Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игорь Понкин, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права . «Профилактика наркозависимости с использованием работы патологоанатома является антипедагогической и опасной»

XIV Международные Рождественские чтения

«Профилактика наркозависимости с использованием работы патологоанатома является антипедагогической и опасной»

Игорь Понкин, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права

В рамках XIV Рождественских чтений в актовом зале Российского государственного университета физической культуры состоялась конференция, посвященная профилактике антисоциального поведения подростков. На форуме выступили юристы, социальные работники, представители общественных организаций. Майор милиции по особо важным делам Госнаркоконтроля РФ города Москвы Татьяна Ларина выразила озабоченность в связи с высокими показателями роста наркомании и алкоголизма в среде подрастающего поколения. Она огласила данные последнего анонимного опроса подростков Восточного округа Москвы, согласно которому каждый второй школьник 13-16 лет видел наркотики, потреблял алкоголь. Было отмечено, что ситуация в обществе складывается угрожающая и требует максимального внимания и концентрации всех доступных средств для ее исправления.
О том, с какими трудностями сталкиваются социальные работники в Украине и как им помогает Церковь, рассказала журналисту пресс-службы УПЦ старший воспитатель приемника для несовершеннолетних главного управления МВД Украины в городе Киеве Ольга Селютина: «Должна отметить, что Рождественские чтения полезны в плане обмена опытом. И у нас, и у наших русских коллег существует много общих проблем, которые мы унаследовали от советской системы, — затруднения с финансированием, нехватка кадров, необходимость новых подходов к проблемам воспитания и социальной реабилитации трудных подростков, вопросы взаимодействия с Церковью. Нам весьма полезен опыт решения этих проблем, многое из услышанного сегодня может пригодиться в нашей профессиональной деятельности.
В Украине наблюдается увеличение числа детей, лишенных родительской заботы. Из 80 тысяч таких ребят лишь около 7% — биологические сироты. Остальные, ставшие сиротами при живых родителях, рано или поздно попадают в приюты.
Я десять лет работаю с подростками. Вот уже пять лет при нашем приемнике существует православный храм Святителя Николая, освященный Блаженнейшим Митрополитом Владимиром 19 декабря 1999 года. Мы тесно сотрудничаем с православной церковью, в частности нашим приемником опекается настоятель храма Святых Петра и Павла отец Тимофей. А дети у нас сложные, основной контингент — это беспризорники и несовершеннолетние правонарушители, которые по постановлению суда направляются в специальные учреждения социальной реабилитации. Большинство из них занималось бродяжничеством, пьянством, курением, токсикоманией. Сбежав из дома, разуверившись в своих семьях, они потеряли надежду в будущее. Многие из них не верят, что в пятнадцать лет жизнь только начинается. У нас они живут около месяца, в приемнике происходит постоянная миграция. Очень важно успеть за этот короткий период приобщить ребенка к православным ценностям. По большим праздникам в нашем храме совершается литургия, на которой присутствуют как питомцы, так и сотрудники приемника. Детей крестят, исповедуют, причащают. Функционирует воскресная школа: к нам приходит преподаватель из церкви Петра и Павла Валентина Долгороднева. Нужно отметить, что такая духовная помощь нужна не только детям, но и сотрудникам, которые должны понимать, что на них лежит колоссальная ответственность, ведь в их руках будущее нашей страны. Работа у нас очень тяжелая, требует огромного терпения и духовной поддержки. Возрождение детских душ — это очень ответственная и тяжелая миссия. Если ребенок оступился, это не значит, что он уже потерян для общества. Эти дети должны стать полноценными гражданами, и мы обязаны помочь им в этом. Недостаточно просто накормить ребенка, уложить спать в чистой пастели, он нуждается в духовном окормлении. Когда приходит священник, сотрудники вместе с детьми идут в церковь, мы пытаемся приобщить их к религиозным истинам. Часто дети сами просят пригласить батюшку или просто зайти в храм помолиться. Они идут навстречу церкви и откликаются на призывы священника».
Все докладчики сошлись в мнении о том, что Православной Церкви необходимо активнее проводить работу с трудными детьми. Многочисленные молодежные реабилитационные центры, открываемые различными сектантскими и другими сомнительными организациями на всей территории постсоветского пространства, говорят о масштабной деятельности сектантов, особенно в последние десятилетия. Учитывая колоссальную финансовую поддержку этих проектов, оказываемую зарубежными корпорациями, приходится сомневаться в бескорыстной мотивации такой деятельности. Уже давно не секрет, что центры реабилитации используются как прикрытие прозелитских, коммерческих и политических амбиций нечистых на руку организаций, политиков.
Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, доктор юридических наук Игорь Понкин в своем выступлении отметил, что сегодня в России можно наблюдать дискриминацию Православной Церкви в тех епархиях, где различные секты, в том числе оккультные, наиболее активны. Например, в Екатеринбурге церковь не может провести ни одного социального проекта, ни одного общественного мероприятия, посвященного проблемам нашего общества. В то же время под видом борьбы с пороками сомнительные организации, социальные профилактические и реабилитационные центры для молодых алкоголиков, наркоманов активно внедряют оккультизм, растлительные материалы, используя запрещенные психологические методы воздействия на подсознание подростков. В качестве примера Игорь Понкин представил на конференции деятельность екатеринбургского муниципального научно-методического центра по первичной профилактике зависимостей «Холис», учредителем которого является управление образования администрации Екатеринбурга.
Основная задача этого центра, согласно официальной информации, —разработка, апробация и внедрение программ по первичной профилактике зависимостей.
Участники конференции ознакомились с подробным анализом фильмов, снятых этим центром, и заключением комиссии под председательством профессора кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктора юридических наук Кулиева.
Фильмы были заявлены центром «Холис» как направленные на профилактику употребления несовершеннолетними наркотиков. В заключительных титрах указано, что фильмы подготовлены при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), без уточнения, в чем это «содействие» состоит конкретно.
Сюжет фильма «Наркотики — мифы и реальность» заключается в демонстрации работы патологоанатома, осуществляющего манипуляции с трупом девушки, в том числе с внутренностями трупа, затем следуют выступления наркоманов и медсестры. При этом выделяется именно первая часть каждого сюжета — сцена работы патологоанатома, которой фактически начинается и заканчивается фильм.
Манипуляции с трупом сопровождаются неспешным монологом о том, что почти все дети, которые росли «на глазах» патологоанатома, стали наркоманами. Содержание комментария идет исключительно по негативному сценарию, не давая ничего позитивного. Необходимо подчеркнуть явно пониженную лексику и смысловое содержание всего этого длинного, разбитого на несколько фрагментов монолога патологоанатома. Тяжелое психологическое воздействие видеоряда усугубляется тем, что патологоанатом постоянно старается придать трупу некую динамику, двигает его, перемещает конечности трупа. Он перебирает, даже легкими движениями гладит волосы трупа, перекладывает их, делает еще ряд явно не обусловленных медицинскими процедурами манипуляций, движений. Детьми это может восприниматься в духе некрофильства, увиденное может ассоциироваться с фильмом ужасов, где смакуется смерть, тлен, разложение.
Сцены свидетельствования наркоманов о высокой смертности среди подростков, употребляющих наркотики, составляют в фильме малую часть общей его продолжительности. Тем не менее и они также оказывают тяжелое психологическое воздействие, что в целом совершенно четко навязывает депрессивное состояние детям-зрителям. Полностью отсутствует редакторский текст или профессиональный комментарий специалиста, который бы с учетом особенностей детского восприятия давал какую-то положительную информацию, без чего фильм просто превращается в натуралистическое изображение смерти, человеческих пороков и страданий.
С одной стороны, произносится вроде бы правильный текст о вреде и опасности наркотиков, но фон, на котором все это подается, воспринимается ребенком как ужасный, нестерпимый для эмоционального восприятия (в течение многих минут на экране по-настоящему «потрошат» и разделывают мертвую девушку).
Работа врача сопровождается специфическим звуковым фоном и ритмичными повторениями голосом девочки одних и тех же фраз на английском языке, которые в переводе на русский язык означают: «У меня был сон прошлой ночью. У нас был один и тот же сон», что можно определить как психотехнологии, призванные осуществить программирующее воздействие на несовершеннолетних. Ребенок осознает, что демонстрируемый визуальный ряд сопровождается постоянными словами о мечте или сне. Dream — это сон. Но это же слово в английском языке обозначает и мечту. Такие психотехнологии фиксируют сознание несовершеннолетних зрителей на неразрешимом парадоксе — смерть — сон — мечта. Одним из результатов такого воздействия является программирование ориентации на уход от адекватного восприятия мира и, в первую очередь, от адекватного критического восприятия подаваемой в фильме информации и той информации, которая подается в процессе реализации «обучения» или «просвещения» по программам центра «Холис» (видеофильмы служат лишь учебно-методическим обеспечением реализуемых программ).
Налицо использование в данном фильме методов нейролингвистического программирования, являющихся в данном случае скрытым психологическим насилием над несовершеннолетними, действиями, направленными не только на манипулирование сознанием, но и на скрытое воздействие на подсознание. Дополнительно это подтверждает начало и конец фильма, когда патологоанатом включает свет в отделении, а потом выключает, как бы заканчивая тем самым фильм. Выключение света здесь — завершение воздействия, закрепление. Как гипнотизер делает движения, выводящие пациента из гипнотического транса после внедрения определенных установок.
Очевидно, что эти фильмы нельзя рассматривать в отрыве от других программ и материалов центра «Холис». Получается, что эти фильмы являются инструментальным средством для «размораживания», открытия сознания несовершеннолетних, а также для фиксирования сознания уже после программирующей обработки.
Еще один фильм, созданный центром «Холис», «Дети и наркотики» тоже несет высокий потенциал психотравмирующего воздействия, является разрушительным для нравственного сознания зрителей, особенно опасным для детей. Целью фильма «Дети и наркотики» заявлена профилактика наркопотребления и наркозависимости среди несовершеннолетних. Фильм начинается с громкого стука — синтезированных ритмичных (причем с определенным рисунком ритма) звуков ударов барабана (или каких-то предметов друг о друга). Этот прием может оказывать гипнотическое воздействие на зрителей, особенно на детей, усиливая степень восприятия подаваемой информации.
Первый блок — рассказ находящейся в горе женщины, у которой умер сын-наркоман. Она описывает свои чувства, свои страдания, свою боль по поводу того, что не смогла уберечь своего ребенка от наркотиков и последовавшей смерти. За ним следует интервью с наркоманом, в тяжелом состоянии лежащим на больничной койке в наркологической больнице. Идея познакомить родительскую аудиторию с переживаниями матери, потерявшей ребенка из-за наркотиков, и запоздалым раскаянием молодого наркомана может быть полезной, чтобы поднять в родителях чувство ответственности, чувство беспокойства за своих детей.
Однако следующая часть этого фильма не связана с предыдущими. Эта часть фильма представляет разговор руководителя муниципального центра «Холис» Владимира Лозового с детьми на улице, причем не о наркотиках, а о сексуальных отношениях детей со взрослыми, в том числе гомосексуальных. Осуществляется противопоставление: равнодушные родители — заботливые специалисты центра «Холис». Видимая «забота» которых, судя по данному фильму, заключается в том, чтобы снимать несчастных детей на улице на видеокамеру, расспрашивать об их асоциальном образе жизни и т.п., интересоваться, какие они наркотики употребляют, сколько, когда, как это связано с их половыми отношениями, в том числе со взрослыми людьми и т.п. По сути, в данных сюжетах мы имеем дело с элементарной саморекламой центра, осуществляемой с циничным использованием несчастных, брошенных и родителями и городскими службами на произвол судьбы детей, с использованием психологических манипуляций и на деньги налогоплательщиков города.
После этих интервью, также с акцентированной психологической нагрузкой, неприемлемой даже для взрослого человека, на зрителя (возможно, и ребенка) обрушивается уже совершенно чудовищный видеоряд.
Показывается помещение морга, где на каталках лежит множество трупов людей.
Вполне корреспондирует сказанному и завершающий сюжет фильма, представляющий собой постановочную игровую сцену, в которой звучит постоянно повторяющаяся считалка: «Раз, два, три, наркоман — умри!» На экране сначала видны движущиеся по кругу огоньки, потом оказывается, что это свечи в руках у детей, которые движутся по кругу друг за другом. После каждого проговаривания считалки хором один ребенок задувает свечу, которую он держит в руке, и выходит из круга. В конечном итоге остается лишь один мальчик с зажженной свечой, которую он продолжает держать в руке. Мальчик говорит: «Папа, спаси меня».
Эта сцена явно не символизирует опасность высокой смертности наркоманов, она больше походит на какой-то сатанинский ритуал. Школьники, просматривающие этот сюжет, не сразу поймут, что он символически означает. Дети не обладают такой быстротой улавливания символических ассоциаций, как взрослые. Никакого комментария нет, ничего не объясняется, это просто очередной психологический «удар» по зрителю.
Обратим внимание на слова: «Наркоман — умри!». Не «умер», не «умирает», а именно «умри!». То, что такой выбор обусловлен необходимостью соблюдения рифмы, — сомнительный и неприемлемый аргумент. Зато такой подход соответствует заявленной в опубликованных программах центра «Холис» его позиции относительно «позитивности» гибели наркоманов как формы «естественного отбора», поскольку в результате осуществляется «чистка человечества, естественный отбор».
Но, как оказалось, это не предел «социальной работы» центра. На конференции Игорь Понкин представил мультипликационные фильмы «Золотозубый» и «Карате и ребята» производства канадской некоммерческой организации «Стрит Кидс Интернешнл», которые распространяются, рекомендуются и используются в качестве учебно-методических и наглядных пособий муниципальным центром медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» города Екатеринбурга. Указанные мультфильмы заявляются в качестве основных инструментов педагогической, медико-просветительской и социальной деятельности центра.
Главный действующий герой Карате живет в заброшенном доме со своей «подругой» Розой, состоя с ней в сексуальных отношениях вне брака. По сути, это пропаганда сожительства вне брака путем навязывания детям «нормальности» такого образа жизни. Кроме пары сожительствующих молодых людей — главного «положительного» героя мультфильма Карате и его подруги Розы, — в этом доме живет или постоянно бывает еще неопределенное число детей. Говорится, что Карате и Роза детей «учили разным полезным вещам», что в видеоряде исчерпывается умением расчесываться для девочек и драться ногами для мальчиков. Закадровый комментарий: «Ребята, жившие здесь, были хорошими друзьями» сопровождается показом сцены, которую можно интерпретировать как сцену сексуальной близости между малолетними детьми. В сознании школьников понятия дружбы и друга подменяются понятием полового партнера.
Характерно обсуждение сексуальных отношений взрослого с несовершеннолетними (педофилия). Сами такие отношения оцениваются, судя по контексту мультфильма, как социальная норма, в том числе именно так они оцениваются «положительным героем» Карате. Единственное, на что обращает внимание Карате, что в таких отношения присутствует серьезный риск случайного заражения СПИДом. Следует отметить неоднократное, настойчивое использование авторами мультфильма сцен полового совращения малолетних взрослыми, многократное повторение таких сцен в различных вариациях. Опять же без всяких негативных комментариев.
Явно осуществляется циничное понижение нормального восприятия детьми сферы половых отношений (на уровне их возраста), не говоря уже о полной дискредитации семьи. Нормальные дети здесь подаются как некие недоумки, а заведомо более порочный Карате (бывший наркоман, обитает в разрушенном заброшенном доме, не имеет квалифицированной работы и нигде не учится, сожительствует вне брака) представлен как некий «знаток», авторитетный человек.
Специальная комиссия во главе с руководителем экспертного отделения ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации Кондратьевым Ф.В. сделала заключение, что мультфильм «Карате и ребята» представляет собой особо циничное средство антиобщественной и противоправной пропаганды нормальности и приемлемости наркомании, педофилии, детской проституции, в том числе гомосексуальной, беспорядочных сексуальных связей между малолетними детьми, асоциального образа жизни, формируют крайний негативизм в отношении государства и правоохранительных органов. Кроме того, намеренно навязывает гипертрофированно карикатурные, издевательски уничижительные изображения людей других рас и этнических групп (что само по себе является формой расизма), провоцирует в российских детях нетерпимость и неадекватное поведение в отношении представителей других рас.
Следует еще раз отметить, что данный блок видеоматериалов рекомендуется работниками центра «Холис» для проведения профилактических занятий с учащимися (то есть занятий с детьми), не употребляющими наркотики, в целях формирования у них установки на неупотребление наркотиков. То есть предполагаемая аудитория фильма — обычные школьники в массовой школе, для них предназначается вся эта негативная, антигуманная, разрушительная для психики или бессмысленная, не нужная детям информация. Дополнительно нужно подчеркнуть, что образовательные программы, предложенные для русских школьников, были созданы американскими, канадскими и европейскими фондами специально для детей отсталых стран третьего мира — Афганистана, Никарагуа, Перу и др.
Приведем пример практических занятий «специалистов» МЦ «Холис» со школьниками 7–10 классов. Одна из шокирующих образовательных игр — постановка пятнадцатилетними детьми сцены группового секса. Особая «пикантность» — присутствие подростка, «понарошку» ВИЧ-инфицированного. Руководит постановкой классный руководитель, который прошел специальный курс обучения в центре «Холис».
«Пожалуйста, встаньте в круг. Итак, игра состоит из двух частей. Первая ее часть — вечеринка, на которой вы оказались. На этой вечеринке, так уж получилось, вы вступаете в незащищенные половые контакты. Здесь мы принимаем такую условность, что все вы бесполые. Поэтому, кто с кем вступает в контакт, не имеет значения.
Под сексуальным контактом мы будем подразумевать рукопожатие. Каждый участник должен (выделено у авторов пособия) вступить в три обязательных контакта, четвертый — по желанию. Но не больше четырех.
На этой вечеринке присутствует человек, который ранее вступал в незащищенный сексуальный контакт с ВИЧ-положительным партнером». Участники встают в круг и закрывают глаза. Учитель распределяет роли.
«Сейчас попрошу вас всех закрыть глаза, по-честному. Я пройду за вашими спинами и положу руку на плечо тому человеку, который вступал ранее в контакт с ВИЧ-положительным. Я очень прошу этого человека никак (выделено в пособии) не демонстрировать это. Не надо вскрикивать: «За что мне это?!!», заламывать руки или выходить из круга. Я прошу этого человека точно так же, как и остальных участников, после начала игры вступить в три обязательных половых контакта или в четыре, по его желанию. Но при своих контактах этот человек будет вот таким образом (демонстрируется) почесывать ладошку. Если вы получили такой знак, передавайте его при всех своих последующих контактах».
Учитель кладет одному из подростков руку на плечо. Дети открывают глаза. Команда: «Вечеринка началась!!!» У этого спектакля есть еще и вторая часть, когда те же дети инсценируют тестирование на ВИЧ (все ведь «понарошку» заразились). Под занавес дети получают «полезную» информацию о презервативе как основном «ресурсе здоровья» и адрес, по которому можно пройти тест на ВИЧ. Спектакль окончен.
«Это психотренинг, — поясняет кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТФ ВЭГУ и внештатный сотрудник Уральского отделения Российской академии образования Надежда Храмова, детально изучившая основные учебно-методические пособия центра «Холис». — Если модель поведения проиграна как допустимая, при случае в реальной жизни все пойдет по алгоритму.
Детям не оставляют выбора. Например, в одном из тестов для учащихся 7–11 классов вопрос ставится так:
«Какой половой акт ты выберешь?»:
1. с презервативом
2. без презерватива.
(Варианта «воздержусь» вообще нет).
Половые акты подразделяются на:
1. подросток — взрослый;
2. подросток — подросток.
Затем:
1. по согласию;
2. без согласия.
Глава «Легкие деньги», варианты их получения:
1. воровать (малоприятный вариант)
2. проституция (если бы я был девочкой)
3. продажа наркотиков (страшно)
В своем официальном резюме МЦ «Холис» акцентирует внимание на том, что название центра образовано от греческого слова «holos», означающее «целостный». В свете деятельности центра такие заявления можно интерпретировать как издевательства над православными идеалами целомудрия.
Нужно особо отметить масштабы этой деятельности. В интервью Светлане Кулешовой, в прямом эфире радио «Свобода» Ольга Кремлева, научный руководитель муниципального центра медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» отметила, что за 12 лет существования, центр внедрил свои программы в 185 школах Екатеринбурга. Задействованы порядка 10 регионов России (в Челябинске 80% школ ввели эти программы в течение года). Специалисты центра выезжают по приглашению даже правительства Московской области для проведения таких семинаров. Издан огромный методический пакет пособий для педагогов, которые их проводят (этим методичкам сопутствует и предшествует порядка 30-40 часов обучения этих специалистов). Кроме того, ведется широкая деятельность по налаживанию контактов с министерствами образования Украины, Белоруссии, Киргизии, Казахстана. В минувшем году был установлен контакт с испанской общественной организацией бывших наркоманов «Новые горизонты», существующей более 30 лет.
В ноябре прошлого года МЦ «Холис», уже в одиннадцатый раз, организовал научно-практическую конференцию «Спасение молодежи от наркомании». Осуществление проекта стало возможным благодаря поддержке Министерства образования и науки РФ, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), администрации Екатеринбурга. В конференции приняли участие 550 человек, среди которых были ведущие специалисты управлений городов и министерств образования из 35 субъектов РФ. Из Украины, Белоруссии, Казахстана и Киргизии управлениями образования также были делегированы сотрудники, которые в резолюции одобрили программы центра «Холис» и отметили ее эффективность.
В здании администрации Екатеринбурга прошла презентация программно-методического пакета МЦ «Холис», на которой было констатировано, что с 2000 по 2005 годы в образовательном комплексе Екатеринбурга при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) был разработан и внедрен программно-методический комплекс. Целью конференции стало подведение итогов совместного проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и МЦ «Холис» «Здоровое будущее детей». Были обсуждены вопросы, связанные с формированием национальной политики в отношении обучения подростков и молодежи на основе жизненных навыков. Были приняты проекты, направленные на создание системно-организованного профилактического пространства в регионах России и стран СНГ.
Учитывая то, что «Холис» официально является муниципальной организацией и существует на деньги городского бюджета, не вызывает сомнений то, что без дополнительного финансирования и авторитетного покровительства этот центр не смог бы осуществлять такие широкомасштабные проекты. Возникает закономерный вопрос: кому выгодна деструктивная деятельность организации, которая внедряет растлительные программы в учебные заведения? «Заслуги» в этом направлении Детского фонда ООН очевидны.
Особо нужно отметить ту роль, которую играет в вышеуказанной деятельности отдел здравоохранения Агентства США по международному развитию. В декабре прошлого года в рамках проекта правительственного отдела США «Здоровая Россия 2020» при непосредственном участии МЦ «Холис» для студентов вузов был организован показ видеофильма «Дневник Насти». Как перед этим событием сообщила руководитель Американского информационного центра при библиотеке главы Екатеринбурга Мария Тафф, этот фильм направлен на профилактику распространения ВИЧ в молодежной среде.
Показ видеофильма состоялся в Американском информационном центре. На презентации «Дневника Насти» с речью выступил генеральный консул США в Екатеринбурге Джон Степанчук. По итогам просмотра состоялась дискуссия на тему профилактики ВИЧ-инфекции среди молодежи.
Судя по всему, здоровье нашей нации находится под пристальным вниманием правительства США. Закономерным результатом такого внимания стало внедрение экспериментальных программ на территории постсоветского пространства, которое проходит при активной поддержке фондов ООН. Учитывая колоссальные масштабы осуществляемых проектов, Православная Церковь должна проявить особую бдительность и активность в сложившейся ситуации. Пока священнослужители отстаивают право читать в школах основы православной культуры, на деньги международных фондов, при поддержке властей осуществляется деятельность, которую иначе как геноцидом нации не назовешь. На фоне этой сатанинской возни очевидной является необходимость для Церкви уверенно брать инициативу воспитания молодежи в свои руки, чтобы не допустить духовного и морального разложения нации. В полной мере созрел вопрос создания православных реабилитационных центров, осуществления контроля деятельности социальных организаций. Как показала история, рассчитывать на государство в этих вопросах не приходится, а халатность и равнодушие к проблемам общества может привести к катастрофическим последствиям.
В декабре 2005 года ассоциация родительских комитетов Екатеринбурга заявила о намерении добиваться запрещения деятельности МЦ «Холис», обвинив его сотрудников в растлении малолетних. Однако, кроме шумного скандала, особых последствий обращение не имело. Только сегодня, спустя две недели после Рождественских чтений, средства массовой информации распространили известие о том, что руководство центра ушло в отставку. Скорее всего, они уже покинули пределы России. Очевидно, они переберутся в страны ближнего зарубежья, прежде всего в Украину, где в некоторых городах уже внедряются программы, аналогичные холисовским.

Подготовил Андрей Коваль