18.04.2006. КИЕВ. Монахи Свято-Богородичной Ризоположенческой обители выращивают страусов
По преданию, в XVIII веке земли, на которых размешен монастырь, принадлежали князьям Долгоруким, а в конце XIX века здесь поселились польские дворяне Хоецкие. При них в первом десятилетии прошлого века был построен дворец-усадьба с домовой церковью по проекту В. Куликовского и конюшня. А вольеры со страусами появились по благословению наместника Киевского Свято-Введенского мужского монастыря архимандрита Дамиана. Оказывается, еще по традиции древних константинопольских монастырей здесь заведено любование творением Божьим. Ведь монахам не подобает заботиться о собственной красоте, их почетное призвание — восхвалять в трудах и заботах красоту природы. Отец Дамиан однажды высказал желание разводить при скитской обители экзотических животных. Сначала это было попросту предположением, почти что шуткой. Но кто-то из прихожан подарил скиту страуса. Его приняли. Назвали Гошей.
— Поначалу даже не знали, что с ним делать, — признается послушник Вячеслав, — но потом почитали литературу, научились ухаживать.
Потом у Гоши появилась подружка, храму преподнесли еще нескольких страусов.
— Как-то двоих украли, — рассказал Вячеслав. — Позднее вместо них у нас появилось еше трое. А гам уже наши питомцы сами стали поставлять нам на радость новых страусят. Размножаются они охотно. Яйца высиживают самцы (вес яйца от полутора до двух килограммов). Надо видеть, как рьяно они защищают выволок. Попробуй приблизиться — устроят почти что танец живота!
Любопытные таблички помещены у вольеров с птицами. Ни слова об их научной зоологической характеристике (ведь, казалось бы, можно похвастать чрезвычайной страусиной скоростью!). Но вместо привычных нам по зоопарку отчетов с латинскими терминами здесь выдержки из Священного Писания на старославянском. «И сказал Бон да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной», — прочитаем то же самое в современном переводе.
Внутри вольеров мы вели себя крайне осторожно: весной страусы агрессивны.
— Если увидите, что поднялись на ноги — немедленно бегите к выходу и запирайте за собой калитку! — предостерегает Вячеслав. — У них когти такие, что и сетку прорывают…
Монастырская трапезная, в которой нам показали заветное страусиное яйцо, еше ожидает ремонта. Но домовый Храм во имя святой Елизаветы, где нам рассказали о том, как делаются крашенки и писанки, поразил драгоценными витражами в алтарной части, вызолоченной резьбой по дереву, ручной лепкой потолков, художественной отделкой стен, мраморными полами с изысканным рисунком. Изящные изразцовые печи-камины украшают и обогревают все помещения бывшего поместья.
— Яйцо, покрашенное в один цвет, называют крашенкой, — поделилась редактор монастырской газеты сестра Татьяна. — Крапанка — это когда яйцо вначале опускают в одну какую-нибудь краску, а потом на него наносят крапинки горячего воска. Он застывает, яйио кладут в другую, более темную краску, а затем опускают в горячую воду, отчего воск сходит со скорлупы и на ней остаются разноцветные пятнышки.
Орнамент же писанки условно можно разделить на геометрический и растительный, — продолжает наша собеседница. — В геометрическом поверхность яйца делится на две половинки тонкой горизонтальной полоской, а потом двумя-четырьмя кругами по вертикали. Полученные членения заполняются узором. Эти элементы носят название «куриные лапки», «ветряч-ки», «солнышко», «куколь», «маков цвет», «березовик», «гребешки», «сосна», «дубовый лист». Вот вам и полсказки, как расписать. Широко употребляется роспись поясками, название ее «бочилка». В растительных мотивах писанка делится на восемь частей или на две части вертикальной линией и на этом большом поле помещают растительный узор.
Символическое значение яйца — начало новой жизни. Оно было известно и раньше. Христиане увидели в этом символе подтверждение своей веры в грядущее всеобщее воскресение. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, которая может сокрушить ад. А килограммовое страусиное яйио служит довольно убедительным символом, превращаясь в крашенку и писанку.
Дмитрий БЕЛОВ, « ВЕДОМОСТИ»
18.04.2006. ЧЕРНІГІВ. Єпископ Амвросій відвідав благочиння єпархії