Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

20.01.2006. КИЕВ. Завершился семинар посвященный перспективам школьного христианского образования в контексте украинского законодательства

В Киеве 19-20 января прошел научно-практический семинар на тему «Законодательство Украины об образовании и Церковь». Семинар был проведен при участии Министерства образования и науки Украины, украинской ассоциации религиознавства, Центра просветительских программ МАХШ, Европейской Ассоциации педагогов-христиан и других.
Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела образования, миссионерства и катехизации УПЦ, прокомментировал мероприятие: «У православных христиан, несомненно вызывает удивление дата проведения семинара. 19 января — день Крещения Господня или Богоявления, двунадесятый праздник, занимающий важнейшее место в литургическом году. Это значит, что первый день работы семинара должен был пройти без участия православных христиан, поскольку те в это время участвуют в праздничном богослужении. Такой подход организаторов говорит либо об их невежестве, либо о намеренной провокативной деятельности. Трудно представить конференцию по проблемам иудаизма, проводимую в шаббат или Йом-Кипур. Трудно также представить какую ни будь практическую конференцию в США в День Благодарения. Чтобы проводить важное собрание и обсуждать религиозные вопросы в день такого праздника, да и еще в стране, подавляющее большинство жителей которой идентифицируют себя с восточно-христианской традицией, нужно быть или невеждой или провокатором.
В то время как Православная Церковь который год бьется над введением религиозно-нравственного компонента в процесс школьного образования, участники семинара проявили совершенное безразличие к этому вопросу и подтвердили свое удовлетворение секулярной моделью общества, то бишь продолжающим жить ленинским декретом об отделении Церкви от школы. Их полностью удовлетворяет настоящая ситуация и они предлагают свой путь нравственного оздоровления общества.
Этот путь заключается, по их мнению, в создании частных религиозных школ. Эти школы должны стать альтернативой светской безрелигиозной школе. С целью поделиться опытом работы таких школ в Киев приехали преподаватели и юристы из США и Великобритании. Были подробно рассмотрены вопросы возможного финансирования таких школ, сочетания общегосударственных образовательных требований с уровнем образования в частных школах. Было отмечено, что само появление таких школ и их количественный рост связаны с процессами дехристианизации западного общества. Они(эти школы) являются попыткой остановить рост антихристианских тенденций в развитии евроатлантической цивилизации.
Совершенно очевидно, что речь идет не о православных и даже не о католических, а о протестантских школах. В нашей стране роль первой скрипки играют, как кажется, адвентисты. Их активность становится заметной всякому, кто присмотрится к процессам религиозного образования в Украине. Наше Министерство Образования и Науки, все еще страдающее аллергией на Истину и, традиционно отмахивающееся от Православия, в данном случае проявило завидное участие и радушие.
В силу различных исторических причин западное общество, раньше нас болеющее многими болезнями, раньше нас сумело выработать и способы противодействия этим болезням. То к чему мы еще не готовы, то что нам еще до конца не известно, уже известно протестантским деноминациям. Как итог — они более готовы к вызовам глобализации и к борьбе с аномалиями секулярного общества. Как говорится — грех не воспользоваться моментом. И вот они спешат протолкнуть свои проэкты создания ассоциации христианских школ, обратиться ко всем вышестоящим инстанциям, объединиться, и т.д. При этом общеобразовательную школу, а значит – большинство учащихся детей готовы оставить в рабстве у нынешней бездуховной образовательной системы. Лишь бы традиционные православные ценности и жизненные ориентиры остались недосягаемыми для миллионов детей, сидящих за партой.
Что же касается православных христиан, то создание православных садиков, школ, гимназий для нас пока — почти что «Земля недосягаемая». То ли наше количественное доминирование нас убаюкивает, то ли сказывается наследие советского прошлого, то ли мы просто «ленивы и нелюбопытны» (А.С. Пушкин), но так или иначе похвастаться в этой области нам пока нечем. В наших руках остается, по-прежнему, несколько традиционных рычагов воздействия на ситуацию.
Во-первых: воскресные школы. Они должны быть везде, то есть на каждом приходе.
Во-вторых: работа с родителями, со взрослыми. Ведь наименее воспитаны они, и их неисправленная и невоцерковленная жизнь негативно влияет на детей.
В третьих: нужно миссионерствовать. Без приказа сверху и без циркуляра, а в силу принадлежности к Церкви и, тем более, в силу благодати священства. Нужно знакомиться с людьми и идти туда, куда можно придти: в школу, вуз, садик, воинское подразделение, больницу. Нужно говорить с людьми и, что не менее важно, слушать людей. Но все это лишь для того, чтобы помочь людям воцерковиться, прийти к Чаше. Ведь Истина не в словах, а в деле и силе, и важнее всего в жизни духа – Евхаристия…
Всякое подобное собрание рождает в душе грусть от того, что чувствуешь себя сидящим на сундуке с сокровищами и не пользующимся ими. «Телесные, духа не имущие» предпринимают попытки, дерзают, трудятся и упрекают нас — хозяев ситуации в этой стране и наследников Благодати — в бездействии.
Впрочем жизнь Церкви не от «крови и плоти», то есть не от человеческого фактора. Она живет воскресшим Христом, Который созерцается всякой верующей душой в недрах церковной жизни. А «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16,8), т.е. у мирских в мире многое получается лучше чем у нас. Это, конечно, не всецелое оправдание и время ждет от нас активности в неизвестных пока областях. Даст Бог, появятся и у нас православные учебные заведения разного уровня. Даст Бог, и мы научимся противодействовать духу века сего не только жизнью литургической, но и активностью в сфере социальной. По крайней мере вызов нам брошен и многомиллионный крещенный люд ждет от Церкви внятных и жизненных ответов».