17.02.2006 — 10.03.2006
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
17.02.2006. СИМФЕРОПОЛЬ. Состоялось очередное заседание Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий»
В епархиальном управлении Симферопольской епархии состоялось очередное заседание Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий» при участии его сопредседателей — митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и главы духовного правления караимов Украины Эль Давида Моисеевича.
На заседании обсуждались вопросы распространения четвертого выпуска информационного бюллетеня совета. Также состоялась презентация календаря на 2006 год, выпущенного секретариатом Межконфессионального совета и посвященного акции «Я выбираю жизнь» по профилактике распространения ВИЧ-СПИДа среди молодежи и борьбе за здоровый образ жизни, которая проводилась членами совета 1 декабря 2005 года — во Всемирный день борьбы со СПИДом.
28.02.2006. ВАТИКАН. Папа Римский Бенедикт XVI призвал преодолеть раскол между католиками и православными
Папа Римский Бенедикт XVI высказался за преодоление раскола между Католической и Православной Церквами. Он заявил об этом, принимая находящуюся в Риме делегацию учащихся Богословской академии Греческой Православной Церкви. По мнению понтифика, преодоление раскола между христианами Запада и Востока должно стать обязательной и неотъемлемой целью как католиков, так и православных. Бенедикт XVI считает, что в последние сорок лет в отношениях двух церквей появились много признаков, позволяющих надеяться на достижение единства.
Gazeta.ru
03.03.2006. ВЕНА. В Русской Православной Церкви считают, что отказ Бенедикта XVI от титула «Патриарх Запада» никак не повлияет на православно-католические отношения
В Московском Патриархате считают «абсолютно необоснованным» утверждение Ватикана о том, что отказ папы Римского Бенедикта XVI от титула «Патриарх Запада» был обусловлен желанием улучшить отношения с православными Церквами.
«Остается загадкой, каким образом опущение титула «Патриарх Запада» может улучшить отношения Римского престола с православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского», — говорится в заявлении епископа Венского и Австрийского Илариона, представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.
По его мнению, титул «Патриарх Запада» был одним из наиболее приемлемых, с православной точки зрения, наименований римского епископа, управляющего западными епархиями некогда единой христианской Церкви, тогда как другие титулы имеют весьма спорное происхождение.
Так, например, звание «верховного понтифика» (pontifex maximus) носили римские императоры-язычники, а титул «преемник князя апостолов» отражает католическое учение о том, что верховная власть апостола Петра, перешедшая к римскому епископу, подчиняет ему всех христиан. Данное учение неоднократно оспаривалось православными, напоминает епископ Иларион. Он также выразил надежду на то, что Папский совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу.
В настоящее время полный титул папы Римского звучит следующим образом: «Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник Князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих».
Интерфакс-Религия
07.03.2006. ВАТИКАН. Православным Церквам следует признать первенство папы Римского, считает представитель Ватикана
Секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фаррелл полагает, что православный мир должен признать примат папы Римского для преодоления раскола между Римско-католической и Православной Церквами.
«Различий между нами немного, и в основном это психологические и культурные барьеры, нежели фундаментальные богословские отличия. Но есть одна специфическая проблема. Я не называю ее сложной, но ее решение потребует сверхусилий с обеих сторон. Речь идет о принятии положения о первенстве епископа Рима (один из титулов папы Римского)», — заявил Б. Фаррелл в интервью католическому агентству «Zenit». Непонятно, с какой стати православные должные это признавать, и какие «свехусилия» в этом признании должна предпринять католическая сторона.
07.03.2006. ЛЬВІВ. Український католицький університет отримав державну ліцензію на підготовку богословів
Державна акредитаційна комісія Міністерства освіти і науки України прийняла рішення надати Українському католицькому університету ліцензію на підготовку бакалаврів богослов’я.
10.03.2006. КИЇВ. Лідер Автокефальної Православної Церкви Мефодій: “Деякі релігійні публіцисти з числа прихильників патріарха Філарета дуже хворобливо поставилися до відновлення нашого діалогу з УПЦ”
У інтерв’ю, розміщеному інтернет-ресурсом “Сила народу”, Мефодій прокоментував поновлення діалогу з Українською Православною Церквою. Він, зокрема, зазначив: “Дійсно, наприкінці минулого року ми звернулися до Предстоятеля Української Православної Церкви Блаженнішого Митрополита Володимира з пропозицією відновити діалог, який був розпочатий у 1995 році. У своєму зверненні ми запропонували відновити роботу комісії та висловили надію, що в рамках її роботи зможемо «в дусі братської любові обговорити можливі шляхи відновлення єдності українського Православ’я». Адже ситуація, коли в країні існують декілька православних юрисдикцій, що не перебувають в канонічному спілкуванні між собою, абсурдна…
…Я знаю, що деякі релігійні публіцисти з числа прихильників патріарха Філарета дуже хворобливо поставилися до відновлення нашого діалогу з УПЦ. Однак вони даремно шукають у наших діях якийсь прихований зміст або «таємні» та «сепаратні» домовленості. Наші дії послідовні та публічні…”
”Сила народу”
10.03.2006. НЬЮ-ЙОРК. Синод РПЦЗ отказал в участии во Всезарубежном соборе послу США в Украине за контакты с ЦРУ
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) выступил против участия во Всезарубежном соборе посла США в Украине Джона Хёрбста. Ранее посол, а также священник Леонид Пляц были избраны делегатами от Одесской епархии РПЦЗ для участия в соборе.
На сайте этой епархии, возглавляемой епископом Агафангелом (Пашковским), сообщается, что Синод отказал в участии «мирянину Джону Хёрбст», поскольку он «по долгу своей службы имеет контакты с ЦРУ».
Отцу Леониду было также отказано по той причине, что он «в момент перехода в РПЦЗ находился под запрещением в Русской Православной Церкви.
Как сообщил «Интерфаксу» источник в РПЦЗ, в конце февраля Синод направил епископу Агафангелу официальный ответ. В нем говорилось, что члены Архиерейского Синода «не сомневаются в личных качествах и достоинствах Джона Хёрбста», но его «нельзя считать свободным членом» Всезарубежного собора, поскольку он не может «участвовать в общественной жизни в качестве частного лица» без ведома и согласия Государственного департамента США, будучи по должности обязанным «поддерживать позицию своего правительства». Поэтому «присутствие такого делегата, безусловно, многими было бы воспринято как проявление своего рода «сергианства», а члены Синода желают быть совершенно свободными от какого-либо политического вмешательства на соборе», сказано в документе.
Члены Синода Зарубежной Церкви также отметили, что «немногим более года тому назад в Киеве состоялся переворот, к которому США имели прямое отношение», поэтому «присутствие посла США в Киеве на Всезарубежном соборе может быть воспринято в России как провокационное».
Что касается священника Л. Пляца, то его участие во Всезарубежном соборе, как отметили в РПЦЗ, «может быть ущербным» для Церкви, поскольку у многих возникает вопрос относительно личности «священника, принявшего монашеский постриг, давшего монашеские обеты, а также постригшего свою жену в великую схиму, а затем передумавшего это».
Документы, полученные предсоборной комиссией от Минской епархии Московского Патриархата, подтверждают, что в 1992 году отец Леонид без разрешения своего епархиального начальства принял монашеский постриг с именем Георгий, а затем постриг свою жену в великую схиму. Пострижены в монашество им были и еще несколько женщин.Однако год спустя иерей счел свои собственные действия «противоправными и преступными с духовной точки зрения» и попросил митрополита Минского Филарета «все сии постриги считать недействительными».
Священник был прощен и продолжил жить со своей супругой, освободившейся от схимнических обетов. Однако впоследствии за новые канонические и моральные нарушения Л. Пляц был лишен священного сана, покинул Минскую епархию и перешел на службу к епископу Агафангелу из РПЦЗ.
В настоящее время на сайте Одесской епархии РПЦЗ опубликована докладная записка, в которой Л. Пляц обвиняет Московский Патриархат в «проповеди неверного учения», что, на его взгляд, «может быть квалифицировано как ересь против святых Таинств Тела и Крови Христовых». «Распространителем лжеучения», по мнению бывшего монаха, «является один из ведущих профессоров Московских духовных академии и семинарии, талантливый проповедник» Алексей Осипов.
Интерфакс-Религия