Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.03.2006. СИМФЕРОПОЛЬ. Церковь проводит работу по предотвращению суицида среди военнослужащих

23 марта в Симферополе прошел семинар для заместителей командиров воинских частей по воспитательной работе и психологов Отдельной бригады береговой охраны по вопросам предотвращения суицида среди военнослужащих, в котором, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, принял участие руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Димитрий Кротков, выступивший с докладом: «Взгляд Православной Церкви на самоубийство и пути его предотвращения». В своем выступлении он, в частности, сказал: «Заповедь «не убий», данная через пророка Моисея на Синае (Исх. 20:13) была подтверждена Спасителем и в новозаветное время: «Не убивай… люби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 19,18-19). Закон охранять жизнь другого дан, как продолжение естественного закона охраны собственной жизни. Таким образом, одинаково запрещается любое убийство, в том числе и направленное против себя. Нигде в Священном Писании не повелевается любить себя, ибо это свойственно человеку по самой его природе: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5,29). Попрание этого естественного закона делает самоубийство еще отвратительнее для нравственного чувства, чем человекоубийство.
Вся священная история Ветхого и Нового Заветов раскрывает превосходящую разумение любовь Божию к человеку, постоянное попечение о нем. Посягая на свою жизнь, человек дерзко восстает против промысла Божия, презирает Божию любовь, похищает право Божественной власти и совершает самосуд.
Но один Бог является Праведным Судией, и для нас «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33).
Праведный Иов лишился всего что он имел, оказался в самых лютых душевных и телесных бедствиях, и на полные отчаяния слова жены («Похули Бога и умри») Иов ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2, 9-10). В ветхозаветное время люди вполне осознавали то, что только Бог вправе распоряжаться жизнью человека. «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит», — воспевает Бога св. Анна пророчица (1 Цар.2,6). Премудрый царь Соломон обращается ко Господу: «Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь» (Прем. 16, 13). Вся наша жизнь находится в руках Божьих и принадлежит Ему: «Видите ныне, (видите), что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор.32,39).
Священное Писание представляет нам только двух самоубийц — израильского царя Саула и Иуду Искариота, одного из двенадцати апостолов. Оба они до своего падения испытали особую милость Божию. Саул из сына обычного израильтянина сделался первым царем избранного народа, был помазан на царство пророком Самуилом. В помазании ему были сообщены особые дары Духа Святого: дар пророчества, дар мудрости и силы (Щар.9-11). Иуда сподобился быть одним из ближайших учеников Господа, был посылаем, как и все они, совершать исцеления и в обоих случаях нераскаянные грехи погубили духовные дары. Саул, оставленный Богом за своеволие и корыстность, не желая попасть живым в руки врагов, пал на свой меч. «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил Его» (1 Пар.10,13-14). Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12,6). Иуда продал своего Божественного Учителя за 30 сребреников, что составляло цену самого дешевого, слабого раба. Раскаявшись же в содеянном, он не оплакал свой грех, подобно трижды отрекшемуся от Христа апостолу Петру, но удавился.
В церковь часто приходят убитые горем люди — родственники, близкие самоубийц — с настойчивой и неизменной просьбой и мольбой: отслужить погребение. Но подобные просьбы чаще всего невыполнимы, поскольку в Православной Церкви самоубийство — страшное преступление. Души самоубийц лишаются церковного погребения и церковной молитвы, даже в былые времена самоубийц погребали вне кладбища. Это хорошо известно всем православным христианам.
В нашем обществе не принято говорить о самоубийствах, и о людях, наложивших на себя руки, стараются не вспоминать… Но самоубийства занимают третье место среди причин смерти (первое — смерть от болезни, второе — от несчастных случаев). Ежегодно кончают жизнь самоубийством около полумиллиона человек. С начала XIX века статистика самоубийств во всех странах мира обнаруживает постоянное и равномерное возрастание и причина кроется в отпадении человека от Бога.
Самый низкий уровень самоубийств в странах, где традиционно доминирует одно вероисповедание (Греция, Италия, Филиппины, Албания и Армения); средний показатель — в Австралии, США; высокий и очень высокий показатель — Латвия, Литва, Эстония, Венгрия. В настоящее время Россия и Украина занимают второе место в мире по количеству самоубийств — 37,4 на каждые 100 тыс. человек. В армии с начала года произошло 14 самоубийств.
Считается, что болезнь самоубийц — депрессия. Депрессия — самый часто встречающийся синдром душевных расстройств. Жертвами депрессии становятся не только люди преклонного возраста, но и молодежь и даже дети. Состояние уныния, безрадостности, тоски, оставленности, неразделенной любви, внеслужебные взаимоотношения, увы, так свойственны воинам. Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненного уныния и самоубийства, является именно грех. Об этом свидетельствует весь опыт Православия.
Безудержный рост самоубийств в наше время порождён не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения, бездуховности, безнравственности. Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, экономические кризисы. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина одна — в нарастающем безверии, неимении духовного руководства и поддержки свыше, которая укрепляет, наставляет и направляет в жизненном пути, подавая все необходимое в жизни и давая выход из любой ситуации и даже безвыходной посредством обращения к Богу и раскаянии в совершенных преступлениях пред Ним. Ибо грехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: «Все плохо, надеяться не на что, все равно умирать, так лучше сейчас…». При невротической форме депрессивных расстройств, связь их с морально-нравственным состоянием воина определяется самая непосредственная.
Истинная причина депрессивных расстройств, как правило, в совершаемых перед тем грехах и беззакониях, которые накапливаясь и обременяя душу не находя выхода ведут к погибели- самоубийству. Завышенный уровень требований, не осуществившихся в реальной жизни, всегда оставляет в душе чувство неудовлетворенности, печали, горечи, тоски. Именно уныние и отчаяние могут являться как бы предвестниками этого страшного греха — самоубийства — осознанного лишения себя жизни.
Люди без ума и язычники считали акт самоубийства «смелым» поступком, признаком сильной воли. Но с православной точки зрения самоубийца не герой, а трус, так как подлинная смелость заключается не в стремлении избежать душевных страданий, неприятностей и несчастий, а в умении мужественно принять и перенести их. Кроме того, древняя мудрость гласит: каждому человеку выпадает в жизни ровно столько страданий, сколько он может перенести — не более того. Нет таких обстоятельств, которые не смог преодолеть человек, оказавшийся перед трудным сплетением жизненных проблем.
Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против божественного порядка и своего назначения в нашем обществе. Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно, а не в припадке исступления, Церковь признает столь же тяжким грехом, как и убийство. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий; следовательно, кто самовольно лишает себя жизни, тот кощунственно отвергает этот дар. Церковь смотрит на сознательного самоубийцу, как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «пошел и удавился». Отсюда понятно, что умышленный самоубийца лишается церковного погребения и поминовения.
Самоубийство — позорная смерть законченного эгоиста, думающего только о себе, но никак не о других людях, о своей семье и друзьях, о своих обязанностях по отношению к ним».