Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Христофор: «Искренне желаю, чтобы трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира засиял в Украине свет православного единства»

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Христофор: «Искренне желаю, чтобы трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира засиял в Украине свет православного единства»

— Ваше Блаженство, расскажите об истории отношений между нашими церквями
— Наша Православная Церковь Чешских земель и Словакии свою духовную традицию начала со времен святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как известно, Моравия одна из чешских земель, которая прославилась тем, что во второй половине девятого века приняла святых апостолов. Здесь было первое славянское государство. Они начали свою миссионерскую деятельность среди славян. Про это нельзя забывать. Позже, по политическим причинам, когда немцы подчинили чешскую державу, Православие притеснялось. Когда образовалась самостоятельная Чехословакия, вопрос, относящийся к организации Церкви, мог быть разрешен. В начале двадцатого века сразу же появились приходы по всей Моравии, Словакии и в Закарпатье. Мы всегда ценили, что Русская Православная Церковь, никогда не забывала своих единоверных братьев – чехов и словаков. Первая большая миссия была организована в Праге во второй половине 19-го века, в храме святого Николая, что на центральной площади столицы. Туда были переданы царские врата из Санкт-Петербурга и икона, которая была подарена русским царем Николаем Вторым. Храм до сих пор действующий, на богослужение по большим праздникам собираются тысячи верующих. Эта миссия, которую до первой мировой войны возглавлял Николай Рыжковский, содействовала развитию православной церкви в наших землях. Этот миссионерский приход назывался «Беседа». Здесь были сделаны переводы Божественной литургии, Нового Завета с словенского языка на чешский. В начале ХХ века в Петербурге, на словенском и чешском языках, была издана литургия Иоанна Златоустого и Василия Великого. Это дало возможность возрождения литургического служения на чешских и словацких землях. Это состоялось благодаря труду русских миссионеров и Русской Православной Церкви. Надо отметить и работу тысяч православных, которые проживали в Волынской губернии (теперь территория Ровенской области). Они построили в Чехии несколько православных храмов.
Прага всегда была в братских отношениях с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, с Украинской Православной Церковью. Мы переживаем и за все сложности, которые ныне претерпевают православные братья в Украине из-за расколов. Но мы всегда молимся за единство православных на Украине. У нас много контактов на всех уровнях, но хотелось бы, чтобы между нашими Церквами было больше практических проектов по паломничеству, молодежным обменам. Мы приглашаем всех, посетить чешскую страну, приложиться к мощам святой княгини Людмилы, которая проживала в городе Прага. Также к мощам Святослава Чешского, преподобного Прокопия Сазарского, который установил связи с Киево-Печерской Лаврой еще в ХI веке. Есть письменные доказательства этих связей. Тот же Сазарский монастырь в Чехии был посвящен мученикам Борису и Глебу. У нас сложились древние отношения, поэтому так много на Украине встречается женщин с именем Людмила. Она была первой мученицей из славян.

— Владыка, не прервались ли контакты между верующими после разделения Чехословакии?
— Чехословакия распалась на два государства, но православные остались везде, и Православная Церковь у нас едина. У нас четыре епархии, Священный Синод, Митрополичий совет, которые занимаются вопросами жизнедеятельности Церкви.

— А какое отношение властей к Православной Церкви в Чехии и Словакии?
— В религиозном плане, тут очень большая разница. Чехия очень отошла от христианской традиции. Больше шестидесяти процентов населения не верующие люди. В Словакии наоборот, почти все верующие. Девяносто процентов католики, остальные — православные и протестанты. Например, в словацких школах преподается Закон Божий. В Словакии очень позитивная власть, она почитает церковь, ее иерархию. Постоянно поздравляют с большими праздниками, присутствуют на мероприятиях, торжествах.
В Чехии отношение власти к Церкви, наверное, не лучше нежели у вас. Существует определенная политика властей по отношению к церкви и они ей руководствуются. Если какой законопроект их устраивает, то чиновники идут на встречу, но если нет, тогда будут тянуть время.
В Словакии очень сильные общины греко-католиков. Благодаря властям, после 91-го года, им было передано много православных храмов. И нам пришлось построить более ста новых храмов. Главное, что мы смогли не потерять верующих, духовно сохранить приходы. У нас есть униатские храмы которые пустуют, и рядом уже построен наш православный храм который полое людей. Это была политика государства, которые думали таким носильным способом обратить в католицизм. Но последнее время, власти Чехии и Словакии, наоборот, стремятся к православному востоку. Власти готовые сотрудничать с Россией, Украиной и другими православными странами. У нас так принято государством, что храмы принадлежат государству, как культурное наследие народа. Есть много музейных храмов, в которых нам разрешается служить. Наши храмы в собственности государства, но во временном пользовании Церкви.

— Какое отношение у вас в стране к однополым бракам?
— К сожалению, как мы не старались, но этот закон в Чехии был принят. Мы много протестовали, но власть, увы, в Чехии совершенно не верующая. Это точнее называется регистрацией, но никак не браком.

— Как чувствуют себя православные украинцы у вас в стране?
— Украинцы себя чувствуют очень хорошо. Есть, конечно, неприятные случаи, когда они попадают в разные организации, которые обращаются с ними не хорошо, и не совсем честно, бывает случаи, что у них даже забирают заработанные деньги. Это ужасно, мы стараемся это решить с помощью государства, других правозащитных организаций. У нас много жителей из Закарпатья, и они православные. Надо сказать, что они активно участвуют в жизни приходов. Тем более для них нет проблем в понимании богослужения. Служба совершается на церковно-славянском языке. В Чехии все зависит от желания прихода: одни служат на чешском, другие на церковно-славянском языке.

— Что связывает Вас с Украиной, с Предстоятелем нашей Церкви?
— С Блаженнейшим Митрополитом Владимиром я впервые встретился 30 лет назад. Я заочно учился в Московской Духовной Академии, когда Владыка Владимир был ректором. Нас, заочников, он очень тепло принимал, беседовал с нами. Мы с большим интересом слушали проповеди Блаженнейшего. Позже мы много раз встречались на разных международных конференциях. Был случай, когда на одной из таких конференции Владыка попросил меня переводить с греческого языка. Владыка не хотел, чтобы переводчик переводил речи греческих представителей. Возможно, он знал что переводчик мог быть кагебистом, и перевод мог быть не достоверен. В то времена все контролировалось властями.
Когда Блаженнейшего Митрополита избрали Предстоятелем УПЦ, у меня было чувство радости и спокойствия: я был уверен, что Православная Церковь на Украине в надежных руках. И он будет тем человеком, который сможет объединить всех православных в одну Церковь. Это большое мое желание, и не только мое, а целого Священного Синода нашей Церкви наших клириков. Искренне желаю, чтобы трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира засиял в Украине свет православного единства.

Интервью вел Владимир Мандзюк