Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Шаргородский Пантелеимон, викарий Винницкой епархии: «Я вижу и всегда ощущаю над собой Покров Пресвятой Богородицы»

45-летие єпископа Пантелеимона

16.01.2006. ВІННИЦЯ. Єпископ Шарогородський Пантелеімон відсвяткував свій 45-літній ювілей
15 січня у Спасо-Преображенському кафедральному соборі відбулося урочисте богослужіння на честь 45-літнього ювілею вікарія Вінницької єпархії єпископа Шаргородського Пантелеімона. Святкову Божественну літургію очолив керуючий єпархією митрополит Вінницький і Могилів-Подільський Макарій. Йому співслужили архієпископи Переяслав-Хмельницький Митрофан, Хмельницький і Шепетівський Антоній, Львівський і Галицький Августин, Володимир-Волинський і Ковельський Сімеон та єпископ Полтавський і Кременчуцький Филип.
По закінченні богослужіння керуючий справами УПЦ архієпископ Митрофан зачитав привітання ювіляру від Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України, та указ Його Блаженства про нагородження єпископа Пантелеімона орденом Святого князя Володимира ІІ ступеня. З теплими словами до владики звернувся і митрополит Макарій, який поздоровив ювіляра від себе особисто та від імені всіх присутніх на святі архієреїв.
Єпископа Пантелеімона привітали духовенство з інших єпархій та представники місцевої влади. Від імені головнокомандуючого ВПС України генерал-полковника Торопчина владику Пантелеімона поздоровив його заступник генерал-лейтенант Онищенко. Вітали владику і численні гості з Сумщини, котрі у свій час допомагали йому відроджувати монастир Глинську пустинь, та численні парафіяни, які в цей день заповнили вінницький кафедральний собор.
Прес-служба Вінницької єпархії

Епископ Шаргородский Пантелеимон, викарий Винницкой епархии: «Я вижу и всегда ощущаю над собой Покров Пресвятой Богородицы»

— Владыка, вы отметили свой 45-летний юбилей, и, я думаю, уместно было бы вспомнить о Ваших детских годах и о том человеке, который впервые рассказал Вам о Боге, привел в Церковь, научил молиться.
— Я вспоминаю свои детские годы, когда было мне, наверное, лет пять. В те тяжелые для Церкви времена родители, конечно, в Церковь ходили очень редко, чаще всего ходила бабушка, которая меня привела к Церкви, к Богу. Вспоминается, когда нужно было идти в церковь, чтобы освятить пасху, я не спал, бывало, целую ночь, чтобы попасть в храм. Иногда бабушка, жалея меня, не разбудив, сама уходила на службу, и я очень сокрушался, потому что, зная красоту церковную, очень хотел побывать на праздничном торжественном богослужении. Впоследствии, когда я окончил школу и поступил в учебное заведение в Хмельницком, то чаще ходил в церковь, так как в городе это было проще сделать, чем в селе. Здесь не было такого контроля и слежки со стороны властей.

— Насколько я знаю, вы служили в армии в Москве. Наверное, эта близость к Троице-Сергиевой Лавре, к московским святыням не прошла в вашей жизни бесследно и во многом определила ваш духовный путь?
— Когда мне пришла повестка в армию, то, помню, очень мне было тяжело, прежде всего потому, что переживал, как же я буду без храма, как смогу в воскресные дни остаться без богослужения. Помню, как посадили нас в поезд на станции Шепетовка и повезли неизвестно куда (военные, которые нас сопровождали, не говорили нам об этом). Но когда уже подвозили к месту назначения, наконец-то сказали, что мы едем в Москву. Я, конечно, обрадовался этому.
Первые дни в армии были очень тяжелыми, но Господь так устроил, что вскоре у меня там появились знакомые, с помощью которых я стал ходить в храм. И когда я отслужил полгода, то смог чаще бывать в увольнениях и посещать практически все богослужения в большие праздники, а в будние дни, поскольку наши военные объекты были расположены неподалеку от церкви, я мог посещать ее, если там совершалось богослужение. Позже через своих московских знакомых я познакомился со студентами Московской духовной семинарии и мог бывать в Загорске, или, как он сегодня называется, Сергиевом Посаде, на патриарших и на монашеских богослужениях. Это меня очень сильно влекло, и именно тогда я понял, что без Церкви я жить не могу.

— После армии на вашем жизненном пути были Хмельницкий, Винница, была учеба в семинарии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом периоде.
— Когда я вернулся из армии, я пробыл всего месяц в отпуске и поехал в Троице-Сергиеву Лавру, где поступил на послушание. Пробыв там полгода, я вынужден был уехать на Хмельнитчину, поближе к своим родителям.
В то время Хмельницкой епархией управлял Винницкий архиепископ Агафангел, и я направился к нему, испрашивая благословения быть на послушании при владыке. И вот под праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы я впервые вошел в алтарь и стал исполнять иподиаконское послушание, а через месяц стал пономарем винницкого кафедрального собора, который был тогда в Рождество-Богородичном храме на Пятничанах. Через полгода я получил рекомендацию от архиерея, отвез документы в Московскую духовную семинарию и по милости Божией был принят после экзамена в число ее студентов.

— Практически все мои знакомые, которые учились в Московской духовной семинарии, с особым трепетом вспоминают о Троице-Сергиевой Лавре и чтят преподобного Сергия. Скажите, Владыка, а в вашей семинарской жизни были случаи какой-то особенной помощи по молитвам этого угодника Божьего?
— Учась в семинарии, я изъявил желание быть насельником Троице-Сергиевой Лавры. Заканчивая первый класс, я подал соответствующее прошение и в этом же году был принят в число братии монастыря. И, к моему удивлению, из десяти человек, которых тогда взяли в качестве послушников, именно меня и еще одного послушника вызвал к себе наместник. Он предложил нам принять монашеский постриг, который 20 лет назад, 5 января, и совершился.

— Еще один интересный период вашей жизни — это пребывание на Святой Земле в качестве служащего Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Расскажите, пожалуйста, об этом подробней.
— Когда я был студентом третьего класса семинарии, меня вызвали в Отдел внешних Церковных связей Московской Патриархии и предложили поехать во Святой град Иерусалим в качестве диакона в Русской Духовной Миссии. Я, конечно, с радостью согласился, потому что каждая верующая душа тянется в те места, где ступала нога Господа, где звучала Его спасительная проповедь. Таким образом, после окончания семинарии и сдачи экзаменов я был направлен во святой град Иерусалим. Как раз, помню, отслужили литургию в Свято-Даниловом монастыре с игуменом Ипполитом (сейчас он епископ Тульчинский и Брацлавский) и вместе уехали на Святую Землю. Это был как раз праздник Входа Господнего в Иерусалим. Всю Страстную седмицу мы провели в Иерусалиме и встретили там Пасху. Конечно, очень запомнились мне эти первые дни, а особенно Великая Суббота перед Пасхой, когда в иерусалимском храме сходит Благодатный огонь. Невозможно словами передать те чувства и ощущения и те движения души, которые в этот момент, когда сходит Благодатный огонь, происходят в душе каждого человека. Душа ликует, сердце радуется.
Пробыл я на Святой Земле полтора года, неся послушание в качестве диакона, члена миссии и работника канцелярии.

— Каковой была повседневная жизнь Русской Духовной Миссии в то время?
— Когда мы совершали богослужения, то молящихся обычно было немного — человек 10. Были в храме и католики, и крещеные евреи, и православные арабы, которые и являлись постоянными прихожанами этого храма и Троицкого собора.

— Наверное, вам тогда неоднократно приходилось служить и на Гробе Господнем и в других святых местах?
— В Иерусалим я поехал диаконом, а через полгода уже там стал священником. Я был рукоположен в Троицком соборе Святого града Иерусалима митрополитом Минским и Слуцким Филаретом по благословению ныне уже покойных Московского Патриарха Пимена и Иерусалимского Патриарха Диодора. И, будучи диаконом, а позже и священником, я очень часто служил и на Гробе Господнем, и на Голгофе, и в Вифлееме, и в Гефсимании, у гробницы Богоматери.

— Расскажите о своем пути от священника до епископа Украинской Православной Церкви.
— После Иерусалима я вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, но спустя несколько месяцев по благословению Патриарха был переведен в Данилов монастырь, возведен в сан игумена и поставлен ризничим монастыря, где пробыл пять лет. Далее, по ходатайству Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, я был переведен в братство Киево-Печерской Лавры, где полгода занимал должность казначея и затем был назначен наместником Глинской Рождества-Пресвятой Богородицы пустыни в Сумской области — древней обители, которая в свое время славилась духоносными старцами. Через 4 года, в 2000 году, я был рукоположен в сан епископа.

— Насколько мне известно, за время вашего управления этот монастырь буквально возродился и поднялся из руин. Тяжело ли было восстанавливать обитель?
— В то время, когда я пришел в обитель, там практически ничего не было, кроме зданий — разрушенных и полуразрушенных, но, как говорится, Бог не в силе, а в правде. Потихоньку монастырь стал возрождаться.
Мы начали с молитвы и, конечно же, стали облагораживать и украшать храм, чтобы люди, которые приходят в обитель, чувствовали уют, сердечную теплоту и доброе христианское отношение к себе братии монастыря. Все это — богослужение, красота храма и прежде всего дух христианской любви, который царил в обители, — стали привлекать людей, а так как люди потянулись к монастырю, то среди них Господь послал и таких, которые стали предлагать и оказывать помощь в строительстве новых храмов в монастыре.

— Владыка, и в завершение нашей беседы я хочу спросить, как вы восприняли свое назначение на Винницкую кафедру?
— Как человек верующий, я все воспринимаю как Промысел Божий, ибо, как сказано в Писании, «от Господа исправляются стопы человеком». Я думаю, что так оно и есть, потому что я сюда пришел как раз на Введение Божией Матери и стал иподиаконом, а через 22 года также на праздник Введения совершал свое первое архиерейское богослужение в Виннице. И опять же, все значимые события в моей жизни так или иначе связаны с Богоматерью. Я всегда ощущаю над собой Покров Пресвятой Богородицы — и раньше, и сейчас, и думаю, что так будет и в дальнейшем. У меня на родине, в селе, где я родился и где прошло мое детство, храм посвящен Рождеству Божией Матери, здесь в Виннице кафедральный собор, откуда начался мой духовный путь, был в то время Рождество-Богородичный. Еще помню, что во время прохождения воинской службы одна верующая женщина, прихожанка московского храма, подарила мне икону Рождества Пресвятой Богородицы, а позже я был наместником Глинской пустыни, которая также носит имя Рождества Божией Матери. Я думаю, это не случайно…

Беседу вел диакон Владислав Демченко