Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протоиерей Николай Курдий. Воспитание и образование: православный взгляд

Воспитание и образование: православный взгляд

Протоиерей Николай Курдий, кандидат богословия, настоятель Трехсвятительского храма города Днепропетровска

Замечательный ученый Николай Иванович Пирогов, опубликовав в 1856 году свою статью под названием «Вопросы жизни», взял в качестве эпиграфа такой диалог:
— Кем вы хотите сделать Вашего сына?
— Человеком.
— (Изумленно!) Но что такое человек? Такой профессии не существует!
И действительно, вся наша нынешняя система воспитания и образования нацелена на приобретение знаний, практических навыков, на подготовку специалиста. А где же человек? Кто такой человек, что его волнует, к чему он идет — такой должна быть главная задача и воспитания, и образования.
Православие даёт нам определенную картину того, кто такой человек и что нужно сделать для того, чтобы рожденный стал человеком. Прежде всего оно утверждает, что то, что мы получили от рождения, требует исправления, большого труда, чтобы это рожденное стало человеком.
Главной задачей воспитания на Руси (по крайней мере, до Петра І) было вырастить человека христианином. Что было примером, нормой человечности? Иисус Христос, высочайшие нравственные идеалы Евангелия, бесчисленное множество примеров жизни святых. Чтобы достичь такой нормы человечности, православие предлагало человеку избавляться от всего, что называлось грехом, сообразуя себя с Богочеловеком.
С чего же начинать? Почему при своем естественном рождении, состоянии человек нуждается ещё в дополнительном воспитании? Православие утверждало и утверждает, что мы в нашем теперешнем состоянии больны. Как же ужасно для нас это звучит! Как это трудно принять! Я же чувствую, что я хороший! А если я хороший, то почему творю плохое? Откуда эта глупая гордыня, зависть, осуждение? Откуда даже у детей капризы, непослушание? А почему мы восхищаемся по-настоящему благородными, порядочными людьми? Ведь есть в человеке стремление к добру, некое мерило, говорящее нам о том, что есть человек. И православное учение как раз является отражением подлинного, реального состояния человеческой души. Православие утверждает, что внутри каждого человека есть образ Божий — совесть.
Православное воспитание, образование всегда основывалось на аскетике — науке о правильной человеческой жизни.
Первым этапом такого воспитания было осознание того, что я совсем не то, чем должен быть. Понаблюдайте за собой со стороны, как мы живем? Объедаемся, гордимся, радуемся неудачам ближних и завидуем успехам других! И вот тут первой задачей аскетики является подвиг объективного взгляда на себя. Это первый шаг на пути к изменению себя в лучшую сторону. А без понимания смысла жизни, без ответа на вопрос «зачем я живу?» никакие изменения в духовном развитии невозможны. К сожалению, в нашей сегодняшней педагогике ответов на эти вопросы вы не найдете. Православие же утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь». Православие открывает человеку смысл жизни, показывает, что земная жизнь — это дверь в жизнь вечную. А поскольку человеческая природа повреждена, то задачей православного воспитания будет начать исцеление поврежденной грехом природы. То есть задача такого воспитания, во-первых, предупредить от развращающего начала, а, во-вторых, приобрести, привить добро, добрые качества и объяснить, почему это хорошо.
Здесь необходимо акцентировать внимание на важнейшем моменте — воспитании целомудрия! В жизни всех молодых людей в период их взросления наступает такой момент, о котором есть замечательное высказывание: «И ад, и земля, и небо с особым участием наблюдают за человеком, когда в нем пробуждается эрос». Древняя мудрость с большой осторожностью относится к этому периоду. Ведь если отнестись к этому неверно, можно испортить всю свою дальнейшую жизнь, можно просто погубить её. И в то же время можно во благо использовать всю колоссальную энергию этого периода.
Если посмотреть на всю историю человечества, то вы увидите столкновение двух противоположных позиций по отношению к этому вопросу. В язычестве — низведение человека до уровня животного состояния при вседозволенности поведения. Христианство же говорит «береги это», вовсе не отвергая этого. Ведь первое чудо Иисуса Христа было совершено именно на свадьбе в Кане Галилейской. Христианство лишь предупреждает, чтобы человек не превысил допустимой нормы, предела, перейдя который, человек может потерять нечто такое, чего уже никогда не сможет приобрести.
Именно в этом возрасте для человека открывается та прекрасная чаша, которую можно испить с наслаждением, вступив в брак, а можно расплескать по каплям, втоптав драгоценный напиток в грязь.
У нас же наблюдается какое-то повальное стремление через все средства массовой информации низвести прекрасные чувства до скотского уровня. Вот пример из интервью с одним современным психологом:
— Молодежь сейчас очень волнует проблема супружества, семейных отношений.
— Ах, это вы о сексе? Надо рассказывать как можно раньше и как можно больше!
— А вот ещё вопросы смысла жизни интересуют молодых…
— Смысл жизни? Ни в коем случае! Это же очень опасно, начнет думать — обязательно попадет в какую-нибудь секту!
К сожалению, современная культура предлагает нам как раз то, что христианство называет злом. Особенное зло могут причинить слишком ранние знания, несущие в себе разрушительную для человека и его души силу.
Православное воспитание направлено на обретение счастья, к которому всегда стремился человек. И счастье это состоит в том, чтобы достичь Царства Божия, которое «внутрь вас есть». Православное воспитание состоит в ясном понимании того, кем мы хотим сделать школьника, студента, вообще молодого человека. При этом христианство, православие не только ставит вопросы, но и даёт четкие, недвусмысленные ответы на них. Если человек вырастет Человеком, то и полученные знания он будет использовать во благо себе и другим, иначе — беда…
Православие утверждает: нет большей ценности, чем душа человеческая. Развитие души, сообразование личности человеческой с образом Божиим, стремление к высшему нравственному идеалу — Богочеловеку Иисусу Христу, «Вы бози, и сынове Божии есте» — вот какой идеал предлагает нам христианство!