Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Светлана Сухова. Саммит духовных лидеров мира

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

10.05.2006. МОСКВА. Патриарх Алексий II назвал причины, препятствующие преодолению раскола в христианстве
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что Русская Православная Церковь и римо-католики должны стремиться не к конкуренции, а к совместному свидетельству о Боге. «Вполне очевидно, что мы должны не стремиться к конкуренции между собой, ведущей к разрушению доверия и появлению враждебности, а, напротив, объединиться для исполнения великой миссии – возвещения людям Слова Божия, свидетельства перед нашим обществом о христианских ценностях», — сказал Патриарх в интервью итальянскому агентству ANSA, текст которого опубликован на официальном сайте Московского Патриархата. При этом, убежден Алексий II, важно, чтобы открытость, христианская любовь и доверие стали главными критериями в отношениях между обеими Церквами. Отвечая на вопрос о том, реально ли преодоление разделения между православными и католиками, произошедшего в 1054 году, он отметил, что для этого необходимо прийти «к взаимоприемлемому пониманию места папы в жизни Церкви, а также разрешить ряд других богословских проблем». Он также в очередной раз напомнил о факторах, которые осложняют отношения между Московским Патриархатом и Ватиканом, в частности о прозелитизме католиков в отношении исконно православного населения на территории России и других стран СНГ, «особенно среди детей, православных по происхождению и крещению, которых в католических приютах пытаются приобщить к католическому богослужению». Кроме того, по словам Патриарха, проблемой остается продолжающаяся напряженность в отношениях между православными и греко-католиками в Украине. «Ситуация осложняется тем, что униаты пытаются любой ценой распространить свое влияние на православные юг и восток страны. Недавнее перенесение кафедры главы Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, несмотря на категорическое несогласие с этим всех Поместных Православных Церквей, ясно показало, что греко-католики не намерены отказываться от экспансии», — отметил Патриарх. Говоря о возможности своей встречи с Папой Римским, Святейший Алексий повторил неоднократно высказываемую им позицию: «Встреча двух предстоятелей должна привести к реальному разрешению проблем, которые причиняют страдания нашей пастве, а не быть лишь протокольным мероприятием».

Саммит духовных лидеров мира
Светлана Сухова

Идея провести в Москве встречу лидеров мировых конфессий принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Межрелигиозный совет России уже создал штаб по организации всемирного религиозного саммита, намеченного предварительно на 4-5 июля этого года. Официальный представитель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата отец Михаил Дудко заявил «Итогам», что форум может состояться примерно «за два дня до саммита «восьмерки» в Петербурге», который пройдет в июле, с тем чтобы выработанные на нем рекомендации легли на стол глав государств и правительств стран. Руководителям Церквей действительно есть о чем поговорить друг с другом и что предложить лидерам политическим. Сегодня только ленивый не толкует о конфликте цивилизаций или, еще конкретнее, об опасности религиозных войн между христианским Западом и мусульманским Востоком.

Тогда мы идем к вам
Религиозные лидеры, как правило, не рискуют играть в политику по-крупному. Однако на сей раз оставаться в стороне от мирской суеты им не удастся: осенние погромы во Франции, вселенский скандал с датскими карикатурами, всплеск религиозного экстремизма привели к тому, что европейские правительства занялись духовным ликбезом. Пока эти попытки выглядят весьма наивно, как, например, распространение в вузах Франции буклетов и комиксов с объяснением догматов мировых религий, но это только начало.
Собственно, сама идея межконфессиональных форумов не нова, такие мероприятия проводятся регулярно. Другое дело, что до сих пор организаторам не удавалось собрать действительно представительный кворум. На аналогичное мероприятие в 2000 году в США съехались преимущественно буддисты, так как составлением списка приглашенных занимался представитель именно этой конфессии. С другой стороны, собрать в одном месте «равновесных» переговорщиков крайне сложно. Даже в христианском мире Папа Римский и православные патриархи несопоставимы по уровню своего влияния с лидерами протестантских общин. Что уж говорить о весьма пестром и разобщенном исламском мире? В той же России сегодня окормляют паству 62 муфтия, а в сфере административного влияния председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина находится всего лишь около 50 общин из 3,5 тысячи. Вот и выходит, что грамотно сверстать список участников московского форума — сделать половину дела. По словам муфтия Мухаммедгали Хузина, на форум планируется пригласить предстоятелей всех Православных Церквей, руководство Римско-католической церкви и католических национальных епископских конференций, церквей США, архиепископа Кентерберийского, главных раввинов Израиля, США, Европы и России, мусульманских лидеров стран СНГ, Ближнего Востока и Аравийского полуострова, лидеров буддизма, синтоизма и других религиозных традиций, а также представителей международных религиозных организаций.
Означает ли это, что в Москву приедет, например, Папа Римский? Увы, сенсации ждать не приходится: в ОВЦС Московского Патриархата подтвердили, что вместо понтифика в Первопрестольную пожалует кто-то из влиятельных кардиналов, «но это будет весьма представительная делегация». Что же касается долгожданной встречи Патриарха и Папы, то, как удалось выяснить «Итогам», сенсация может состояться уже в будущем году, правда, не в Москве, а на «нейтральной территории», например, в Австрии. Повода для подобного оптимизма два: во-первых, проблема прозелитизма, иными словами католической экспансии в православных землях, пусть и не решена окончательно, но утратила былую остроту: Ватикан уже продемонстрировал, что не намерен продолжать политику Иоанна Павла II и вкладывать колоссальные средства в «дранг нах остен». Во-вторых, не следует забывать, что оба иерарха — живые люди, а потому проблема личных симпатий и антипатий играет немаловажную роль. Словом, с нынешним Папой Алексий II, скорее всего, встретится. Но не на московском форуме.
Делегация с Ближнего Востока, как удалось выяснить «Итогам», ожидается весьма представительная. Нет сомнений в том, что в Москву прибудут и лидеры иудаизма, но остается открытым вопрос о приезде в Россию далай-ламы: как известно, предыдущий его вояж в Россию состоялся лишь после того, как Москва и Пекин договорились о неофициальном характере визита, а сам далай-лама был серьезно ограничен в передвижениях и посетил только Калмыкию. Однако организаторы форума, по словам отца Михаила Дудко, не исключают того, что далай-лама все же пожалует в Москву.
Впрочем, собрать представительный кворум — еще не все. Надо добиться того, чтобы итоговая резолюция оказалась жесткой и конкретной, не в пример резолюции одного из предыдущих форумов, когда были осуждены «терроризм, экстремизм, изоляционизм и недостаток питьевой воды в странах третьего мира». То есть от разговора «о вреде табака и о пользе молока» требуется перейти к составлению внятного плана противодействия угрозе религиозных войн. Решатся ли на такой шаг лидеры мировых религий, опять же зависит от организаторов форума. Судя по ощутимо усилившейся активности РПЦ на международной арене, шансы на успех просматриваются. В качестве примера можно привести изменение отношения РПЦ к собственной роли во Всемирном Совете Церквей (организация, объединяющая христианские конфессии). Так, если на VIII Ассамблее ВСЦ в Зимбабве делегация Московского Патриархата состояла из трех человек, то на девятой, прошедшей 23 февраля этого года в бразильском Порту Алегри, «наших» было уже двадцать, и в их числе влиятельный митрополит Кирилл. Представители православных конфессий даже добились того, чтобы в рамках ВСЦ был создан Постоянный комитет по консенсусу, осуществляющий редактуру повестки дня. К слову, на IX Ассамблее ВСЦ была принята весьма жесткая по тону резолюция, осудившая антитеррористические операции США в Ираке и Афганистане. Не исключено, что на московском форуме, напротив, религиозные лидеры намерены поддержать светскую власть в США, России и ряде других стран в ее намерении превентивно уничтожать терроризм.

Почти по Нострадамусу
Обывателю в Европе или России, следившему за развитием, например, карикатурного скандала, сложно представить, как лидеры ислама могут осудить религиозный радикализм на равных с христианами или буддистами. Однако исламский мир, как уже было сказано, неоднороден. На III чрезвычайной сессии организации Исламская конференция в декабре 2005 года в Мекке нынешний эмир Кувейта заявил, что истинный ислам — «религия неприятия крайностей, уважения других вер, диалога и взаимодействия с ними». А открывавший сессию король Саудовской Аравии подчеркнул, что «кровопролитие никогда не приведет к исламскому единству».
По оценкам арабистов, представителей такой прагматичной и взвешенной позиции в исламе значительно больше, чем радикалов. Беда в том, что и одного радикала достаточно, чтобы пролилась кровь. Во всяком случае, риторика президента Ирана Махмуда Ахмадинежада никак не напоминает призывы к миру. «Мы не боимся заявить, что ислам готов к тому, чтобы управлять миром», — как-то заявил иранский лидер. Если кто-то думает, что это чистая политика и религия здесь ни при чем, то сильно ошибается. По словам бывшего аналитика командования коалиционных сил в Ираке Мехрана Риазати, президент Ирана обещал, что приход имама Махди не за горами: «Многие из близкого окружения президента Ирана верят в то, что это произойдет в ближайшие два года». По шиитской традиции, когда двенадцатый, так называемый «скрытый» имам Махди — последний прямой потомок пророка Мухаммеда, исчезнувший в конце X века, — вернется, начнется всемирный джихад и воцарится исламский мировой порядок.
О том, что война зреет, догадываются и за тысячи километров от Тегерана: директор национальной разведки США Джон Негропонте заявил на днях, что крупномасштабный конфликт на Ближнем Востоке, в который будут вовлечены все соперничающие исламские ветви, не за горами. Причиной его возникновения могут стать или хаос и, как следствие, гражданская война в Ираке, или интервенция США в Иран. Впрочем, исламские радикалы и военные не одиноки — масштабную войну на Ближнем Востоке, если верить экспертам по расшифровке катренов Нострадамуса, предсказывал и этот великий провидец. Но нельзя во всем полагаться на пророчества: эксперты по ближневосточной тематике вовсе не единодушны в вопросе о предопределенности конфликта в этом регионе. Так, по словам главы Комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова, любая попытка шиитов развязать войну обернется противодействием со стороны их соседей суннитов. При этом слово «соседи» следует понимать буквально — в большинстве стран региона на одной и той же территории сосуществуют оба течения. В Ираке долгое время при преобладающем шиитском населении у власти находились сунниты, в Бахрейне при суннитах у власти все больше шиитов среди простого населения, в Ливане существовавший в 70-80-е годы XX века хрупкий баланс между конфессиями сегодня нарушен в пользу шиитов. При этом, по словам Маргелова, «невозможно даже представить подчинение суннитов тому, что сказал Махди: сунниты не признают этого имама не только как религиозного, но и как политического лидера». Так что религиозные предания подчас могут оказывать прямое влияние на политику и в XXI веке продолжают оставаться одним из излюбленных поводов к войне…
Ближневосточных лидеров обеих главных ветвей ислама с особым нетерпением ждут на религиозном форуме в Москве, поскольку прежде всего от них зависит, удастся ли обуздать фанатиков, ведущих дело к вооруженному столкновению исламской и христианской цивилизации.
«Итоги»