Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп: «Наше дело — сеять Слово Божие»

50-летие епископа Филиппа

Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп: «Наше дело — сеять Слово Божие»

Биография Преосвященнейшего епископа Филиппа

Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп (в миру Осадченко Роман Альбертович) родился 2 июля 1956 года в г. Днепропетровске в семье военных.
После окончания средней школы в 1973 году поступил на биологический факультет Харьковского университета, который окончил в 1979-ом.
В сентябре 1980 года был рукоположен архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом в сан священника и назначен клириком кафедрального собора в г. Курске. Там же исполнял обязанности заведующего канцелярией Курского епархиального управления, а в дальнейшем –– его секретаря. В 1985 году стал секретарем Иркутского епархиального управления. С 1986 года — клирик Полтавской епархии. В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию.
С 1990-го — настоятель Свято-Николаевского собора в городе Комсомольске Кременчугского района Полтавской области. В 1993 году пострижен в монашество с именем Филипп — в честь священномученика Филиппа, митрополита Московского, и при сохранении должности настоятеля Свято-Николаевского собора в г. Комсомольске назначен наместником Спасо-Преображенского монастыря в с. Мгарь Лубенского района Полтавской области, а также благочинным Кременчугского округа Полтавской епархии.
В 1997 году, продолжая нести все возложенные на него Церковью труды, вступил в должность ректора Полтавского духовного училища. В 1999 году окончил Киевскую духовную академию.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2001 года определен быть епископом Полтавским и Кременчугским, преемником почившего в Боге 1 октября 2001 года митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна).
С 2002 года — Председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.
В 2004 году нес послушание временного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви.

— Ваше Преосвященство, всякий юбилей — повод для размышлений и подведения итогов. Как случилось, что юноша из обычной советской семьи, воспитанный в советской государственно-атеистической школе, закончивший биологический факультет Харьковского государственного университета, посвятил себя служению Богу? Что стало решающим для выбора такого жизненного и духовного пути?
— Я не могу сказать, что в моей жизни происходили какие-то особенные события — яркие, горестные, радостные, которые побудили меня оставить науку и встать на стезю служения Святой Церкви. И школьником, и студентом, когда была возможность, я ходил в церковь. Это было не всегда безопасно, скорее даже всегда небезопасно, но я все-таки ходил. Желание служить Богу, Церкви у меня было всегда. Поэтому решение о всецелом посвящении себя этому служению было следствием длительного обдумывания и внутренней готовности.

— Господь судил Вам прожить жизнь, интересную с мирской точки зрения и поучительную с духовной. Вы служили в разных местах бывшего Советского Союза, встречались с разными людьми. Многое у Вас связано с преподобным Серафимом Саровским…
— Действительно, в своей жизни я встречал очень много разных людей — ярких, выразительных личностей, и из мира церковного, и из светского… Что касается связи с преподобным Серафимом Саровским, то я начал свое церковное послушание в Сергиево-Казанском кафедральном соборе города Курска — храме, который строила родительница преподобного Серафима. Как повествует житие угодника Божия, именно со строительных лесов этого храма восьмилетний отрок Прохор Мошнин упал и был спасен чудесной помощью Божией. Вот в этом храме я начинал служение в качестве иподиакона, в этом же храме в 1980-ом году я был рукоположен в сан диакона, некоторое время был клириком этого собора. Знаменательно также, что строили храм родители преподобного Серафима, а само место строительства освящал святитель Иоасаф Белгородский.

— Ваше Преосвященство! Нельзя не спросить и о еще одном Серафиме — известном старце архимандрите Серафиме (Тяпочкине). Вы были с ним знакомы…
– Да, я был знаком с этим удивительным старцем. Он служил в районном центре Ракитное Белгородской области. Помню поездки к нему, они были нечасты, но запоминающиеся. Приходилось ехать поездом, и дорога была сложной, хотя вроде и недалеко от Курска. Но всегда поездки я воспринимал с большим духовным трепетом, потому что всякое общение с этим духоносным старцем производило неизгладимое впечатление. Отец Серафим был невысокого роста, говорил очень тихо, у него были очень живые глаза, и в них, и во всем его облике, во всем естестве чувствовалась колоссальная любовь ко всем, кто его окружал, с кем он общался. Он просто источал эту любовь — ту самую, о которой говорил Христос… У меня сохранились адресованные мне письма старца. Для меня они — святыня. И вообще всякая память об отце Серафиме согревает мою душу и волнует сердце.

— А кого бы еще Вы могли назвать своими духовными наставниками? Кем были те люди, которые оказали влияние на Ваш духовный рост и становление?
— Мне хочется вспомнить первым… игумена Леонида (Легача), я с ним познакомился в Виленском Свято-Духовом монастыре. Он уже отошел ко Господу, и я возношу о нем свои молитвы… Ну и, конечно, самое большое, самое яркое влияние на меня оказал нынешний митрополит Виленский и Литовский Хризостом. Владыка научил меня правильно мыслить и правильно оценивать церковные и светские события. Именно он формировал меня в церковном плане, за что я ему очень благодарен.

— Обычным делом является для молодых людей перед посвящением в священный сан вступление в брак. Вы же избрали иной путь — безбрачие. Для такого решения нужны были, очевидно, весьма серьезные причины?
— Я хотел служить Церкви… Я хотел служить Богу… А полумер я не знаю. Если мне что-то нравится, то нравится до конца (если не нравится, то тоже до конца). А раздваиваться между семьей и Церковью… — на это у меня, наверное, не хватило бы сил. Поэтому я выбрал вариант оптимальный для себя. Церковь — это моя жизнь. Кто меня видит, кто со мной общается, тот знает, что я живу этим. И это — самое главное в моей жизни. Поэтому, если бы я начинал жизнь заново, то поступил бы точно так же. Я избрал путь служения Церкви.

— Владыка, Вы возвратились в Украину в конце периода государственного атеизма и собственными глазами видели процесс духовного возрождения нашего Отечества. Начав служить в отдаленном сельском приходе Полтавской епархии, Вы организовали православную общину в промышленном Комсомольске, построили там прекрасный храм…
— Я приехал в Украину в 1986 году… Тогда были уже первые движения “перестройки”. Страна дышала реформами. А когда Церковь получила долгожданную свободу, которой была лишена в период Советской власти, то столкнулась со множеством проблем, к которым не всегда была готова. Духовенство не готово было идти в народ, хотя люди ждали, жаждали общения с духовенством и вообще с Церковью… А поскольку за годы гонений была утрачена традиция и проповеди, и миссионерства, и социального служения, и духовного руководства, то в духовную жизнь ринулись многоразличные секты, которые имели и материальную базу, и подготовку. Многие из них хлынули из-за рубежа и сеяли тут все, что могли посеять.
Слава Богу, мы смогли пройти период тех первоначальных трудностей, дожили до времен, когда можем не только строить храмы (хотя и это важно), не только восстанавливать монастыри, открывать духовные школы, — можем заботиться о большем. Мы открываем детские православные лагеря, мы можем полной грудью проповедовать Слово Божие, вести паству ко спасению, заниматься образованием, благотворительностью и социальным служением…

— И снова о монашестве. Вашими усилиями возрождается Мгарский монастырь. Созданный как скит Мгарской обители, живет уже собственной жизнью самостоятельный Потоцкий монастырь. Растут и благоукрашаются женские обители, Полтавская и Козельщанская. А в Ваших планах, насколько мне известно, и нечто большее…
— Монашество — основа православной духовности. В монашестве формировался наиболее ценный духовный опыт, практика молитвы, внутреннего делания, подвига самосовершенствования… Мало где, кроме монастырей, достигались такие вершины святости… Монашество дало Церкви и богословов, и песнописцев, и духовников… Потому-то монастырям следует уделять большое внимание. Да, у меня в планах есть создание на территории Полтавской епархии еще нескольких обителей. Впрочем, об этом лучше говорить будем уже тогда, когда это будет фактом, а не желанием или перспективным планом!
Вообще же я считаю, что чем больше будет монастырских очагов — этих духовных ростков — тем сильнее будет Церковь и тем богаче будут люди духовно. Кто был, например, в Мгарском монастыре, или в Козельщанском, или в Полтавском, тот сможет меня понять. Ведь эти обители — места одновременно и намоленные, и красивые. Там чувствуется и особенное присутствие Божие, и созерцается красота Божьего творения. И еще: неся людям “разумное, доброе, вечное”, монастыри одновременно должны (и я верю, что такое время наступит!) заниматься также благотворительностью, опекой детей… Это дело будущего.

— При Вашем предшественнике владыке Феодосии Вы несли много церковных послушаний: были благочинным Кременчугского округа, наместником Мгарского монастыря, ректором Духовного училища, настоятелем Николаевского и Успенского соборов… Как Вы успевали?
— Во-первых, мне бы хотелось выразить искреннее сожаление по поводу того, что в сутках всего 24 часа, а не, например, 48… А как успевал… Старался успеть как можно больше. А что получилось — оценит Господь и народ Божий.

— Владыка! Когда преставился ко Господу митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий, Богу угодно было призвать Вас ко святительскому служению. Когда Вы узнали об этом решении священноначалия? Что Вы чувствовали? Как готовились к предстоящему ответственному послушанию?
— 26 декабря 2001 года было заседание Священного Синода. Мне позвонили из Киева и сказали, что в ходе этого заседания будет подниматься вопрос о замещении на Полтавской кафедры. А потом позвонили через полчаса и сказали, что быть епископом определено мне. Трудно передать мое состояние… Наверное, главное — ощущение огромной ответственности, которую поручает мне Церковь, которую вручает мне Господь для водительства народа Божия ко спасению. Я видел в новом служении большие возможности для реализации себя в плане созидания церковной жизни в области, для развития духовной жизни.

— Вашу архиерейскую хиротонию во епископы возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Вы встречали Его Блаженство в день прибытия в Киев в 1992 году. Ваше отношение к Блаженнейшему Владимиру? Какие из его качеств Вы бы хотели перенять?
— Блаженнейший, я думаю, для каждого украинского епископа — это отец и образец для подражания. Его Блаженство — человек высочайшей порядочности, доброты, мудрости, сострадания, понимания, милосердия… Чему бы хотелось подражать? Наверное, научиться такому качеству, каким обладает Блаженнейший, — любить и прощать.

— Когда Вы пришли на Полтавскую кафедру, с Вами — молодым, энергичным архиереем — было связано много надежд. Многие планы осуществлены. А что Вам не удалось?
—Мне не удалось пока поставить на надлежащий уровень образование в Духовном училище, открыть там иконописное отделение. Некоторых священников мне не удалось “разбудить”, чтобы они делали что-то на ниве социального служения, несли Слово Божие, а не только исполняли требы… Хотя я надеюсь, что в перспективе мне это удастся. И вообще, кое-что из того, что пока не удалось, я планирую со временем все же осуществить, и мне кажется, у меня получится…

— Извечная проблема Церкви — кадры. Откуда берутся кандидаты в священство в Полтавской епархии? Многих ли Вы рукоположили в священный сан? Довольны ли Вы ставленниками?
— Кандидатов, наверное, посылает Господь. Желающих много. Мы присматриваемся к ним и решаем, кого рукополагать, а кого нет. Доволен ли я ставленниками в Полтавской епархии? Не могу сказать, что всегда доволен теми, кого я рукоположил. Но я примерно знаю, какой священник для какого прихода подходит, и стараюсь направлять ставленника туда, где и он сможет служить, и его люди примут. Это важно. Конечно же, ставленника нужно научать. Нужно, чтобы он за время практики успел стать лучше, чище, добрее, приобрел некоторый опыт, поучился у более опытных священников. Иногда это удается, иногда нет. Но это жизнь, и это естественный процесс возрастания духовного, возмужания, приобретения опыта. У каждого он идет по-своему, главное — прилагать силы, чтобы этот процесс шел…

— Безусловно, трудно назвать, кого из детей отец или мать любят больше… Но у Вас, Владыка, Духовное училище — любимое дитя. Вы приложили много сил для его создания и развития. Что для Вас училище сейчас?
— Это действительно мое детище. Я хотел, чтобы там мы могли наших детей учить, причем не только богословию и регентскому делу, но и благочестию, совместной молитве, учить преодолевать естественные трудности… Насколько это получается — судить не мне. Но сейчас, когда училище вступает в десятый год своей жизни, там создан серьезный коллектив преподавателей и воспитателей, есть библиотека, есть традиции. Там преподают выпускники духовных школ и светских вузов, которые любят Бога и любят наших детей, мастера своего дела. В любой церковной деятельности наше дело — сеять Слово Божие, а уж когда будут всходы и какие будут плоды, зависит и от Бога, и от тех, кто принимает посеянное.

— Владыка, как проводите часы свободного времени? Какие у Вас есть привязанности и увлечения?
— Церковная деятельность — моя самая большая привязанность. Церковное строительство — самое большое увлечение. Я прошу у Бога, чтобы Он послал Свою благодать, которая “немощная врачует и оскудевающая восполняет”. А из увлечений, пожалуй, можно выделить рыбалку и цветоводство.

— Вы — монах, и одно из основных деланий монаха — молитва. Какие службы Вам нравятся более всего, какие песнопения?
— Конечно, постовые, особенно служба Великого Четверга и службы первой седмицы Поста, канон преподобного Андрея Критского. А больше всего мне нравится служить Литургию…

— Вы посетили многие святые места, путешествовали, встречались с разными людьми в разных странах… Что из увиденного оставило в Вашей душе наибольший след?
— За последние годы наибольший след оставило посещение Беломоро-Балтийского канала. В паломничестве на Соловки маршрут проходил по Беломорканалу — от начала до конца, до самого Белого моря. Я видел, что там построено, — а мне много приходилось читать, как это все происходило… Ужасный результат страданий людей, загнанных туда, невинных жертв, которые страдали от непосильного труда зимой и летом… Оказалось, что строили никому не нужный канал — он ведь сейчас практически не востребован. А на его дне, на его берегах покоится прах тысяч и тысяч мучеников за Христа — кажется, что сами места пронизаны духом этого подвига, этого исповедания имени Христова. Это оставляет неизгладимое впечатление. В этом же паломничестве меня очень поразил Соловецкий монастырь — величие и сила духа преподобных древности и мучеников недавнего прошлого… Впечатление колоссальное. Вообще же в жизни было много интересного, во многих святых местах я бывал, во многих странах. Разве можно забыть посещения Святой Земли…

— Если подвести итоги, как бы Вы оценили прожитые пятьдесят лет?
— Приобретен определенный жизненный опыт. Есть много планов на будущее. И требуется одно: Божие благословение и здоровье! А там дал бы Господь сил — будем стараться делать много во славу Божию и на благо Святой Церкви.

— Традиционный вопрос: Ваши планы? Безусловно, все в руках Господних, но наверняка Вам хотелось бы что-то сделать, чего-то достичь?
— Мне хотелось бы достичь в своей жизни многого… Из ближайшего: хотелось бы, чтобы в Полтаве был новый кафедральный собор, хотелось бы, чтобы в Полтавской епархии была Миссионерская духовная семинария, хотелось бы, чтобы мощи святителя Афанасия Лубенского возвратились на то место, где они были триста лет, — в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь… Хотелось бы еще очень-очень многого…

— Всеукраинская православная газета “Ведомости Полтавской епархии” создана Вашими трудами. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Большей активности! Чтобы у нас с читателями был не монолог редакции (“мы пишем — вы читаете”), не игра в они ворота, а живая беседа. Хочется, чтобы читатели реагировали на публикации в газете и присылали свои письма и отзывы, причем не только похвальные, но и возмущенные. Мы даем возможность для полемики… Хотелось бы пожелать им большей заинтересованности, чтобы они не были теплохладными, не были безразличными к церковной жизни.

Интервью вел прот. Георгий Зверев,
газета “Ведомости Полтавской епархии”