IX Генеральная ассамблея Всемирного Совета Церквей
IX Генеральная ассамблея Всемирного Совета Церквей
По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, протоиерей Александр Билокур, официальный представитель УПЦ при международных европейских организациях, с 14 по 23 февраля принимал участие в IX Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей, которая прошла в городе Порту-Алегри (Бразилия). Предлагаем вашему вниманию его рассказ о состоявшемся форуме:
«Всемирный Совет Церквей был учрежден в 1948 году в Амстердаме (Голландия) с целью развития диалога и взаимодействия христианских церквей и групп. Генеральная ассамблея является высшим органом ВСЦ и собирается раз в семь лет. После окончания «холодной войны» и в связи с либерализацией большинства протестантских церквей ВСЦ во многом утратил свои позиции, но и сегодня он остается крупнейшей международной христианской организацией, объединяющей более 300 протестантских церквей и групп, а также Поместные Православные и Восточные Церкви из более чем 120 стран мира. Из состава ВСЦ в 1990-е годы вышли Грузинская и Болгарская Православные Церкви, однако представители последней продолжают принимать участие в работе ВСЦ в качестве наблюдателей. Католическая Церковь не является членом ВСЦ, но сотрудничает с советом.
В этом форуме приняло участие более 700 делегатов, среди которых представители протестантских конфессий мира и большинства Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь была представлена 21 делегатом.
Православные в ВСЦ всегда были меньшинством и во всех структурах совета составляли не более 25%. При той системе, которая существовала до недавнего времени, когда серьезные решения принимались простым большинством голосов, православные всегда оказывались в меньшинстве. Это было одним из вопросов, вынесенных на обсуждение Специальной комиссии по православному участию в ВСЦ, созданной по инициативе, прежде всего, Русской Православной Церкви и лично митрополита Кирилла. В комиссии православные составляли половину ее членов, и все обсуждения велись на паритетной основе. Впервые в рамках этой комиссии православные получили возможность не защищаться, будучи меньшинством, а вести спокойный и вразумительный диалог с инославными. В целом опыт этой работы был успешным, потому что все те предложения, которые исходили от православных, были приняты.
В соответствии с рекомендациями Специальной комиссии ВСЦ, во-первых, отказался от практики голосований, и теперь основные решения принимаются на основе консенсуса — процесса поиска общего мнения. Речь идет прежде всего о принципиальных решениях, касающихся богословской и нравственной проблематики. Голосованием решаются только вопросы, связанные с финансами и персоналиями. Теперь уже протестантское большинство не может навязать православному меньшинству какие-либо решения. Как известно, необходимость радикально изменить механизм принятия решений была связана с жесткой критикой ВСЦ, которая прозвучала восемь лет назад на Генеральной ассамблее в Хараре со стороны Православных Церквей. Они отметили, что «существующая структура ВСЦ делает сколько-либо значимое православное участие всё более затруднительным, а для некоторых и невозможным», и призвали членов ВСЦ отказаться от «парламентской» модели принятия решений, которая характерна преимущественно для протестантских церквей Европы и Северной Америки.
Во-вторых, создан Постоянный комитет по консенсусу и сотрудничеству, который, так же как и Специальная комиссия, состоит наполовину из православных, наполовину из инославных. В задачу этого комитета входит мониторинг повестки дня ВСЦ, для того чтобы можно было вовремя определить те темы, обсуждение которых для православных неприемлемо.
В-третьих, ВСЦ принял решение о возможности участвовать в работе ВСЦ в двух формах. Первая — полноценное членство, вторая — «церковь в ассоциации». Если есть церкви, которые по экклезиологическим или иным причинам не хотят быть членами ВСЦ, они могут участвовать в его работе, не будучи его членами. Все перечисленные решения были восприняты православными положительно.
Внутри ВСЦ существуют определенные богословские критерии, по которым та или иная церковь может стать членом ВСЦ. Эти критерии следующие: вера в Триединого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, исповедание Христа как Бога и Спасителя и следование богословским положениям никео-цареградского Символа веры. Если та или иная церковь не согласна с верой, выраженной в этом Символе, она не может быть членом ВСЦ.
Так, недавно в членстве в совете было отказано одной из африканских церквей, чья доктрина и экклесиология не соответствовали Символу веры.
Кроме того, в рамках ВСЦ есть традиция с пониманием относиться к экклесиологии церквей-членов. От нас не требуется признания протестантских церквей церквами в полном смысле слова. Но мы учитываем их экклесиологическое самопонимание, а они учитывают наше. Кстати, именно поэтому в ВСЦ не могут войти схизматические православные группы, такие, например, как «Киевский патриархат». Канонические Православные Церкви никогда на это не согласятся, а протестанты, уважая наше экклесиологическое самопонимание, не будут на этом настаивать.
Очевидно, что впервые за многие годы ВСЦ отнесся с максимальной серьезностью к участию православных. Именно это обусловило тот факт, что по сравнению с Хараре состав делегации Русской Православной Церкви увеличился. Этим же объясняется тот факт, что Болгарская Православная Церковь, которая вышла из ВСЦ перед ассамблеей в Хараре, на ассамблею в Порту Алерги прислала наблюдателей в сане митрополитов, а Иерусалимский Патриархат, чьи официальные представители отсутствовали в Хараре, прислал в Порту Алегри делегацию. Это показывает, что православные более положительно восприняли настоящую ассамблею, чем предыдущую.
Для православных участие в ассамблее ВСЦ — это прежде всего возможность свидетельства о своей вере, своем учении, своем Предании перед лицом инославного мира. Особо ярко это было выражено в выступлении Предстоятеля Албанской Православной Церкви Архиепископа Анастасия (Яннулатоса), обращенном к участникам и гостям ассамблеи.
Он предложил богословский комментарий к словам, которые были избраны девизом IX ассамблеи, — «Боже, Твоей благодатью преобрази этот мир». Предстоятель Албанской Церкви увидел в этих словах молитвенное обращение, «если угодно, мистический крик, который обнажает глубину нашей слабости и наше напряженное ожидание». «Эти слова — современная вариация на тему той молитвы, которую Сам Господь вложил в наши уста: «…да придет царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Этим мы признаем, что для преображения мира наших человеческих мыслей, идей, способностей недостаточно. В то же время мы убеждены, что Господь, в Котором мы полагаем нашу надежду, не безразличен к человеческой истории», — подчеркнул Архиепископ Анастасий и предложил яркий, глубокий анализ понятий «благодать» и «преображение» в перспективе тринитарного богословия и православной христологии.
Рассматривая девиз ассамблеи в перспективе христианской антропологии, Архиепископ Анастасий говорил о том, что христиане «не зрители Божественных действий, но соработники», и это прямое следствие Боговоплощения. «Каждый из нас, кто принадлежит Христу, имеет и привилегию, и обязанность активно участвовать в преображении мира», — убежден Архиепископ Анастасий.
Преображение мира начинается с нас самих, и жизнь во Христе, к которой призван каждый христианин, предполагает «обновление ума», покаяние. «Духовная брань за внутреннее преображение, в согласии с примером Самого Христа, совершается в Церкви, — сказал Архиепископ Анастасий. — Однако мы не можем стать закрытым сообществом «спасенных», изолировав себя от тех событий, которые происходят на нашей планете. Наша ответственность простирается на всю вселенную».
Далее Предстоятель Албанской Церкви дал нравственную оценку тех проблем, которые будут в центре внимания участников ассамблеи: миротворчества, бедности и насилия. «Поскольку наша ассамблея проходит в Латинской Америке, вопросы бедности должны получить абсолютный приоритет для всех нас, поклоняющихся Христу и следующих за Ним. В лицах всех нищих, голодных, беженцев мы должны увидеть лик Христа».
Говоря о вспышках насилия, которое сегодня сотрясают многие страны, в том числе и те, которые еще недавно казались безопасными и мирными, Предстоятель Албанской Церкви подчеркнул, что «агрессия прячется в каждом человеческом сердце». «В мольбах о преображении мира давайте примем твердое решение силою Святого Духа бороться с проявлениями насилия везде, где только возможно: в наших семьях и в обществе, в политике и в международной жизни».
Говоря о нравственном облике современного мира, Архиепископ Анастасий подчеркнул: «То, как Христос пришел в наш мир, не перестает удивлять. Земная жизнь Спасителя и Его проповедь являют духовную силу смирения». Однако пути развития современного общества полностью противоречат духу Христова смирения. «Обычно больше всего привлекает внимание то, что производит самое сильное впечатление, и это связано с очарованием, деньгами и иллюзиями, — считает Архиепископ Анастасий. — Даже в церковных кругах, несмотря на частые разговоры о смирении и подобных вещах, мышление людей и их поведение часто основаны на гордости и высокомерии… Но подлинное свидетельство о Церкви в течение столетий несут те, которые в глубоком смирении посвятили себя Богу… Поэтому, когда мы молимся: «Боже, Твоей благодатью преобрази этот мир», давайте не будем упускать из вида, что Божью благодать привлекает смирение. Смирение как образ жизни питает нашу мысль и наше творчество».
Преобразить наш мир может только жертвенная любовь, и фундаментальная миссия Церкви — являть Божественную любовь здесь и сейчас, в каждый момент и в каждом месте, где есть Церковь. И это есть главный вклад в преображение мира, убежден Архиепископ Анастасий.
Участие в ассамблеях ВСЦ для православных — это уникальная возможность встретиться друг с другом. За последние восемь лет это первый случай, когда православные из разных Поместных Церквей в таком количестве, а это около двухсот человек, встречались бы между собой.
Для представителей нашей Церкви духовным центром этой ассамблеи были две Божественные литургии, которые совершались в праздник Сретения Господня и в 19 февраля в местном православном храме Прп. Сергия Радонежского. На богослужениях вместе с делегатами РПЦ молились делегаты из Болгарской, Польской, Американской и других Поместных Православных Церквей. Это свидетельствует о том единстве, которое существует между Православными Церквами и которое утрачено на межхристианском уровне. Такое свидетельство красноречивее любых документов и заявлений.
Наши делегаты выступали на пленарных заседаниях, на рабочих группах и на круглых столах. Конечно, возможность нашего свидетельства на пленарных заседаниях сведена к минимуму — слово имеют только заранее определенные докладчики, и вклиниться в обсуждение достаточно сложно. В рабочих группах участвовать в обсуждениях значительно проще. Так, в рамках ассамблеи работало более двадцати рабочих групп, и практически в каждой из них выступали наши делегаты. Мы обсуждали широкий круг тем, таких, как религиозный плюрализм, миссия, межхристианский и межрелигиозный диалог, проблемы биоэтики, борьба со СПИДом, христианская диакония, благотворительность, новые информационные технологии и др.
Существенная часть нашей работы — это встречи с представителями других конфессий в кулуарах или на двусторонних переговорах. Именно в ходе этих встреч православные имели возможность разъяснить свою позицию по тем или иным вопросам.
Например, епископ Йонас Йонссон из Церкви Швеции обратился к епископу Илариону (Алфееву) с вопросом, почему Русская Церковь разорвала отношения с Церковью Швеции. И вот как позже делился с нами (делегатами РПЦ) своими впечатлениями от этой беседы владыка Иларион: «Я подробно разъяснил ему позицию нашей Церкви и сказал, что существуют пределы, дальше которых с нашей точки зрения идти невозможно. Диалог имеет смысл только тогда, когда есть надежда на то, что наши позиции могут сблизиться. Если же принимается решение, которое вопиющим образом противоречит и Преданию Церкви, и Священному Писанию, а именно решение о благословении однополых браков, то диалог представляется бессмысленным. Епископ спросил меня, почему мы не проконсультировались с Церковью Швеции, прежде чем принять такое решение. На что я спросил, почему они проконсультировались с нами прежде, чем принять свое решение. Совершенно очевидно, что такое решение не может сблизить наши Церкви, оно может только отдалить нас друг от друга и поставить по разные стороны той пропасти, которая отделяет «Церкви Традиции» от церквей либеральной направленности. Это был трудный и долгий разговор, вряд ли я убедил своего собеседника в правильности позиции нашей Церкви, но, по крайней мере, я ее разъяснил. Эта тема имела продолжение с одним африканским пастырем. Он случайно услышал часть нашего разговора со шведским епископом и через некоторое время подошел ко мне, сказав: «Я слышал ваш разговор, и я полностью на вашей стороне. Для нас в Африке это глубочайший шок, когда мы слышим, как протестантские братья в Скандинавии или в Западной Европе принимают решения, поддерживающие сексуальные меньшинства или благословляющие однополые браки. Мы с этим категорически не согласны, мы против этого, и в этом мы с вами полностью солидарны».
В ходе таких встреч и бесед обнаруживается, что отнюдь не все протестанты либералы, и не по всем вопросам, по которым мы расходимся с церквами Севера, мы также будем расходиться с церквами Юга. На самом деле по очень многим вопросам, в том числе богословским и нравственным, у нас в христианском мире есть немало союзников. Было бы большой ошибкой, если бы Православные Церкви отказались от диалога с ними.
Василий Анисимов. 60 лет спустя. Заметки из униатской конференции