Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний. Богословие — благодатное вдохновение
40-летие епископской хиротонии Предстоятеля УПЦ
Богословие Блаженнейшего Митрополита Владимира
Антоний,
Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский
Хорошая, содержательная книга всегда дает повод для размышлений, подвигает нас на самоусовершенствование. Если же это богословский труд, то полезность и надобность такой книги трудно переоценить. Такая книга поспешествует нам, идущим по пути Богопознания и спасения. Богословские труды Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, собранные в десяти томах, читаешь и перечитываешь заново, ибо они – мудры, поучительны и назидательны. Всеукраинский Первоиерарх, которому доверено вести корабль нашей Церкви в нелегкое время перемен, нестроений и испытаний, хорошо известен всему миру, не только своим талантом управленческого, административного действования, но и его поистине весомым вкладом в современную богословскую науку. В прошлом году митрополиту Владимиру исполнилось 70 лет, в этом году он отмечает 40- летний Юбилей своего Архиерейского служения Церкви и народу Божию.
БОГОСЛОВИЕ — БЛАГОДАТНОЕ ВДОХНОВЕНИЕ
Совершенство Творца отражается во всех творениях, но только человек одарен образом Божиим – «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1,26-27). Образ Божий — в душе человека, в ее свойствах и способностях, дарованных человеку при творении. Эти свойства и способности – сущность духовной природы человека, они приближают его к Господу. Такое приближение к своему Творцу и Первообразу составляет цель жизни христианина. Достижение высокой меры Богоподобия и теснейшего единения с Богом возможно лишь путем созидательного и деятельного совершенствования природных сил и способностей.
К совершенствованию призывает нас Спаситель: «Будьте убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5,48). И здесь естественно встает вопрос о предназначении человека.
Прп. Антоний вопрошает: «Для чего создан человек?» и отвечает: «Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел самого Бога и прославлял Создавшего их для человека» (Добротолюбие, т.1, М.1905). Бог открывает Себя людям, а люди имеют способность познать и принять открываемое.
Особое место в этом занимает богословие. На первый взгляд богословие ничем не отличается от других наук, но это далеко не так. Богословие отличается от остальных научных дисциплин так же, как религиозное познание, сутью которого является познание человеком Бога, отличается от познания вообще – познания мира. Богословие выше естественного знания, ибо принадлежит к области благодатного вдохновения, сообщенного Церкви в Божьем Откровении. Богословие неразрывно связано с соборной и сакраментальной жизнью Церкви. Сама природа богословского познания требует целостного участия всей человеческой личности – не только ума, но и воли, и чувств. Бытие Божие лежит по ту сторону обычного рационального мышления. Лишь умом нельзя познать Бога, ум должен просветиться Светом Христовым, сияющим в Церкви. Путь богопознания – путь нелегкий, путь внутреннего духовного совершенствования. Особая роль при этом отведена пастырскому богословию. Богословов в современном мире немало. Но уместно вспомнить слова Игнатия Брянчанинова: «Наука есть, Академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия…А случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия» (И. Брянчанинов. Письма к разным людям. Вып.2.Сергиев Посад,1917. стр .78-79).
Вот почему так дорог нам опыт тех немногих пастырей, подвизающихся на ниве богословских наук, которые пройдя путь от первых ступеней до определенных высот в постижении премудрости нашего Создателя, обращаются к пасомым со словами назидания и поучения. Сегодня нам, как никогда, необходим пример тех, кто не только научными изысканиями, но всей душой и всей своей жизнью утверждают полноту Христовой веры, веры непреклонной и неизменной. Той веры, которая и есть начало боговедения, о чем свидетельствует святой Исаак Сирин: «Вера есть дверь таинств. Как телесные очи видят предметы чувственные, так, и вера духовными очами взирает на сокровенное» (Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев посад., 1911).
Огоньком, свечой в ночи для тех, кто начинает путь богопознания и приближения к своему Творцу, Первообразу и Спасителю, служит жизненный пример и труды видного богослова современности, Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Для людей моего поколения: будь-то архиереи, священнослужители или простые верующие, прихожане – десять томов проповедей и богословских трудов Блаженнейшего Митрополита Владимира, увидевшие свет пять лет назад, давно стали настольными книгами.
НАЗИДАНИЯ, ИДУЩИЕ ОТ ЩЕДРОГО СЕРДЦА
В предисловии к изданию Митрополит Владимир замечает: «За 30 лет епископства редко какое богослужение совершалось мною без поучения». Первые два тома трудов Владыки Владимира составляют его проповеди. Семнадцать из них посвящены Рождеству Христову и, прежде всего, раскрывают в доступной, понятной форме главный церковный догмат о Боговоплощении. Говорить просто и понятно о великом и сложном – удел людей мудрых, глубоко владеющих сутью вопроса. В проповедях на Рождество Христово, в новогодних назиданиях, выдержанных в евангельском духе, утверждается непререкаемая истина, «что над нами всегда пребывает милость Божия, которая с годами не меняется, но всегда постоянна, несмотря на наше несовершенство». В своих проповедях Митрополит Владимир не устает обращаться к пастве с призывом к совершенствованию на пути богопознания, возданию сугубого благодарения Господу за все Его неизреченные благодеяния. А значит – «Вступая в новое лето Божией Благости, всем нам нужно сосредоточить умы и сердца в молитве».
Душеспасительные назидания, идущие от чистого и щедрого сердца архипастыря, составляют основу его проповедей на двунадесятые праздники и поучения на воскресные и праздничные дни. Второй том трудов Блаженнейшего Владимира открывает проповедь на Неделю 1-ю по Пятидесятнице, когда празднуется память всех Святых. В этой проповеди Архипастырь призывает подражать примеру всех «от века Богу угодивших и Им прославленных, теперь же уже торжествующих на небе». Тема памяти, подвигающей на подвиг Веры, звучит и в проповеди поименованной «Святость», в которой Владыка обращается с призывом: — «помнить всех своих соотечественников, почитать вместе с ними и всех Святых, подражать их вере, их богоугодному житию и святости».
Каждая проповедь Блаженнейшего митрополита Владимира проникнута теплом веры и светом архипастырской любви. Он по-отечески назидает, что «истинная вера способна творить чудеса и она приятна Богу, поскольку спасительна для всех». В благовестии о Вере раскрывается характерная черта многогранной личности Первосвятителя нашей Церкви – искренняя преданность праотеческой Православной вере.
Только эту Православную веру, в которой мы воспитаны от младенчества, всеми силами надо хранить, согревать и приумножать, — говорит Блаженнейший Митрополит Владимир. – Еще всем надо быть благодарными Господу за то, что просветил нас бескрайне благодатным даром веры с ее бесчисленными и бессмертными благами. Потому неотменный долг каждого из нас – твердо держаться Православной веры и всеми мерами стараться жить так, как призвал Христос Спаситель, чтобы в конце услышать от Него: «По вере твоей да будет тебе».
Блаженнейший Митрополит Владимир в своих благовестиях не обходит стороной трудную, но важную тему – о демонах, бесноватых, дьявольских искушениях. «Христос Спаситель именно для того и пришел в мир, чтоб разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством» — говорит Блаженнейший Владыка. На основе Священного Писания и опыта Церкви он раскрывает православный взгляд на дьявольские силы, падших духов, которые «преисполнены ненависти к Богу и людям, стараются вредить душе и телу».
Как же противостоять диавольским силам? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда в миру час от часа плодятся разного рода экстрасенсы, «целители», мастера по снятию порчи, а вместе с тем лжерелигии, лжепророки.
Блаженнейший Митрополит Владимир так отвечает на этот актуальные вопрос: «Именем Иисуса бить противников нашего спасения, не смеющих даже приближаться к беседующим с Богом, всем постоянно думать что-нибудь доброе, чтобы диавол находил нас всегда занятыми. И пока человек пребывает в духовном делании, враг не может приступиться к нему».
В проповеди «Молитва и пост» Владыка Владимир вновь обращается к этой важной теме. Бесы изгоняются постом и молитвой. Сила молитвы велика и спасительна. Автор приводит пример из Нового Завета, когда апостолы смертельно испугались морского волнения, но лишь только взмолились ко Господу, по Его мановению буря сразу утихла (Мф. 8, 26). Молитва благодатна и полезна для каждого из нас, она « соединяет нас с Богом, что само по себе уже есть вершина всех благ».
ВЕЛИКОЕ ТОРЖЕСТВО
БОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ
В 1954 году будущий Архипастырь Виктор Сабодан поступил в Одесскую Духовную семинарию, затем продолжил обучение в Ленинградской (ныне С-Петербургской) духовной Академии. Венцом его учебы стала диссертация по догматическому богословию – «Христос Спаситель – Начальник мира». Фундаментальная работа выпускника академии, уровень которой оппоненты, оценили, как «приближающийся к магистерской диссертации», опубликована в шестом томе сочинений. В ней всесторонне и глубоко освещен весь путь спасения во Христе, начиная с пророческого возвещения о Боговоплощении.
Автор диссертации раскрывает тему о Христе как Спасителе и Начальнике Мира так: «Он, Предвечный Сын Божий, родился на земле, теперь открывающим всем сынам человеческим возможность стать сынами Божиими по благодати… В самом Его рождении, как через прозрачную завесу, мы можем прозревать новый и живой путь нашего духовного рождения. Не нужно больше взывать с пророком Давидом: « Скажи мне путь, по которому мне идти» (Пс.142, 8), ибо ранее неизвестный путь спасения теперь указан в Воплощенном Спасителе, сказавшем: « Я есмь путь, истина и живот!».
В диссертации раскрывается общечеловеческая, божественная миссия Христа. Спаситель выше расовых и временных рамок и стеснений. Христос, избавивший людей своей смертью от греховной погибели, дает мир душе, мир с людьми, мир с Богом и природой…
В июне 1979 года Митрополит Владимир, бывший тогда ректором Московской Духовной Академии, защитил магистерскую диссертацию, посвященную учению о Церкви в отечественном богословии ХVII – ХХ веков. Она опубликована в четвертом томе сочинений.
Фундаментальный, обширный труд охватывает тысячелетний путь Православия на Руси. Со скурпулезностью историка, с истинно православной искрой любви Божией рассматривает Владыка Владимир основные вехи отечественного богословствования о Церкви. Осмысливая их, он приходит к выводу о преемственности и постоянном развитии богословского знания.
Из Византии, от греков приняла Киевская Русь полноту Божественных средств: Священное Писание и Предание, догматику, канонику, богословие Святых Отцов, историю, литургику, храмовую архитектуру, иконографию – все то, без чего немыслима Церковь.
Автор утверждает, что первые сведения о Церкви наш народ обретал в Священном Писании, переведенном на славянский язык святыми братьями – просветителями Кириллом и Мефодием. Для русской души окном в духовный мир являлся храм, который воспринимался «как образ Церкви, где преодолевается ненавистное разделение мира, и вся вселенная преображается по образу и подобию Троичного единства».
Выражением церковного идеала, особой формой откровения Божественной реальности, а вместе с тем средством для понимания взглядов на Церковь с первых лет христианства на Руси стала древняя икона. Богословская мысль Руси не стояла на месте и в последующие столетия. В XVII веке ставится вопрос о религиозном просвещении. Апологетом православия, выдающимся церковным писателем того времени был ныне причисленный к лику святых Митрополит Петр Могила.
Блаженнейший митрополит Владимир не обходит вниманием «острые» вопросы истории Церкви, связанные с губительными для Нее реформами Петра I, упразднившего Патриаршество на Руси. Идеологом этого упразднения был Феофан Прокопович. Чуждый православному духу, не чувствующий православной жизни и мистической реальности, которые казались ему всего лишь пустой обрядностью и суеверием, Прокопович представлял Церковь Христову всего лишь, как некий союз христианской взаимопомощи. Он кощунственно называл императора архиереем, наместником Господним, обладающим в Церкви абсолютной властью. Все это вело к подмене идеала Церкви идеалом государственным, к опустошению и попранию внутреннего религиозного содержания канонов Православия.
Однако и в этот период, по утверждению автора диссертации, в Церкви были истолкователи истинного церковного созидания – святители Платон Левшин и Тихон Задонский. В Х1Х веке самым значительным в нашей Церкви был ныне прославленный во святых митрополит Филарет (Дроздов).
Митрополит Владимир ярко и образно характеризует святителя Филарета: «Глубокий светлый ум с искренним смирением и удивлением перед Божественными Тайнами, духовность, живой религиозный опыт, сыновняя любовь и преданность Церкви, неиссякаемое трудолюбие и терпение – вот качества, под воздействием которых, он мог создать замечательное богословие».
Минувшее столетие пополнило замечательную плеяду отечественных Богословов многими именами. Самые яркие среди них священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков.
В сонм имен богословов ХХ века следовало бы включить и имя Блаженнейшего Митрополита Владимира — автора диссертации и многих других значимых и по- прежнему актуальных богословских трудов. Десять лет возглавлял владыка Владимир кафедру Нового Завета в МДА. Прочитанные им тогда лекции вызывали живой интерес слушателей, а лекции, посвященные трудам и учению святого апостола Павла, стали настоящим открытием. Эти лекции вошли в пятый том богословских трудов Первоиерарха нашей Церкви.
Блаженнейший митрополит Владимир наделен даром полемиста и публициста, его по праву можно назвать одним из первопроходцев украинской церковной журналистики ХХ столетия. Многие годы он редактировал журнал «Православний вісник». Для этого в советские времена нужно было обладать не только даром слова, но и мужеством.
Владыка Владимир завершает свои исследования экклезиологии в отечественном богословии искренними, идущими из глубины верующего сердца словами: «Вся 1000- летняя история нашей Православной Церкви говорит о том, что дух ее может быть выражен двумя словами: «Святая Русь!». Это дух искания Христа, стремление к Нему и осуществление Его воли в конкретных исторических условиях. В этом стремлении мы и усматриваем задачу служения Церкви».
Богословские труды Всеукраинского Архипастыря Блаженнейшего Митрополита Владимира, в первую очередь те, которые исследуют вопросы о жизненном значении Церкви, основные принципы ее сущности и бытия, приобретают особенную актуальность в наши дни, когда это мистическое тело Христово страдает от ересей и расколов, проявлений внутренних нестроений и межконфессиональных конфликтов. В трудах Блаженнейшего митрополита Владимира мы находим ответы на многие злободневные вопросы. Несмотря на загруженность Первоиерарха нашей Церкви, все же беру на себя смелость предложить – подготовить переиздание богословских трудов его, дополнив издание проповедями, словами, речами и его изысканиями последних лет. Это богоугодное дело послужит дальнейшему развитию богословия в Украине, возрождению духовности нашего боголюбивого народа.