Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Церковь должна быть защищена в своих правах в своем государстве»

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Церковь должна быть защищена в своих правах в своем государстве»

— Ваше Блаженство! Прошедший год был не самым лучшим и для Церкви, и для страны. Экономические, политические катаклизмы сотрясали общество. В чем, по-вашему, их причина?
— В прошлом году сразу после окончания выборной кампании мы обратились ко всем политическим силам с призывом искать пути к стабильности и примирению. Слава Богу, мы мирно прожили год, но распрей и раздоров не смогли избежать. В течение года сменилось два правительства. Очевидно, что это не прибавило стабильности ни в одной сфере жизнедеятельности общества и государства. А когда нет единства и стабильности, трудно решать и экономические, и социальные проблемы. В области церковно-государственных отношений серьезный шаг был сделан Президентом в вопросах преподавания религиозных дисциплин в школе. Предмет был введен в школьную программу, теперь идут дискуссии об его содержании и формах преподавания. Мы настаиваем на том, чтобы школьники имели возможность знакомиться с основами православной веры и православной культуры, а не с абстрактной «религиозной этикой» или курсом «религий мира». Другие проблемы церковно-государственных отношений, к сожалению, не сдвинулись с мертвой точки. Это касается и возвращения Церкви статуса юридического лица, и вопросов реституции церковной собственности, и снятия многочисленных препон в развитии социального служения Церкви. Церковь и государство — союзники и соработники в решении многих социальных проблем, и государство не меньше нас должно быть заинтересовано в том, чтобы Православная Церковь в полной мере выполняла ту миссию социального служения, которую она несет в Украине уже целое тысячелетие.

— Но ведь в июне прошлого года Президент обратился к Вам и другим руководителям конфессий с просьбой помочь в решении именно социальных задач: беспризорных детей, которых более ста тысяч, бездомных…
— Церковь опекает детские дома, дома престарелых, хосписы, больницы, места лишения свободы. Это обязанность расположенных рядом православных приходов. В этих учреждениях мы открываем храмы, молитвенные комнаты, помогаем продуктами, одеждой. В некоторых епархиях есть телефоны доверия, по которым отчаявшиеся люди могу поговорить со священником, получить поддержку. Это очень важно, ведь у нас ежегодно регистрируется до 20 тысяч самоубийств. Церковь должна быть везде, где человеку трудно. Президент, посещая зону, был поражен тем, в Чернобыле есть православная община. Там более двухсот «самоселов», пожилые люди живут без электричества, в тяжелых условиях. Но есть храм, есть священник, и Церковь не оставит их.
У нас почти 12 тысяч приходов, 170 монастырей. По количеству вроде немало, все они в меру возможностей занимаются опекой нуждающихся. Однако для широкой социальной работы нужна и материальная, и правовая база. Церковные средства — это пожертвования. Мы сегодня строим, восстанавливаем, реставрируем тысячи храмов. На эти цели и содержание храмов уходит основная часть средств. Городские приходы в лучшем положении, а большинство сельских бедствует: села вымирают, общины редеют, а храм надо содержать, отапливать, ремонтировать, платить зарплату священнику. Многие монастыри имеют подсобные хозяйства, разводят скот, выращивают овощи и фрукты. Но для приюта нужны не только продукты питания, но и помещения, соответствующие всем санитарным нормам. С маленькими детьми, от которых отказались родители, проблемы потихоньку решаются. Например, в приюте Спасо-Преображенского Банченского мужского монастыря Черновицкой епархии содержатся 150 детей, в том числе больные ЦРБ. С подростками все намного сложнее. Скажем, Архангело-Михайловский женский монастырь в Одессе содержит благотворительную столовую, имеет приют на 85 человек для стариков, а вот с беспризорниками — проблема. Дети сложные, многие уже наркоманы, они убегают, для них нужен специальный персонал, да и нет никаких правовых оснований отлавливать и удерживать подростка при монастыре. Поэтому монахини готовят обеды и с помощью общественной организации, которая называется «Дорога домой», развозят их по местам обитания беспризорников — по подвалам, где они ночуют, свалкам. Накормить — вот, собственно, все, чем мы можем сегодня помочь беспризорникам. Ни для их содержания, ни для их реабилитации просто нет условий. Их нужно создавать совместно с государством. Ужасная трагедия нынешней зимы, когда от морозов погибли сотни людей, говорит о том, что у нас система помощи не налажена.

— Зато, судя по всему, безотказно работает система произвола в отношении верующих. Я имею в виду конфликт вокруг Свято-Кирилловской церкви столицы…
— К сожалению, рецидивы тоталитарного прошлого дают о себе знать. Свято-Кирилловская община при Павловской психиатрической больнице известна по всей Украине своей благотворительной деятельностью. Она имеет крупное подсобное хозяйство, помогает продуктами больнице, содержит благотворительную столовую, куда со всего Киева приезжают бездомные и малообеспеченные. Храм общины, памятник архитектуры, закрыли на реставрацию, а по ее окончании общину в храм не пустили. Министр по делам архитектуры заявил верующим: православных храмов в Киеве много, найдете, где помолиться. Так в хрущевские времена атеистическая власть оставляла один храм на город, остальные закрывала и экспроприировала. Парадокс, действительно, заключается в том, что Президент обращается к Церкви с просьбой расширить благотворительную деятельность, а чиновник изгоняет из храма приход, который этой деятельностью занимается успешно и много лет!

- Но ведь с таким отношением к Церкви в прошлом году мы сталкивались не только в столице, но и в некоторых регионах.
- Я уже говорил о том, что у нас часто бывает так: человек, занимая высокую должность, обещает провести газ в каждую квартиру, поднять производство, благоустроить селения, создать рабочие места, отремонтировать школы, дороги и т.д. А, заняв должность, начинает учить людей вере, тому, в какую церковь им ходить, какой она должна быть, притеснять несогласных. Конфликты и в Сумах, и в Черновцах, и в Тернополе, и в Ровно были спровоцированы представителями местной власти, которые, превышая свои полномочия, нарушая законы и Конституцию Украины, стали вмешиваться во внутренние дела Церкви, ущемлять права верующих. Верховна Рада создала специальную парламентскую комиссию, которая расследовала эти случаи и приняла постановление, рекомендующие и Президенту страны, и Генеральной прокуратуре принять соответствующие меры для исправления ситуации. Я говорил об этом с Виктором Андреевичем, он обещал лично заняться этими вопросами, но пока конфликты и в Тернопольской области, и в Ровенской не преодолены. Православная Церковь в Украине всегда, даже во времена кровавых репрессий, выполняла миссию, предназначенную Господом, — вести человека к спасению. Сегодня, в демократическом государстве, православные должны иметь право свободно исповедовать свою веру, помогать своему народу, а не находиться под постоянным прессингом властей и их предначертаний.

- Но ведь и сам Президент в своем ежегодном послании парламенту упомянул о необходимости преодоления раскола в Православии и создании единой, соборной, первоапостольской, поместной православной Церкви…
- Церковь, которую не одолеют врата ада, создал Христос Спаситель. Ни Президент, ни парламент не могут ее создать. Это Украинская Православная Церковь. Она уже существует в Украине тысячу лет, она законная, благодатная, является частью Мирового Православия, выполняет свою спасительную миссию, которую никто и никогда не оспаривал. Киев — колыбель восточнославянского Православия. Здесь родилась Русская Православная Церковь, которая и в прошлые века, и ныне объединяет больше верующих, чем все остальные Православные Церкви вместе взятые. Здесь же родилась восточнославянская православная цивилизация, давшая человечеству плеяду выдающихся мыслителей, писателей, художников, композиторов, чьи произведения по праву считаются вершинами человеческого духа. Это наше великое наследие, то, чем мы можем гордиться и что должны приумножать. Но даже «Основы православной культуры» (то, чем мы уникальны и неповторимы в человечестве) чиновники категорически не пускают в школу к детям — прямым наследникам этой культуры — даже факультативно. Зато державные мужи обеспокоены статусом УПЦ в Православии. Сегодня мы автономная Церковь в составе РПЦ, с которой находимся в каноническом единстве. Часть верующих дорожит этим древним единством, другая полагает возможным поднять статус УПЦ до автокефалии, третьи вообще считают этот вопрос не актуальным. Но в любом случае — это внутреннее дело Церкви, а не политиков или государственных деятелей. Ведь Церковь не рекомендует государству, какую форму правления иметь, президентско-парламентскую или парламентско-президентскую, в какие международные союзы вступать и т.д. Да и, кстати говоря, никто с ней и не советуется.
Православная Церковь должна быть защищена в своих правах в своем государстве. Для чего петь ей дифирамбы о «первоапостольности», если чиновник может выгнать общину из храма, как в случае с Кирилловской, или отобрать храм, как это имеет место в Тернополе и Ровно. Десятилетие не выполняются решения высших судебных инстанций державы о возвращении кафедральных соборов в Ровно и Луцке, да и в столице мы не имеем своего кафедрального собора, нашими храмами, имуществом пользуются сторонние организации.

- А как Вы относитесь к предложению некоторых политических партий компенсировать Церкви ущерб, нанесенный тоталитаризмом?
- Идея, конечно, благородная, но я не думаю, что в обозримом будущем у государства появятся возможности для ее реализации. За годы советской власти только в Киеве было разрушено 150 православных церквей и церковных памятников. То, что не разрушили, — экспроприировали, а теперь находят тысячи предлогов, чтобы не возвращать, несмотря на указы президентов и правительственные комиссии, которые неоднократно создавались за последние пятнадцать лет. А ведь это сделать гораздо проще, чем изыскивать гигантские средства для компенсаций. К тому же Церковь — это не только храмы, но и народ Божий, который сегодня бедствует. И в первую очередь надо компенсировать ему те сбережения, которых он лишился во время реформ и кризисов.

- Ваше Блаженство, а может ли государство содействовать объединению православных в Украине?
- Безусловно, может, если будет уважать каноны Церкви, научится отличать праведное от грешного, перестанет поддерживать и поощрять расколы и расколоучителей. А самое главное — выполнять собственные законы. Церковь не разделяла православных, их разделили политики, государственные мужи путем противозаконного вмешательства во внутрицерковные дела и прямого произвола над верующими. Мы молимся за единокровных и единоверных братьев наших, сущих в разделении, потому что им гораздо тяжелее, чем нам, ведь они лишены возможности через благодатные таинства Церкви получать помощь Божию. Сегодня мы возобновляем диалог с УАПЦ, создали комиссию, которая будет искать пути к единству православных в Украине.

- А не помешают ли этому диалогу нынешний накал предвыборных страстей?
- Не думаю, тем более что у нас традиционно накануне выборов все политические силы стараются быть максимально толерантными, желая заручиться поддержкой верующих, не допускают антицерковных выпадов, обещают всестороннюю помощь и поддержку, причем всем конфессиям одновременно и каждой в отдельности. Так что диалогу ничего не помешает.

- В этот раз многие священнослужители участвуют в выборах. Как это скажется на будущей власти?
- Православная Церковь древнее нашего молодого государства на тысячу лет. Она выше любых политических программ и объединяет людей разных политических взглядов. Поэтому решением Архиерейского Собора в Верховную Раду могут баллотироваться лишь миряне нашей Церкви. Их и в предыдущих созывах было достаточно много. А вот в местные советы могут идти и священнослужители. Это для нас тоже не внове, потому что наши священники есть и в областных, и в городских, и в районных, и в поселковых советах, где они, как правило, работают в комитетах и комиссиях социальной направленности. По отзывам руководителей советов, они себя хорошо зарекомендовали, поэтому нет причин запрещать им избираться и работать в представительных органах власти.

- Но ведь нынешние выборы проходят по пропорциональной системе, и священнослужители идут в партийных списках. Каким партиям Церковь отдает предпочтение?
- Наверное, тем, которые пригласили и убедили священников идти по их спискам. Мы никаких рекомендаций по этому поводу не давали и никакого учета и контроля не ведем. Программы партий, идущих на местные выборы, носят в основном ярко выраженный социальный характер, поэтому участие в них священника вполне уместно. Многие считают, что участие духовенства в выборах сделает их более цивилизованными. Выборы, какими бы судьбоносными они ни провозглашались, не должны разделять общество, перессорить граждан. Нам нужно помнить, что каждая политическая партия выражает интересы части населения страны, и они должны учитываться. Поэтому политическая полемика должна быть уважительной к оппонентам, а не уничижительной и оскорбительной. Впрочем, это первые выборы по пропорциональной системе, посмотрим, как они пройдут, а потом уже будем делать выводы, стоит ли священнослужителям вообще в них участвовать.

- А что Вы ждете от выборов?
- Мы будем молиться, чтобы к управлению страной пришли силы, объединяющие народ, а не разъединяющие его, чтобы мы побыстрее завершили определенные политреформой реконструкцию и обновления властных структур и начали заниматься созиданием. Политика не должна занимать много места в жизни общества и человека. Надо помнить о Боге, о труде, о земле, о семье и обязательно — о весне, которая не за горами.

- Вы сказали о весне, а почему многие верующие скептически относятся и ко Дню влюбленных, и к 8-му Марта?
- Без влюбленности, пожалуй, немыслимы ни отрочество, ни юность. Но Церковь стоит не за день, не за год, а за век, и не влюбленных, а любящих. За преданность и верность, за брак, за семью, за детей, как и заповедано нам Господом. Никто не запрещает дарить цветы мамам и девушкам 8 Марта и во все другие дни, потому что мы не должны упускать возможность нести радость ближнему.

Беседу вел Василий Анисимов