Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Священник Дионисий Мартышин. Апостольское служение и проблемы современности в богословском поиске митрополита Владимира

Апостольское служение и проблемы современности в богословском поиске митрополита Владимира

Иерей Дионисий Мартышин, канд. богосл., преподаватель КДА и С

Апостольское служение
обращено к вечности
но осуществляется
в определенном времени
и принимает во внимание
современные события.
Карл Барт

В современном украинском обществе без преувеличения велика роль Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, 40-летний юбилей архиерейской хиротонии которого мы отмечаем. Жизнь Митрополита Владимира это жизнь, посвященная апостольскому служению проповеди радостной вести, что человек в этом мире не одинок, что он причастен Божественной жизни и имеет реальную возможность общения с Господом нашим Иисусом Христом.
Выдающийся иерарх, известный проповедник, яркий педагог, православный мыслитель, он в своем слове всегда пытается раскрыть смысл христианской жизни, учитывая животворящую традицию Церкви, а также богатую украинскую культуру, сложную общественно-политическую картину развития независимого украинского государства. Владыка всей своей жизнью доказывает, что, невзирая на все трудности, можно и в настоящее время быть свидетелем апостольского служения.
По словам Митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), «апостолы это не связующее звено между Христом и Церковью в историческом процессе, но основа Церкви как присутствия Царствия Божия здесь и теперь» . Именно на этом всегда строится жизнь Митрополита Владимира, даже его фундаментальный богословский труд имеет название: «Экклезиология в отечественном богословии» (1979), что подчеркивает основное и главное в богословском поиске Владыки жизнь и учение Церкви.
Апостольское служение это не только просветительское, это еще и пророческое призвание и свидетельство о Божественной истине в жизни современного общества, особенно во времена государственно-политических трансформаций и экономических реформ. Актуальной доминантой в богословском поиске Блаженнейшего Митрополита Владимира является осмысление абсолютных христианских ценностей в современном мире, с его проблемами и потрясениями. Несмотря на идеологические спекуляции и политическую борьбу, Блаженнейший Владимир своей жизнью и настоящей христианской позицией подчеркивает, что в любом политическом выборе главное не ситуативная, исторически обусловленная позиция христиан, а Живой и Вечный Христос с Его Церковью в эсхатологическом измерении. «Там, где есть Церковь, там есть цель Царство Божье+ И разве может быть иначе? Во всем должно господствовать одно церковь живет как вестник, живет, чтобы передать весть. Она не улитка, таскающая на спине свой домик и чувствующая себя настолько хорошо в нем, что лишь иногда высовывает свои щупальца и считает тогда, что удовлетворила «требования общественности». Нет, церковь живет своим вестническим предназначением… В этом свете все наши церковные дела позволительны и даже необходимы. Таким образом, церковь, ожидая и спеша, идет навстречу будущему Господу» .
Христианин не должен отстраняться от мира с его проблемами, он должен решать эти противоречия в свете диалектико-эсхатологического православного богословия. Не идеология исцеляет человеческий ум и сердце, а реализм существования Христа. «Что значит Божественная сила Благой вести по сравнению с силами государства, мировой экономики, с последними достижениями науки и техники?.. Мы должны прямо и отважно смотреть на все, что вокруг нас, в нерушимой надежде, что в тот день, когда Иисус Христос явится миру во всей Своей славе, Его голос услышат все и мертвые, и живые» .
Без всякого преувеличения и пафоса, размышления выдающегося швейцарского богослова Карла Барта о пророческом призвании и служении, можно с уверенностью, отнести к жизни Блаженнейшего митрополита Владимира: «Перед лицом неизбежной катастрофы, в которой находится церковь, он не войдет в спасательную шлюпку, но благодарно или неблагодарно останется на своем месте в кочегарке или на командирском мостике+ Он, громко возвышая свой голос, будет напоминать себе самому и тем самым церкви о вечности+ Пусть вместит это тот, кто может вместить: Христос там, где человек безутешно знает, что он изгнан от Христа, но никогда не там, где человек считает себя защищенным от скорби этого знания» .
«Верующий не в проигрыше перед историей, говорит Митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр). Трудные времена распинают его, но не могут одолеть, потому что его ум не затемнен и не болен политикой» . Эти слова, которые обращены к каждому христианину, соответствуют и богословской линии Митрополита Владимира. В своем апостольском служении и проповеди Блаженнейший Владыка, опираясь на свой жизненный пастырский опыт и внутреннюю богословскую интуицию, которая присуща настоящим религиозным мыслителям, пишет: «Во взаимоотношениях между Церковью и государством нужно учитывать отличие их природы. Церковь основана непосредственно Самим Богом Господом нашим Иисусом Христом; государственная же власть проявляет себя в историческом процессе опосредствовано. Целью Церкви является вечное спасение людей. Цель государства заключается в обеспечении порядка в обществе и благосостояния граждан.
В современном мире государство, будучи светским, не обременяет себя религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом отраслей и основывается на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство осознает, что земное благосостояние невозможно без соблюдения определенных моральных норм тех же, которые нужны и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении сугубо земных благ, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Не может быть приемлемым принцип церковно-государственных отношений, при котором религия радикально вытесняется из всех сфер жизни народа, религиозные объединения отстраняются от участия в решении общественно значимых вопросов, лишаются права давать оценку действиям власти. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление и в ее вероучение. Церковь живет согласно своим каноническим нормам, нарушение которых может привести к кризису не только внутрицерковному, но и общественному. Это очень важно понимать у нас в Украине, особенно после появления раскольнических течений, которые кое-кому очень хочется любой ценой объединить с канонической Церковью» .
Смелые и насущно нужные обращения Митрополита к высшему руководству государства и ко всему украинскому народу о сохранении вечных христианских ценностей в условиях разрушения основных нравственных норм и политических противостояний не могут остаться вне внимания общества. Для многих эти вопросы неотделимы от политического контекста, однако решение социальных и политических проблем нашего общества в грязное дело» превращают сами люди в том случае, когда в своей деятельности руководствуются не представлениями о духовном и материальном благе народа, а личными корыстными целями или интересами различных групп влияния. Более того, в Церкви нет какого-либо иного служения, кроме служения Христова. И именно это делает социальную миссию Церкви сущностно отличной от человеческой «демократии». «Истинно религиозный человек должен внедрять свои религиозные идеалы во все сферы своей общественной жизни. Иначе Бог будет лишь только в душе, как к тому стремится либеральная идея, и Его совсем не будет в нашей жизни. То есть реальная практика реального общения с Живым Богом в нашем земном бытии превратится лишь в философские размышления и метафизические мечты о неизвестном. К сожалению, сегодня в современном обществе существует мнение, что православный христианин не должен заниматься политикой и социальными вопросами, и что он должен избегать этого как дела нечистого и не богоугодного. Это мнение порочное, и базируется оно на пассивности, лености и бездеятельности». К миссии и богословию Православной Церкви нередко относятся как к сборнику народных легенд и обрядов древности. А в результате такого секулярного мировоззрения и церковная реальность становится тайной мистикой» или «святой археологией», древней и непонятной. Учитывая это, христианский богослов должен, в первую очередь, отстаивать достоинство человека и человеческой жизни в свете животворящей и динамической традиции Церкви. Спасение заключается отнюдь не в каком-то неосознанном моральном совершенствовании или аскетическом подвиге, а именно в изменении всей человеческой жизни благодатью, разумом, энергией Живого Христа Творца вселенной.
Параллельно с этими, Церковь хорошо понимает, что в жизни нашего общества есть представители так называемого либерального антиклерикального направления, которые единственной легитимной моделью развития человечества считают безрелигиозное мировоззрение. Эта идеология не видит активного участия Церквей и религиозных объединений в общественной и политической жизни. Религию воспринимают как сугубо личное дело отдельного человека, и она в любом случае не должна влиять на его поведение в обществе.
Но, в то же самое время, политическая и культурная элиты Украины находятся в поисках этики, которая позволила бы избежать тоталитаризма: как вчерашнего политического, так и завтрашнего либерально-технологического. Но решить фундаментальные проблемы современности можно лишь с учетом того, что человечество развивается не только на основе материальных достижений, но и благодаря религиозному осмыслению жизни. «Поэтому, Церковь не видит препятствий к взаимодействию со здоровыми политическими и общественными силами разной ориентации, к сотрудничеству с любыми добропорядочными людьми, в том числе инаковерующими и неверующими, при условии их готовности к честному, доброжелательному и заинтересованному диалогу на благо нашего родного государства» .
Настоящие духовные лидеры и патриоты нации, которые не только понимают важность демократических реформ, но и делают все возможное, чтобы в украинском государстве воплощались общечеловеческие ценности (такие, как социальная и этическая справедливость, настоящая любовь друг к другу, забота о настоящем и будущем наших детей, стремление к тому, чтобы наши дети и внуки жили в лучших условиях, чем сегодня приходится жить каждому из нас), всегда помнят слова выдающегося западного богослова: «Церковь, которая боится запятнать себя прикосновением к грязной и грубой реальности; Церковь, которая боится громко заявить о своей точке зрения, это страж, который уснул на посту» .
Мужественная и открытая позиция Митрополита Владимира по всем болезненным вопросам современной жизни делает его богословие не только актуальным, но еще и социально адаптированным к реальности земного бытия. Нельзя не согласиться со словами профессора Киевской Духовной Академии протоиерея Виталия Косовского: «Богословие Блаженнейшего Митрополита Владимира серьезный фундамент для синергийного взаимодействия Церкви и общества в спасении и преображении современного человечества» . Нужно отметить, что богословие Православной Церкви это не абстрактный идеализм или мистицизм, а объективный опыт реального общения с Творцом вселенной, опыт, который связан с непосредственной реальностью жизни, с ее общественной и исторической действительностью.
В своем учении Церковь подчеркивает, что новый образ жизни Христос предлагает утверждать не политическими и экономическими войнами или информационным давлением, обманом и тому подобным, как это свойственно греховному человечеству, а постижением Христового учения, очищением сердца, личным моральным примером. Христос завоевывает людей не силой, а любовью и благодатью. Важно подчеркнуть, что личный пример жизни Митрополита Владимира приводит к пониманию того, что настоящая научная жизнь, путь просветительства и переустройство будущего связаны с принадлежностью к жизни Православной Церкви и ее богословию.
С христианской точки зрения, чтобы быть сознательным патриотом родной Украины, нужно не только говорить о национальной идее и национальных интересах, но и делать все, чтобы страна сияла светом православной веры, быть свидетелем Христовой правды и любви, которая реально воплощается в жизни и богословии Митрополита Владимира. Миссия украинской политической и культурной элиты, истинных патриотов и всех образованных людей должна быть настоящей апостольской просветительской деятельностью и жертвенным реальным служением Богу и Отчизне.