Александр Иващенко. Зачем Украине языческий идол?
Зачем Украине языческий идол?
Александр Иващенко
Восьмого апреля в Мариинском парке в Киеве проходила церемония закладки капсулы в фундамент Монумента соборности, открытие которого запланировано на День независимости Украины в этом году. Состоялось торжественное мероприятие государственного уровня? Или очередное действо в театре абсурда, подмостками которого в последние два года стала Украина?
Оставим историкам дискутировать на тему, насколько вообще достоин увековечения акт «злуки», подписанный почти столетие назад между двумя республиками, — ЗУНР и УНР. Если говорить о конкретных исторических результатах, то за этим событием, к несчастью, последовала кровавейшая гражданская война и утрата государственности.
Экономистам, тем более находящимся на высоких государственных должностях, очевидно, виднее, что у Украины нет более насущных проблем, требующих срочного вложения из государственного бюджета шести с половиной миллионов гривен, чем очередной «шедевр» монументалистики.
Можно было бы и архитектурно-художественные особенности проекта, предполагаемого к постройке монумента, также предоставить обсуждать специалистам-искусствоведам, если бы не одно «но»…
Вот как описывается сей проект в сообщениях различных информационных агентств: «…Памятник представляет собой гранитную колонну с изображениями истории верований людей, живших на украинских землях. Колонну завершает бронзовая скульптура молящейся Марии Оранты, окаймленная лентой Мебиуса…»
Прекрасное определение, политкорректность — на «пять с плюсом»! Вот только «история верований» — слишком расплывчато, да и непонятно, как историю верования, пусть и одного народа, можно уместить на одной колонне. А тут — всех людей, живших в Украине!
Поэтому намного ближе к истине другое описание: «…12-метровый монумент будет представлять собой 8-метровую колонну с рельефным изображением языческих богов с 4-метровой верхушкой в виде Оранты, находящейся в ленте Мебиуса…».
Не совсем понятно, какое отношение имеет лента Мебиуса к соборности Украины. По замыслу создателя проекта, она символизирует «…бесконечное движение…» Бесконечное движение Украины? Куда?! В Евросоюз? Или по адресу, озвученному нардепом Александром Волковым? Лично у меня вид Оранты внутри оплетающей ее ленты вызывает ассоциацию скорее не с движением, а с Украиной, вечно бьющейся в замкнутом круге…
Однако ну их — и Мебиуса, и ленту, и движение. Но вот «…колонна с рельефным изображением языческих богов…» Вы не знаете, как это называется одним словом? А ведь такое определение имеется, и звучит конкретно и однозначно — идол! Людей же, возводящих подобные «изображения» и воздающих им почести, в мире христианском называют не иначе как идолопоклонниками, сиречь язычниками…
Вот после этого стоит попристальнее взглянуть на державных мужей, почтивших своим присутствием «историческое событие». Мэр (уже экс-мэр Киева) Александр Омельченко, «сдавший» город, веками бывший оплотом православия, одному из лидеров сектантского движения в Украине…
Михаил Денисенко, преданный анафеме Православной Церковью, но при этом упорно продолжающий именовать себя «патриархом Филаретом», проводящий «обряд освящения» будущего памятника (после чего ни один православный к этому месту и близко не подойдет)… И. о. министра иностранных дел Украины Борис Иванович Тарасюк — ну, этому тут самое место, думается… И… руководитель МВД Юрий Луценко. Этот-то зачем?! Вроде бы к его ведомству монумент отношения не имеет ни малейшего!
Впрочем, когда присутствующий на церемонии и принимающий в ней самое деятельное участие Президент страны, заложив в основание будущего памятника некую «капсулу», заводит суровую речь о политиках, приверженных идеям то ли сепаратизма, то ли федерализма (в различиях между этими понятиями господин Президент упорно то ли не хочет, то ли не может разобраться), маячащее за его левым плечом лицо Юрия Витальевича расплывается в столь плотоядной улыбке, что все вопросы сами собой отпадают…
По поводу радения Виктора Андреевича о возведении в непосредственной близости от Киево-Печерской лавры «монумента», по сути являющегося языческим идолом, даже не знаешь, что и сказать. При всем желании не получается вписать эти действия в формулу «… не ведают, что творят…»
Тут скорее будет уместной цитата из известнейшего православного богослова и философа Владимира Соловьева: «…Никто, конечно, не может запретить человеку полетать на метле, уйти в раскол, поскольку он свободен в своем выборе. Мы не можем помешать политическим структурам интриговать, перевоплощаться, подменять черное белым и наоборот — ибо в этом их сущность».
Газета «2000»
Биография Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима