой опыт соединения науки церковной и науки светской, являются как раз тем форумом, на котором мы можем свободно с взаимоуважением говорить о проблемах, которые стоят перед нами: восприятием нашего исторического опыта, восприятия пути Церкви в нынешнем мире. И те конференции, которые проводятся в Киеве вот уже третий раз Киевским религиозно-философским обществом по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, стали очень авторитетным событием научной жизни не только Украины, но и России. Это действительно международный форум, на котором авторитетные ученые достойно и глубоко обсуждают проблемы религиозно-философской науки проблемы восприятия необходимости православия для нынешнего дня. Еще должен сказать, что форум этот собирает не только авторитетных ученых с мировым именем, но и молодых специалистов, которые здесь имеют возможность изложить свои взгляды сами и приобрести опыт от людей давно занимающихся церковной наукой.
Я думаю, что как раз подготовка людей из современной среды молодежи, грамотных людей, преданных Церкви, знающих церковную и светскую науку – эта подготовка должна вестись, чтобы достойные представители нашей молодежи служили примером для всего молодого поколения, и сами, что называется, «шли в народ», были современными проповедниками, которые свято хранят веру православную и могут истину православия донести до современного молодого человека».
Воспитанник 4 класса Киевской духовной семинарии Алексей Милютин отметил: “Киевское религиозно-философское общество вот уже несколько лет подряд организовывает конференции. На них поднимаются глубокие и острые вопросы, на протяжении многих веков терзавшие как Церковь, так и людей для которых жизнь в Ней составляет единственный путь нормального существования. Это прекрасно, так как мы находим поддержку, новые силы и надежду на лучшее, к которому стремились великие богословы нового времени: о. Александр Шмеман, о. Иоанн Меендорф, о. Василий Зеньковский, памяти которых и была посвящена конференция. Эти люди на протяжении всей своей жизни искали истину, а также помогали искать Ее окружающим. Нам необходимо всегда помнить об этом величественном труде и стараться продолжать дело, которое было начато ими».
Подводя итоги конференции, протоиерей Николай Макар отметил, что ее участникам удалось достичь всех поставленных целей. В частности, реалистично оценить роль и место православия в мире, его связь с отечественной и мировой культурами. Отец Николай поблагодарил участников конференции за труды и участие в этом мероприятии.
Завершающим аккордом научной международной конференции стала паломническая поездка всех участников в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. По пути к святыне участники остановились в Свято-Троицком Корецком женском монастыре. Уже глубокой ночью автобус научной конференции достиг цели. Лавра встретила путешествующих гордой осанкой своих древних храмов, которые, вот уже семьсот лет свидетельствуют о незыблемости христианских ценностей, красоте и святости православного вероучения. Особо нужно отметить тот особый духовный настрой и церковный дух, который царил на протяжении всех дней конференции. Святое утро в Почаевской Лавре, ранняя литургия, на которой причастились философы, богословы, мыслители послужили последним научным аргументом о том, что Православное богословие живо, действенно, спасительно. Представители научной элиты, как светской, так и церковной, после продолжительных дискуссий в стенах Института философии засвидетельствовали самое главное – богословствовать – значит жить. Именно на этой истине зиждутся все постулаты богословских наук.